Автор: Анастасия Александровна Белова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 90
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
Раздел: дошкольное образование
Формирование творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста в процессе создания учебно-
дидактического материала.
Автор: Белова Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ № 90 г.
Мурманск
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это
вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении
творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в
дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые
всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности. Философы и
психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой
деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого
произведения.
Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать
объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием
определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и
умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет
объективное и субъективное значение. Объективное значение детского
творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате
ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное
значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только
семья, но и наше общество.
Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая,
наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для
себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но
субъективная ценность как средство творческого роста значима не только
для конкретного индивида, но и для общества.
А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное
воздействие на ребенка
. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум
(знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость),
чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны
личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее
развивать в нем творчество.
И.Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой
деятельности, определяет такие её черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;-
видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение новой функции предмета (объекта);
- способность к альтернативным решениям;
- видение структуры объекта; - комбинирование ранее известных способов
деятельности с новыми.
И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс
отличается от привычного обучения. Анализ исследований позволяет нам
рассматривать творчество как качественное личностное образование,
развивающееся в процессе овладение ребенком собственной
деятельностью, в результате накопления опыта творчества.
Важная роль в формировании творчества у детей старшего дошкольного
возраста на наш взгляд принадлежит деятельности по созданию учебно-
дидактического материала. Так как возможности и преимущества данного
вида деятельности очевидны: сама деятельность направлена на решение
задач проблемного характера и предусматривает высокую степень
активности и самостоятельности, обуславливающую появления у ребенка
творческой позиции.
Работа по созданию учебно-дидактического материала является
продуктивным видом деятельности. Дидактический материал не столь
сложен по своему содержанию и техническому оформлению, может быть
изготовлен в совместной деятельности воспитателя и ребенка. Такая форма
организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого, и
детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется
достаточный багаж знаний, умений, опыта.
Принимая участие в изготовлении дидактического материала, старшие
дошкольники вырезают формы, делают выкройки для конструктивных
поделок из бумаги, изготавливают наглядный материал для занятий по счету
(вырезают фигурки, делают счетные карточки). В результате работы дети
проявляют изобретательность и оригинальность в создании реального
продукта.
Я считаю, что важным условием формирования детского творчества
является овладение навыками ручной умелости, усвоение знаний об
окружающем мире, используемых в процессе создания учебно-
дидактического материала. Недостаточная степень развития технических
умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу,
снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок
хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его
направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций,
что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое
отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело,
регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы
обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют
от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения
усвоенных знаний и умений.
Из выше сказанного хочется отметить, что ребенок не может усвоить опыт
творчества самостоятельно, поэтому именно взрослый является носителем и
передатчиком всех знаний и умений.
Анализ исследований (Блехер, Коротковой Н.А., Дороновой Т. Н.) по
рассмотренной проблеме дает мне основания определить следующие
требования к дидактическому материалу и условия для организации
совместной деятельности по созданию дидактического материала.
Педагогические требования к дидактическому материалу:
1) дидактический материал должен содействовать развитию ребенка;
2) дидактический материал должен отвечать требованию динамичности
(должен побуждать ребенка к разнообразным действиям с ним);
3) дидактический материал должен быть соответствующим образом
оформлен (привлекательное красочное оформление, чтобы вызывать у
ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус);
4) дидактический материал должен соответствовать ряду гигиенических
требований (требование безопасности превыше всего;
5) должен содействовать поролевой идентификации (дидактический
материал следует подбирать с учетом гендерных различий дошкольников);
6) учитывать возрастные особенности развития детей старшего дошкольного
возраста (должен содействовать развитию ребенка);
7) соответствовать программному содержанию.
В моей работе были разработаны этапы организации деятельности по
созданию дидактического материала:
1. Мотивационный. Предполагает соучастие детей в совместной
деятельности со взрослым по созданию дидактического материала и
направлен на стимулирование потребности в создании дидактического
материала.
2. Деятельностно-обучающий. Предполагает совместную деятельность
взрослых и детей как равноправных партнеров, направлен на формирование
мотивов и умений целенаправленно осуществлять деятельность по
созданию дидактического материала.
3. Реализации. Предполагает реализацию творческой позиции в совместной
деятельности по созданию дидактического материала и направлен на
создание условий, обеспечивающих проявление творческой позиции.
Для реализации данных этапов нами созданы следующие психолого-
педагогические условия:
1) Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок —
ребенок», «ребенок — взрослый» для развития ручной умелости;
2) Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов
деятельности;
3) Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на
занятиях по созданию учебно-дидактического материала.
4) индивидуально — дифференцированный подход к детям.
Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних
условий присвоения им опыта творчества, накопленного человечеством.
Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы
познания мира, формирует основы личной культуры. При этом степень
проявления творчества как личностного качества ребенка зависит от
характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в
этом процессе.
Литература:
1) Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение,
1988. С. 42.
2) Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933 №7-8.
3) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., мозаика-синтез.,
2005. С. 54.
4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 52.