Напоминание

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала


Автор: Анастасия Александровна Белова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 90
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование творческих способностей у детей старшего

дошкольного возраста в процессе создания учебно-

дидактического материала.

Автор: Белова Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ № 90 г.

Мурманск

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это

вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении

творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в

дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые

всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности. Философы и

психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой

деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого

произведения.

Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать

объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием

определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и

умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет

объективное и субъективное значение. Объективное значение детского

творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате

ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное

значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только

семья, но и наше общество.

Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая,

наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для

себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но

субъективная ценность как средство творческого роста значима не только

для конкретного индивида, но и для общества.

А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное

воздействие на ребенка

. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум

(знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость),

чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны

личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее

развивать в нем творчество.

И.Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой

деятельности, определяет такие её черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;-

видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение новой функции предмета (объекта);

- способность к альтернативным решениям;

- видение структуры объекта; - комбинирование ранее известных способов

деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс

отличается от привычного обучения. Анализ исследований позволяет нам

рассматривать творчество как качественное личностное образование,

развивающееся в процессе овладение ребенком собственной

деятельностью, в результате накопления опыта творчества.

Важная роль в формировании творчества у детей старшего дошкольного

возраста на наш взгляд принадлежит деятельности по созданию учебно-

дидактического материала. Так как возможности и преимущества данного

вида деятельности очевидны: сама деятельность направлена на решение

задач проблемного характера и предусматривает высокую степень

активности и самостоятельности, обуславливающую появления у ребенка

творческой позиции.

Работа по созданию учебно-дидактического материала является

продуктивным видом деятельности. Дидактический материал не столь

сложен по своему содержанию и техническому оформлению, может быть

изготовлен в совместной деятельности воспитателя и ребенка. Такая форма

организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого, и

детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется

достаточный багаж знаний, умений, опыта.

Принимая участие в изготовлении дидактического материала, старшие

дошкольники вырезают формы, делают выкройки для конструктивных

поделок из бумаги, изготавливают наглядный материал для занятий по счету

(вырезают фигурки, делают счетные карточки). В результате работы дети

проявляют изобретательность и оригинальность в создании реального

продукта.

Я считаю, что важным условием формирования детского творчества

является овладение навыками ручной умелости, усвоение знаний об

окружающем мире, используемых в процессе создания учебно-

дидактического материала. Недостаточная степень развития технических

умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу,

снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок

хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его

направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций,

что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое

отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело,

регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы

обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют

от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения

усвоенных знаний и умений.

Из выше сказанного хочется отметить, что ребенок не может усвоить опыт

творчества самостоятельно, поэтому именно взрослый является носителем и

передатчиком всех знаний и умений.

Анализ исследований (Блехер, Коротковой Н.А., Дороновой Т. Н.) по

рассмотренной проблеме дает мне основания определить следующие

требования к дидактическому материалу и условия для организации

совместной деятельности по созданию дидактического материала.

Педагогические требования к дидактическому материалу:

1) дидактический материал должен содействовать развитию ребенка;

2) дидактический материал должен отвечать требованию динамичности

(должен побуждать ребенка к разнообразным действиям с ним);

3) дидактический материал должен быть соответствующим образом

оформлен (привлекательное красочное оформление, чтобы вызывать у

ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус);

4) дидактический материал должен соответствовать ряду гигиенических

требований (требование безопасности превыше всего;

5) должен содействовать поролевой идентификации (дидактический

материал следует подбирать с учетом гендерных различий дошкольников);

6) учитывать возрастные особенности развития детей старшего дошкольного

возраста (должен содействовать развитию ребенка);

7) соответствовать программному содержанию.

В моей работе были разработаны этапы организации деятельности по

созданию дидактического материала:

1. Мотивационный. Предполагает соучастие детей в совместной

деятельности со взрослым по созданию дидактического материала и

направлен на стимулирование потребности в создании дидактического

материала.

2. Деятельностно-обучающий. Предполагает совместную деятельность

взрослых и детей как равноправных партнеров, направлен на формирование

мотивов и умений целенаправленно осуществлять деятельность по

созданию дидактического материала.

3. Реализации. Предполагает реализацию творческой позиции в совместной

деятельности по созданию дидактического материала и направлен на

создание условий, обеспечивающих проявление творческой позиции.

Для реализации данных этапов нами созданы следующие психолого-

педагогические условия:

1) Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок —

ребенок», «ребенок — взрослый» для развития ручной умелости;

2) Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов

деятельности;

3) Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на

занятиях по созданию учебно-дидактического материала.

4) индивидуально — дифференцированный подход к детям.

Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних

условий присвоения им опыта творчества, накопленного человечеством.

Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы

познания мира, формирует основы личной культуры. При этом степень

проявления творчества как личностного качества ребенка зависит от

характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в

этом процессе.

Литература:

1) Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение,

1988. С. 42.

2) Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933 №7-8.

3) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., мозаика-синтез.,

2005. С. 54.

4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 52.



В раздел образования