Напоминание

Информационно-исследовательский проект с детьми старшей логопедической группы «Друг наш воздух»


Автор: Русакова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 90
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Информационно-исследовательский проект с детьми старшей логопедической группы «Друг наш воздух»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационно-исследовательский проект с детьми старшей

логопедической группы «Друг наш воздух»

ВЫПОЛНИЛА:

Русакова Лариса Леонидовна,

воспитатель МБДОУ № 90 г. Мурманска

Мурманск

2020

Введение

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он

может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным

плавный

полет

дирижабля

и

стремительное

движение

самолетов.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с

воздухом везде, но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать

то, о чем раньше не задумывался или не догадывался - ребенку еще не под

силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза

и уши. А вот если эти же знания

придут

к нему через руки, через

деятельность, то это вызовет у детей

радостное удивление, пытливый

анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

Формирование познавательной мотивации и речевой активности у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет осуществляться

эффективнее при условии вовлечения их в процесс исследования, анализа и

формулирования

причинно

следственных

связей.

Познавательно

исследовательская деятельность будет способствовать развитию логического

мышления, диалогической речи и общения с взрослыми и сверстниками, а

также умению составлять схемы и памятки.

Цель проекта:

Раскрыть понятие «воздух», его роль в жизни человека, животных и

растений.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством

организации опытно-экспериментальной деятельности.

2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других

живых организмов.

3. Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои

предложения, мнения.

Предполагаемые результаты:

Дети будут иметь представления о свойствах воздуха. Смогут

рассказать о том, какую пользу воздух приносит растениям, животным,

человеку.

Участники

проекта:

дети

старшей

логопедической

группы,

воспитатель, родители.

Срок проведения: 1 неделя.

Тип проекта: информационно – исследовательский.

2

Организация детской экспериментально - исследовательской

деятельности

1 этап.

Подготовительный.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской

работы.

Подбор

наглядно-дидактических

пособий,

демонстрационного

материала.

Создание технической базы для детского экспериментирования:

- основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и

формы;

- природный материал: камешки,

песок, глина, кусочки почвы,

салфетки, воздушные шары, пакеты.

Работа с родителями.

С помощью родителей сделать для каждого ребёнка бумажные веры

для занятий.

Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации,

рекомендации по теме проекта. (Приложение 11)

2 этап

Реализация проекта.

Понедельник

1.Познавательное занятие «Познакомьтесь - воздух» (Приложение 1)

2.Подвижная игра «Воздушный шар» (Приложение 2)

Вторник

1. Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»

(Приложение 3)

2. НОД «Где можно найти воздух» (Приложение 4)

Среда

1. Речевая игра «Ветер - ветерок» (Приложение 5)

3

2. Дидактическая игра «Какой ветер» (Приложение 6)

3. Наблюдение на прогулке за ветром (Приложение 7)

Четверг

1. НОД «Чем дышат рыбы?» (приложение 8)

2.Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек,

ленточек.

Пятница

1. Обобщающее занятие по теме воздух (Приложение 9)

2.Дыхательная гимнастика «Поиграем носиком» (Приложение 10)

3 этап

Презентация исследовательского проекта «Друг наш воздух».

Заключение

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные

результаты. У детей сформировалось представление о значении воздуха в

жизни всего живого, о его необходимости.

Дети узнали, из чего состоит воздух, о его свойствах. Как чистый

воздух влияет на укрепление здоровья каждого из нас и всего живого на

земле.

С помощью опытов и экспериментов доказали, что воздух есть везде, у

детей развились такие качества, как любознательность, наблюдательность,

мыслительная деятельность, умственные способности, речь, научились

анализировать. Появилось желание к исследовательской деятельности.

Сформировалось

позитивное

отношение

к

окружающему

миру,

желание исследовать его всеми доступными методами.

4

Список литературы

1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-

Пресс, 2007.

2. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» –

М.: Педагогическое общество России, 2005.

3.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество

России, 2003.

4. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с

окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия» – М.: Т.Ц. Сфера,

2006.

5. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)

пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен - Пресс»,

2006.

6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для

детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие –

СПб: Детство-Пресс, 2009.

5

Приложение 1

Конспект ОД «Познакомьтесь – воздух»

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его

свойствах.

Задачи занятия:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах

воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни

человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные

связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-закрепить элементарные представления об источниках загрязнения

воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых

правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание

детей;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в

различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность

детей.

Ход занятия:

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как

настоящие

ученые-исследователи.

Для

этого

я

приглашаю

вас

в

лабораторию.

Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

6

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не

было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло

бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы

мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше

везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей

лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом

убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите

веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий

ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках?

(воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух

бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы.

Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы

приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его

потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные

шины)

7

Приложение 2

Подвижная игра «Воздушный шар»

Цели: развивать у ребят память, интерес к рифмам, учить сочетать

слова и движения.

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в

соответствии с текстом и по показу педагога.

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в

центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая

шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки

ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

8

Приложение 3

Конспект ОД «Где можно найти воздух?»

Воздух

легко

обнаружить,

если

создать

его

движение.

Материалы: воздушные

шарики,

соломинки

и

мыльный

раствор,

целлофановые пакеты.

Перед опытом воспитатель проводит беседу о воздухе и предлагает

детям обнаружить воздух вокруг себя и в различных предметах.

Опыт:

— Возьмите ленточки и подуйте на них. Что происходит и

почему? (Мы собираем ртом воздух и этим воздухом дуем на ленточки, они

начинают двигаться).

— Возьмите воздушные шарики и надуйте их, что получилось и

почему? (Шарики надулись, потому что мы в них задули воздух).

— Возьмите соломинки и стаканчики с водой. Соломинки опустите в

воду.

Через

соломинку

вдувайте

воздух.

Что

вы

видите? (Со

дна

поднимаются пузырьки). Что это?(воздух).

— Возьмите соломинки, опустите в мыльную воду и сделайте мыльные

пузыри. Что получилось и почему? (Мы вдуваем воздух через соломинку в

мыльные капельки. Мыльные капельки надуваются и летят, как воздушные

шарики).

— Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте, не надувая их,

собрать в пакет воздух. Как можно набрать в пакет воздух? (дети раскрывают

пакет и набирают воздух).

Итоги:

— Ленточки колышутся.

— Воздушные шарики надуваются и летят.

— Мыльные пузыри надулись и летят.

— Воздух попал в целлофановый пакет.

Почему? Ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде

появляются пузырьки, потому что мы дуем через трубочку. Шарики

9

изменили свою форму, потому что мы их надули. Мыльные капельки

полетели, потому что мы их надули воздухом. Целлофановый пакет изменил

свою форму, потому что мы им собрали воздух.

Вывод: Вокруг нас находится воздух. Он невидим, но он может

попадать в предметы и изменять их .

10

Приложение 4

ОД рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»

Цели:

— упражнять детей в рисовании предметов округлой формы,

— воспитывать любовь к окружающему, желание поделиться с

близкими своими впечатлениями,

— развивать наблюдательность, аккуратность в работе с красками,

желание доводить дело до конца.

Материалы: тонированные альбомные листы голубого цвета, кисти,

краски, баночки с водой, надутые шары разного цвета

11

Приложение 5

Речевая игра «Ветер - ветерок»

Работа с родителями.

1. С помощью родителей сделать для каждого ребёнка бумажные

вееры.

Цели:

— привлекать родителей к совместной деятельности с садиком и

непосредственно детьми;

— объяснить и продемонстрировать для чего нужен веер и как им

пользоваться.

2. Речевая игра «Ветер-ветерок!»

Ветерок поёк песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» — дети

произнося звук ш громко; а когда «Дует слабый ветер» — произносят звук ш

тихо.

Цели: упражнять детей в правильном произношении звука ш с разной

силой воспроизведения.

12

Приложение 6

Дидактическая игра «Какой ветер?»

Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы, свойствах

и разновидностях ветра.

Игровые

правила: определить

положительные

или

отрицательные

свойства ветра.

2. Игровые действия: Дети рассматривают сюжетные картинки и

определяют, какой ветер на них изображён.

Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре.

Ход игры.

Воспитатель на магнитной доске выставляет картинки с изображением

ветра. Дети должны определит, какой ветер, хороший или плохой.

— Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.

— Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.

— Дети пускают воздушного змея.

— Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.

— На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.

И т. д.

13

Приложение 7

Наблюдение «Что такое воздух»

Цель: обобщить,

уточнить

знания

детей

о

воздухе;

закрепить

элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении

чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической

безопасности. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной

деятельности. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему

миру.

Словарная работа: бесцветный, невидимый.

Загадка:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Вопросы:

Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а

затем выдохнем.

Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух).

Но что же такое воздух?

Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).

Почему мы его не видим?

Почему называем невидимкой? (Воздух - лёгкий, невидимый).

Как доказать, что мы дышим?

Опыт с воздухом: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к

носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего

дыхания).

14

Приложение 8

Конспект ОД по экспериментированию «Чем дышат рыбы?»

Коррекционно - образовательные цели:

- формирование у детей представлений о рыбах, как о живых существах,

живущих в воде;

- формирование знаний у детей о характерном строении рыб.

Коррекционно – развивающие цели:

- развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с

окружающими предметами;

- формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать,

комментировать, прогнозировать результаты опытов;

- развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный

интерес;

Коррекционно – воспитательные цели:

- воспитывать интерес к познаванию окружающего мира, бережного

отношению к окружающего мира.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся на рыбалку.(Дети змейкой друг за

другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе)

- Ловите, ловите каждый по одной.

2. Беседа по теме.

- А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

- А в каких водоемах живут рыбы?(в реке, море, озере)

- Значит они какие?(речные, морские, озерные)

- Посмотрите на картинки, и назовите знакомых рыб? (окунь, щука, дельфин

и т. д.)

3.Игра «Назовите части тела».

- Скажите, а рыбы у вас у всех одинаковые?(Нет)

15

- А чем они отличаются? (Цветом, размером, формой)

- А есть у них что то общее? Рассмотрите внимательно и сравните между

собой.

- Да, части тела. У каждой рыбы есть: голова, туловище, плавники, брюхо,

хвост, глаза, рот.

4. Дыхательная гимнастика.

Дети встают в круг и берутся за руки.

- Давайте послушайте как мы дышим (все дети прислушиваются к своему

дыханию)

- Вдох (через нос) делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.

- Сейчас мы с вами подышали чем? (воздухом)

- А чем дышат рыбы? В воде есть воздух? Сейчас мы с вами узнаем.

Экспериментирование по теме «Рыбы».

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента:

Положить в воду кусочек пластилина. Через некоторое время на нем

появляются пузырьки воздуха.

Вывод: В воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в

воде становиться мало и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально

делают проруби, чтобы вода быстро не замерзала, кладут в нее пучки соломы

и присыпают снегом. Через снег и солому хорошо проходит воздух в воду.

Вспомним сказку «По щучьему велению» : вода была скована льдом, щуке

была нечем дышать и она поднялась поближе к воздуху.

16

Приложение 9

ОД «Что мы узнали о воздухе»

Цель:

Развивать

познавательные интересы;

расширить знания

детей об окружающем мире:

свойстве

воздуха,

земли,воды,

огня,

взаимодействие между ними.

Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды,

глина,

кирпич,, бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная,

спираль для исследования воздуха,

стаканчики с водой для каждого

ребенка.

Словарная работа: свойства, воздух, опыт, почва

Ход занятия

- Дети, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем?

(воздух)

- Конечно, вы догадались, что речь идет о воздухе,

которым мы

дышим.

Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб

дышать)

- Правильно, воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и

растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для

дыхания.

- Как вы думаете, можно увидеть воздух?

(воздух нельзя увидеть)

- Почему? (потому что воздух прозрачный)

- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы

в нашей комнате.

(дети – стенки аквариума, стекла окон)

17

- Молодцы.

- Воздух есть везде, только мы его не видим. Но в опыте его увидеть

можно.

Опыт № 1

Попробуйте вдохнуть воздух ртом.

- Какой он на вкус? (без вкуса)

- Какого он запаха? (воздух без запаха)

- Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При

дыхании мы поглощаем кислород, выдыхаем углекислый газ.

Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты.

Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что

воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов. Прошу пройти вас в нашу

экспериментальную лабораторию.

Опыт № 1 «Есть ли воздух в воде?»

- Есть ли в воздухе вода?

(Да)

(предлагаю детям налить воду из – под крана в стакан)

- Почему появились пузырьки на стенках стакана?

(ответы – потому что в воде есть воздух)

Опыт № 2 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»

(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку,

глину, стекло)

- Почему появились пузырьки:

(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)

Этюд: «Камень и почва»

«Камень – дети стоят, прижавшись друг к другу.

«Почва» - частички почвы (дети) - на некотором расстоянии

взявшись за руки.

- Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.

- Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?

18

- Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах

воздуха.

Опыт № 3 «Салфетка»

(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)

(Предлагаю детям опустить салфетку, помещенную в пустой стакан, в

воду, предварительно стакан повернуть)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)

- Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)

Дети, давайте проведем еще один эксперимент.

Ко дну стакана, кусочком пластилина прикреплю сложенную вчетверо

бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.

- Намокла ли бумага? (ответы – нет)

- Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)

Значит, воздух не пропускает воду.

- Дети, мы с вами убедились в том, что воздух не пропускает воду.

- Но у воздуха еще есть одно интересное свойство – он плохо

пропускает тепло. Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что

между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб

напоминает теплое одеяло укрывающее стебель и корни растений.

- Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем

летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он и

сохраняет тепло тела, и животным в зимнем лесу никакой мороз не страшен.

Теперь ответьте мне на вопросы:

- Что находится между стеклами в двойных рамах? (ответ – воздух)

- Для чего? (ответ – он сохраняет тепло)

- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? (ответ –

пушистое)

- Чем греет меховая шуба? (ответы)- Почему на холоде воробьи сидят

нахохлившись? (ответы)

19

Вывод: - Значит воздух проводник тепла и холода.

- Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.

Опыт № 4 «Теплый воздух поднимается вверх»

Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой.

Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.

- Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от

свечи поднимается вверх, змейка вращается)

- Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный

воздух опускается вниз и змейка не вращается)

Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый

воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.

-Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или городе? (ответ – в лесу)

- Лесной воздух не только чистый, но и полезный. Деревья выделяют

особые летучие вещества. Особенно полезен тополь.

Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они

хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем.

- Дети, а вы знаете, как сохранить воздух чистым? (ответы)

- прежде всего надо беречь растения. Листья растений выделяют на

свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того,

они очищают

загрязненный воздух от пыли. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья.

И в заключении нашего занятия мы послушаем стихотворения о

воздухе, которое прочтут наши дети.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

20

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

-Дети. О чем мы с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый,

прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы

жизни на нашей Земле.

21

Приложение№10

Дыхательная гимнастика

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его

заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в

работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

· «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

- «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно

очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

- «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал

гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав

кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет

через нос.

- «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая

большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

- «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю,

поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

- «Носик поёт песенку»

22

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа

и поёт: «Ба – бо – бу».

- «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет

ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

- «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик

вернулся.

23

Приложение 11

Консультации для родителей

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски

бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот;

затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

"Паровоз" - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения

коле паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения,

громкость и частоту произношения.

"Пастушок" - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче,

чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что

необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

"Гуси летят" - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая

руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать,

произнося "гу-у-у" (8-10 раз).

"Кто громче" - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец

левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую

ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить

(выдыхать) "м-м-м", одновременно похлопывая указательным пальцем

правой

руки

по

правой

ноздре

результате

получается

длинный

скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть

звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

"Аист" - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в

колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут,

удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-

ш-ш" (6-7 раз).

"Маятник" - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть

(пауза 3 сек), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное

положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза.

24

Памятка для родителей

«Укрепление физического здоровья семьи и детей»

В структуре здорового образа жизни укрепление физического здоровья

является одним из приоритетных направлений.

Сохранению

и

укреплению

физического

здоровья

способствует

комплекс мер, включающий следующие компоненты:

-двигательную активность;

-правильное дыхание;

-закаливание;

-сбалансированное питание

Двигательная

активность является

основой

жизни

и

здоровья.

Активное движение восстанавливает кровообращение, активизирует систему

обмена веществ, улучшает настроение.

Рекомендуемая двигательная нагрузка

· Утренняя гимнастика в сочетании с водными процедурами.

· Ходьба, бег.

· Подвижные и спортивные игры.

· Танцы, занятия ритмической гимнастикой.

· Снарядная и игровая гимнастика.

· Спортивные развлечения.

Очень полезны упражнения на формирование коррекции осанки,

упражнения на растягивание, подъём и отведение рук, потягивание ног,

прогибание туловища в положении стоя, в упоре, на коленях, сидя на стуле,

лёжа на спине, животе. Простейшие асаны хатка-йога (позы) развивают

гибкость позвоночника.

Правильное дыхание помогает справиться с волнением и стрессами.

Дыхание оказывает воздействие на мышечную и нервную системы, придаёт

человеку Уравновешенность, уверенность в себе, улучшает общее состояние

организма.

25

Упражнения дыхательной гимнастики

Имитация урагана, детского ветерка, пылесоса, велосипедного насоса и

др.

Поверхностное дыхание: медленно неглубоко вдохнуть, начиная с 2-3

секунд, пауза 1-2 секунды, выдох (6-8 дыханий в минуту) Дыхание должно

быть поверхностным и редким.

Очистительное дыхание: вдох носом, выдох носом прерывистый,

словно спуск по ступенькам вниз.

Естественное дыхание: сделать глубокий вдох, задержать дыхание на

вдохе, выдох в два раза медленнее.

Произнесение

гласных

звуков

посредством

дыхания,

пение,

«рисование» дыхание в воздухе.

Закаливание воспитывает волю, помогает снять нервно-мышечное

напряжение,

формирует

сильный

характер.

Благодаря

закаливанию

повышается устойчивость организма к различным влияниям внешней среды

и прежде всего к температурным изменениям.

Формы закаливания: спорт, гимнастика, воздушные ванны, ежедневные

прогулки, закаливание солнцем, различные полоскания рта и горла, душ,

обтирание, плавание, хождение босиком и т.п.

Сбалансированное

питание заряжает

энергией,

питает

мозг,

обеспечивает рост и обновление клеток организма.

В питании важно соблюдать:

· разумность;

· регулярность;

· Разнообразие.

Необходимые условия:

· сознательное отношение к своему здоровью;

· последовательность и постепенность;

· личный пример и заинтересованность.

26

27



В раздел образования