Автор: Белякова Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: пгт.Смирных Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи учащихся посредством привития интереса к чтению"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
Кафедра теории и методики
начального образования
БЕЛЯКОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
Развитие речи учащихся посредством привития интереса к чтению
Контрольная работа
по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературе»
студентки 403 Н курса специальности 050708.65
«Педагогика и методика начального образования»
Проверил:
к.п.н., доцент
Федоренко Т.Г.
Южно-Сахалинск
2011
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. Особенности развития речи младших школьников…………………….5
2. Пробуждение и развитие интереса к чтению…………………………...9
3. Использование «цветовых» перифраз как средства
развития речи учащихся через привитие интереса к чтению……………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...20
2
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании.
Основная цель национального проекта «Образование» – повышение качества
знаний российских школьников. Появились вариативные системы обучения,
организуются опытно–экспериментальные работы, касающиеся модернизации
технологий.
На современном этапе развития общества, каждый учитель старается
обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных
технологий. Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников
отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно
овладеть
ребенку,
но
и
предмет,
посредством
которого
он
будет
осваивать
другие дисциплины.
Литературное
чтение
способствует
целенаправленному
развитию
всесторонней
личности,
как
одно
из
необходимых
условий
становления
человека
современной
культуры,
самостоятельно
строящего
свою
жизнь
и
отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.
В
процессе
чтения
художественных
произведений
у
ребенка
накапливается
опыт
разнообразных
непосредственных
читательских
переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до
грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных
жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности,
реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает,
уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них
конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в
устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что
художественные
произведения
написаны
литературным
языком,
точным,
образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим
особенностям детского восприятия.
3
На
примерах
простых,
доступных
рассказов
дети
учатся
понимать
содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими
лицами,
их
характерами
и
поступками,
оценивают
данные
поступки.
В
элементарной
форме
дети
получают
представление
об
изобразительных
средствах языка художественных произведений.
«На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть
как на окно, через которое мы можем показать детям ту или другую сторону
жизни»
1
.
Цель работы – показать содержание работы по развитию речи учащихся
посредством привития интереса к чтению.
Задачи:
1.
На
основе
анализа
научно-педагогической
литературы
дать
характеристику речевого развития младших школьников.
2.
Раскрыть
методы
и
формы
работы
по
развитию
речи
учащихся
посредством привития интереса к чтению.
1
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. С. 234.
4
1. Особенности развития речи младших школьников
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать
формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой
деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная
речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи
учащихся
в
связной
речи
обеспечивают
и
в
большей
мере
определяют
успех
в
учебной
работе
по
всем
предметам,
в
частности
способствуют
формированию
полноценного
навыка
чтения
и
повышению
орфографической грамотности.
В
основу
начального
курса
русского
языка
положено
всестороннее
развитие
речи.
Этой
задаче
подчинено
изучение
фонетики,
морфологии,
элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по
чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и
выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и
правильным
употреблением
слова,
над
словосочетанием,
предложением
и
связной
речью,
над
орфографически
грамотным
письмом
–
вот
основное
содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено,
которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет
их
в
учебный
предмет
–
русский
язык.
Наличие
этого
связующего
звена
открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания
системы
занятий
по
развитию
речи,
единой
для
уроков
грамматики
и
правописания.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека
порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает,
что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены
им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к
тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует
5
разнообразных приёмов и средств.
Чтобы дети говорили хорошо, живо
эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо «ввести
учащегося в роль увлекательного рассказчика»
1
, умеющего передать замысел
простыми
словами.
Необходимо
развивать
творческое
воображение
детей,
учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те
места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая
установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать
от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили
себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.
Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной
речи
и,
следовательно,
он
должен
отвечать
требованиям
к
содержанию,
построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно
акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения,
полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое
богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на
разговор, так как его монологическая речь ещё не развита.
Общими
требованиям,
предъявляемым
к
речи,
должна
отвечать
как
устная,
так
и
письменная.
Учить
содержательной,
логичной,
ясной
и
правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной
речи
необходимо
давать
детям
минимум
теоретических
сведений,
так
как
навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с
первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются
к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит
говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.
Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых
строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что
такое
рассказ,
описание,
рассуждение,
сказка;
чем
отличается
описание
предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает
рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по
1
Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1984. С. 23 – 25.
6
наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в
процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.
Как показывают специальные исследования и педагогическая практика,
дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с
первого
класса,
следует
знакомить
учащихся
с
некоторыми
правилами
построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте
части и предложения друг с другом.
Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой
композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к
изложению и связываются с работой над планом.
Элементы
описания
и
рассуждения
включаются
в
повествование
постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои
рассказы,
следует
учить
детей
находить
эти
элементы
в
текстах,
предназначенных для изложений. При построении связного текста большое
значение
имеет
использование
разнообразных
синтаксических
конструкций,
которые
придают
речи
логическую
связанность,
убедительно сть,
эмоциональную
выразительность.
Однообразные,
однотипные
по
структуре
предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком
связного
текста.
Формирование
умения
строить
речь
в
определённой
композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и
умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.
Важное
место
в
системе
работы
над
речевым
развитием
учащихся
занимает работа над произносительной стороной речи. Звуковая культура речи
предполагает
чёткую
артикуляцию
звуков,
отчётливое
их
произношение,
выговаривание,
умение
использовать
голос
и
различные
средства
выразительности.
Важно
работать
над
техникой
речи,
дикцией
и
выразительностью.
Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников –
работа над словарём учащихся. «Слово – наивысшая смысловая единица языка
7
свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний»
1
.
Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он
выражает свои мысли.
На уроках в начальной школе учитель осуществляет
работу
по
обогащению
словаря
детей,
развивает
чувство
языка,
желание
говорить ярко, образно. Литературному языку в его устной и письменной форме
свойственны
пять
стилей:
разговорный,
научный,
официально-деловой,
публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей
позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую
ситуацию.
Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратится
ко
всем
сторонам
анализа
связной
речи:
содержательной,
структурной,
языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более
направленные
и
продуктивные
умения
и
навыки
составления
связных
высказываний,
что
способствует
совершенствованию
качества
письменных
работ младших школьников.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов –
научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что
планомерная
и
последовательная
работа
по
развитию
речи
учащихся,
проводимая
на
основе
сознательного
освоения
ими
сведений
о
средствах
межфразовых связей, обеспечивает решение этой задачи.
1
Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1977. С. 82.
8
2. Пробуждение и развитие интереса к чтению
Известно, как нелегко обучить детей технике чтения и как еще труднее
воспитать воистину увлеченного читателя. Научиться складывать из букв слова
и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение –
это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве»
1
. А
для
побуждения
к
такому
соучастию
необходимо
пробудить
и
развить
у
учеников
до
некоторого
необходимого
порогового
уровня
интеллект,
эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и
способности к
творчеству. Главное на пути к этому – организовать процесс так, чтобы чтение
способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала
потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Выделяются
два
направления
обучения
чтению
детей
младшего
школьного возраста:
1 . Формирование
читателя.
На
этом
уровне
важную
роль
играет
познавательный интерес школьника, не имеющего своего жизненного опыта.
И
именно
на
этом
этапе
необходимо
пробудить
в
нем
эмоциональную
отзывчивость, способность к сопереживанию.
2. Приобщение к литературе как особому виду искусства. На этом этапе
важно
создание
постоянно
развивающихся
как
«читающей»,
так
и
«воспринимающей» среды,
приобщение учеников не только к восприятию
наследия
высокохудожественной
литературы,
но
и
к
творческому
высокохудожественному литературному самовыражению.
Именно на учителе начальных классов лежит высокий труд по синтезу
этих двух направлений, непрерывного их слияния и развития.
Формирование
читателя
как
первичная
цель
достигается
ее
составляющими:
- развитие интереса к книге и стремления к чтению;
- привитие ученикам навыков чтения и умения читать с удовольствием;
1
Цветаева М. Избранные сочинения. М.: Слово, 2001. С. 368.
9
- системной организацией творческих конкурсов чтецов и показательных
занятий с элементами театрализации и фольклористики с целью развития у
учащихся также и воображения, артистичности, творческого самовыражения.
Особенно эффективными и стимулирующими становятся такие мероприятия в
присутствии родителей, а также проводимые учениками
3-4-х классов для
младших классов. Обычно такие мероприятия приурочиваются к различным
праздникам. Их значение невозможно переоценить.
Побуждением, желанием чтения, то есть, стремлением к чтению движет
любопытство. Дело учителя – способствовать перерастанию обыкновенного
любопытства
в
осознанное,
творческое,
то
есть
в
любознательность,
в
познавательную
деятельность,
помогать
ученикам
не
останавливаться
на
запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Здесь
педагогически особенно значимо чтение, мотивированное любознательностью,
целенаправленным
интересом,
потому,
что
становится
для
детей
занятием
приятным и желанным, что позволяет привить им умение осмысленного чтения
и анализа прочитанного.
Видеть,
осознавать
за
прочитанным
текстом
присутствие
личности
автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего,
со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней –
непременное
свойство
умения
читать.
Чувство
автора,
понимание
автора,
принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения, которая
прививается постепенно, системно и планомерно.
Через чтение сказок, стихов и прозы, системный и всесторонний анализ
прочитанного
формируются
привычка
и
навык
полноценного
вдумчивого
чтения и сам грамотный читатель.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через
уроки
литературного
чтения,
внеклассное
чтение,
через
сотрудничество
со
школьной
и
с
детской
библиотекой
и
участием
в
их
мероприятиях,
через
семейное
чтение,
конкурсы
чтецов,
театрализованные
инсценировки,
литературные праздники. Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие
10
возможности
для
творчества,
познавательного
развития
детей.
Обсуждение
книг,
конкурсы,
театрализованные
инсценировки
перед
родителями
и
младшими классами
проходят с большим интересом, несут в себе большой
эмоциональный заряд. Хорошим подспорьем в воспитании читателя является
участие
творческого
библиотекаря,
испытывающего
радость
от
общения
с
книгой, с читателями, способного вести диалог с автором и читателями. Когда
учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе и согласовано,
это приносит ощутимые результаты. Весьма значимы и мероприятия городской
детской
библиотеки,
позволяющие
расширить
кругозор
детей
в
море
интересного и этим еще более усилить желание к познанию через чтение. Успех
развития читательского интереса у детей
зависит и от участия родителей.
Важно создать книжное окружение, «читающую» среду как в школе, так и в
семье. Для стимулирования интереса немаловажна и «воспринимающая» среда,
т.е.,
семья,
класс,
школа,
межшкольные
мероприятия.
Это
достигается
выставками книг, поделок, рисунков, разучиванием стихов и песен к значимым
датам и праздникам,
развитием у учеников навыков выразительного чтения,
участием в инсценировках, участием в конкурсах чтецов, составлением
и
разгадыванием
кроссвордов
и
загадок
на
литературные
темы.
Важно
подведение
итогов
таких
мероприятий.
Немаловажно
подведение
итогов
библиотеками. «Самая читающая школа», «Самый читающий класс», «Самая
читающая
семья»,
«Самый
читающий
ученик».
Все
это
в
комплексе
способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому
слову, развитию творческих способностей, сплачивает семью, классы, школу.
Развитое
желание
читать
перерастает
в
глубокую
духовную
потребность
в
чтении
1
.
Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и
восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное
восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием.
Оно
представляет
собой
сложный
процесс,
который
непременно
включает
1
Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа. 2007. № 6. С. 72 – 74.
11
возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к
той действительности, которая в нем изображена»
1
.
Неподготовленному
читателю
трудно
прилагать
усилия
к
раскрытию
идеи
произведения
–
он
этому
не
обучен,
и
постепенно
по
этой
причине
развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает
образа,
представления
или
настроения.
Читать
становится
неинтересно
и
скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не
становится.
М.С .
С оловейч ик
говорит
о
необход имо ст и
уч ит ь
д е т е й
«обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой
В процессе
изучения
литературных
произведений
учитель
должен
научить
учеников
общаться, советоваться, делиться мыслями, чувствами с другими людьми, т.е.,
самовыражению с помощью речи
2
. По определению психолога В.А. Артемова,
«…речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний
посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в
различных видах деятельности и общественных отношений»
3
. К сожалению, в
последнее время в нашей стране возникла проблема снижения культуры речи,
тенденция
к
распространению
жаргона,
сленга
и
просторечия.
Поэтому
неизмеримо возросла роль школы в обучении детей культуре речи на чистом
русском языке. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и
нравственного
развития
детей
должен
стать
язык
произведений
нашей
классики.
Прикосновение
к
текстам
больших
художников
слова
при
«исследовании» языкового материала, частичном или всестороннем анализе
текстов
должно
быть
предельно
осторожным,
вдумчивым,
чутким.
Особое
внимание
следует
уделять
урокам
изучения
поэтических
произведений,
на
которых
можно
использовать
музыкальные
произведения,
живопись
и
цветопись.
1
Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. СПб.: Каро, 2006. С. 77.
2
Соловейчик
М.С.
Русский
язык
в
начальных
классах.
Теория
и
практика
обучения
/
Под
ред.
М.
С.
Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская, Г. А. Цукерман, В. Г. Горецкий, О. В. Кубасова и др. М.: Академия,
1997. С. 46. 383 с.
3
Артемов В.А. Очерк психологии речи. М.: Психология, 1994. С. 86.
12
3. Использование «цветовых» перифраз как средства
развития речи учащихся через привитие интереса к чтению
Одним
из
важнейших
показателей
уровня
культуры
человека,
его
мышления,
интеллекта
является
его
речь.
Любое
речевое
высказывание
складывается
из
слов
и
их
сочетаний,
выстроенных
в
определенной
последовательности в соответствии с замыслом. Чем богаче словарь человека,
тем шире у него возможность выбора и более точного, более оригинального и
выразительного оформления мысли. Основными источниками обогащения речи
учащихся являются произведения художественной литературы. Развитию речи
детей
может
помочь
использование
изобразительных
средств
языка,
в
частности, таких, как перифразы – «… обороты речи, состоящие в замене
названия предмета или явления описанием его существенных признаков или
указанием
на
его
характерные
черты».
Они
придают
речи
образность,
выразительность, делают ее красивой и точной. Перифразы метафоричны, т.е.
опираются
на
иносказание,
на
способность
слова
выступать
в
«образных»
значениях.
Поэтому
семантику
перифраз
следует
проводить
способом
развернутого
объяснения,
обращая
внимание
на
изобразительное
значение
перифразы.
Программа начальных классов не предусматривает специальной работы
над
перифразами.
Поэтому
встречающиеся
в
художественной
литературе
перифразы
должны
разъясняться
учителем.
Знакомство
с
перифразами
начинается
уже
в I
классе.
Особенно
большое
количество
перифраз
с
«цветовыми»
прилагательными
встречается
в
загадках,
которые
в
игровой,
занимательной форме учат наблюдательности, вырабатывают смекалку.
Например:
Красная лисица из норки не выходит. (Язык)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
13
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю. (Рот и зубы)
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш)
В основном в загадках зашифрованы объекты и явления природы.
Голубой платок,
Красный колобок.
По платку катается, Людям усмехается,
На всех глядит, А на себя не велит. (Небо и солнце)
Белый Тихон
С неба спихан.
Где пробегает –
Ковром устилает.
Всю зиму гулял,
А весной убежал. (Снег)
Черная корова весь мир поборола. (Ночь)
Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
Белая скатерть весь мир укрыла. (Снег)
Перифразами
с
«цветовыми»
прилагательными
обозначаются
также
объекты растительного и животного мира.
Золотое решето
14
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домов –
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Белая кибитка
Без окон, без дверей. (Яйцо)
В поле сестрички стоят
Желтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашки)
Использование загадок на уроках русского языка при изучении словарных
слов, грамматических правил привносит в познавательный материал игровые
элементы, оживляющие урок. Это помогает учителю избежать монотонности
урока, которая может привести к утомлению и потере внимания учащихся.
Уже
в
период
обучения
грамоте
дети
знакомятся
с
понятием
многозначности слова. К пониманию полисемии они приходят от иносказания,
«образного»
употребления
слова.
В III
классе
учащимся
можно
показать,
сколько значений, помимо прямого, приобретает слово золото в зависимости от
прилагательного, с которым оно употребляется
Алое золото донорская кровь
Белое золото хлопок
Голубое золото природный газ
Зеленое золото лес
15
Коричневое золото бурый уголь
Серое золото цемент
Черное золото нефть
Серебристое золото рыба
Дети практически усваивают метафорический характер слова. Золотом
называют то, что высоко ценится как полезное, редкое, дорогое.
От многозначности слов дети переходят к омонимам, словам, одинаковым
по звучанию, но имеющим разную семантику. Например, зеленым золотом
можно назвать не только лес, но и хмель, чай, пастбище; красным зверем –
лисицу, куницу, рысь; серой разбойницей – ворону, крысу; черной молнией –
пантеру, соболя. Как видно, семантика каждой перифразы различна, но все
слова обладают одинаковыми признаками: лес, хмель, чай, пастбище ценят за
полезные свойства, уникальность. Лиса, куница, рысь обладают ценным мехом.
Ворону и крысу объединяет серая окраска и воровские, разбойничьи повадки.
Пантеру и соболя характеризует быстрота движений и темный окрас меха.
При
составлении
устных
и
письменных
высказываний
дети
часто
допускают
повтор
одного
и
того
же
слова.
Употребление
перифраз
с
«цветовыми»
прилагательными
поможет
избежать
данной
ошибки.
С
этой
целью можно составить синонимические ряды:
белый медведь – белый аристократ;
белый вездеход;
хозяин белого безмолвия;
реки - голубые артерии;
голубые дороги;
голубые нивы;
лес - зеленый океан;
зеленая нива;
16
зеленое море;
лиса - рыжая плутовка;
рыжая птичница;
кот - серый мурлыка;
серый плутишка;
серый воришка;
снегирь - малиновый уголек;
жарко – розовый фонарик;
румяное яблочко;
волк - серый разбойник;
серый санитар.
Выполняя функции замещения, перифразы уменьшают число повторений
одного и того же слова, при этом речь становится образной, выразительной,
яркой.
Одной
из
важнейших
задач
развития
речи
школьников
является
обогащение
и
активизация
словаря.
Поэтому
в
изучении
перифраз
с
«цветовыми»
прилагательными
важна
системность
и
последовательность.
Употребление
перифраз
будет
способствовать
перенесению
как
можно
большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. С этой
целью можно проводить диктанты. Например, учитель записывает перифразу, а
ученики записывают ее значение, или, наоборот, учитель зачитывает значение, а
ученики должны как можно больше подобрать перифраз к этому слову.
Весьма
полезным
пособием
для
работы
являются
словари.
Практика
показывает,
что
многие
учителя
успешно
применяют
собственные
дидактические разработки, в частности, составляют краткие словари эпитетов,
синонимов и т. д.
17
Работа с перифразами развивает интеллект, помогает осваивать учащимся
литературное, с признаками артистизма художественное чтение, способствует
развитию
навыков
осмысленного
и
беглого
чтения,
вызывает
интерес
к
чтению
1
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте.
1
Дурова. И.В. Использование «цветовых» перифраз как средство развития речи учащихся // Начальная школа.
2007. № 1. С. 54 – 57.
18
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению
лучших книг и талантливо их прочесть - задача взрослых (будь то родитель,
писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит
в силу чтения.
Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение
читателя
к
чтению
книги,
произведения
печати,
приобретающих
для
него
значимость
и
эмоциональную
привлекательность
в
меру
соответствия
его
духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Другими
словами читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы
определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для
конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение
которой
приносит
читателям
эмоциональное
наслаждение,
доставляет
ему
радость, вызывает положительное отношение к себе.
Ребенок, который много читает, интересуется разнообразными сюжетами,
может находить весьма неожиданные и неординарные решения, в отличие от
других. Он создает свои неповторимые творческие работы с помощью слова,
изменяет
восприятие
литературного
образа
так,
чтобы
видеть
его
новые,
скрытые от наблюдения стороны.
Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она
была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически
правильной,
точной
и
содержательной
делают
речь
школьника
все
уроки
понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и
интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря
урокам литературного чтения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов В.А. Очерк психологии речи. М.: Психология, 1994. С. 86.
19
2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1977. 512 с.
3.
Дурова.
И.В.
Использование
«цветовых»
перифраз
как
средство
развития речи учащихся // Начальная школа. 2007. № 1. С. 54 – 57.
4. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа.
2007. № 6. С. 72 – 74.
5.
Политова
И.И.
Развитие
речи
учащихся
начальных
классов.
М.:
Просвещение, 1984. С. 23 – 25.
6 .
Рож и н а
Л . Н .
П с и хол о г и я восприятия
литературного
героя
школьниками. СПб.: Каро, 2006. С. 77.
7. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика
обучения / Под ред. М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская, Г. А.
Цукерман, В. Г. Горецкий, О. В. Кубасова и др. М.: Академия, 1997. 383 с.
8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,
1987. С. 234.
9. Цветаева М. Избранные сочинения. М.: Слово, 2001. С. 368.
20