Автор: Лунина Анна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 137
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логопедическое занятие по развитию грамматического строя строя речи "Остров сокровищ"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию грамматического
строя речи с использованием ИКТ (интерактивная доска, интерактивный логопедический
тренажер «Колобок») в старшей группе МБДОУ № 137 на тему: «Остров сокровищ»
Учитель-логопед Лунина Анна Михайловна
Задачи:
1. Развивать память, мышление, внимание.
2. Продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных,
называть существительные во множественном числе.
3. Закреплять знания детей по лексической теме «Морские обитатели»
4. Развивать графомоторные навыки.
5. Упражнять в словообразовании.
6. Активизировать словарный запас на морскую тематику.
7. Развивать речевое дыхание.
8. Развивать артикуляционную моторику.
9. Воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Остров сокровищ», чтение книги «Остров
сокровищ», фронтальное занятие на лексическую тему «Морской мир», рисование
«Подводное царство»
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, интерактивный тренажер «Колобок»,
бутылка с пиратской картой, сундук , раздаточный материал: листы с изображением пушек
(обведи по точкам), разноцветные деревянные фишки, мольберт, 4 квадрата зеленого,
желтого, красного и розового цветов, геометрические фигуры: круг, овал, квадрат,
треугольник, обозначение величины: 4 значка- 2 больших и 2 маленьких, большое синее
полотно.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под шум моря (на и.д. морской прибой), посреди зала лежит голубое
полотно, на котором бутылка с запиской, ракушки, камешки.
Л: Ребята, посмотрите, вокруг, куда мы попали?
Д: ответы..
Л: а на что это похоже? (показывает на полотно)
Д: на море.
Л: А кто мне скажет, что такое море?
Д: Это большой водоем…
Л: А какие водоемы вы еще знаете?
Д: озеро, река, море, океан…
Л: ребята, давайте осмотримся. Скажите, наше море чистое?
Д: нет.
Л: тогда я предлагаю собрать все ко мне в корзину (звучит веселая музыка, дети собирают ракушки,
камешки).
Вот какие вы молодцы, очень быстро навели порядок! А что это попало ко мне в корзину?! Что это
за бутылка?
Д: ответы..
Л: что же это в бутылке? (достает карту, разворачивает, показывает детям)
Д: это карта.
Л: а что это за карта!
Д: острова сокровищ!
Л: раз у нас есть карта, я предлагаю отправиться на поиски клада. Но для начала, есть задание для
вас. Посмотрите на доску. Нам надо решить на чем можно добраться до острова сокровищ, а на чем
нет. (игра на ИД – дифференциация, выбирая транспорт, дети проговаривают, как будет называться
путешествие? Если пешком по суше – сухопутное, если на самолете - воздушное, если на корабле -
морское.
Звучит шум моря и гудок корабля.
Л: Свистать всех наверх! (Садятся вокруг полотна, на кусочки мягкого пазла-дорожки)
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился.
Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух,
сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух,
и пусть вырвавшийся на волю ветер, подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз.
Я хочу услышать, как шумит ветер!» (Дуют на полотно)
(на и.д. появляются поочередно картинки: Кит, дельфин) Ребята, смотрите - это же большой, синий,
млекопитающий (кит), он открывает рот широко, вот так.. (выполняют упражнение), кит
выныривает и снова уходит под воду (рот открыт, высовывают узкий язык как можно дальше и
убирают вглубь рта). А это спасающий, гладкий, прыгучий (дельфин). Дельфин выпрыгивает из
воды вверх и снова уходит вниз, под воду.(качели) Плещется дельфин в воде (Чередуем чашечку и
лопатку).
Л: Отлично! Достаем позорные трубы и смотрим вперед (изображают подзорную трубу).
Впереди земля! Что это, как вы думаете?
Д: остров.
Л: что это за значки? (на и.д. зеленый силуэт круглого острова) Если мы угадаем правильно, какой
это остров, то сможем узнать, кто на нем живет. И так, остров, какой по цвету? (Зеленый. Выбирают
зеленый квадрат), остров какой по величине? (Маленький. Выбирают значок, обозначающий
величину острова), остров какой по форме? (Круглый. Выбирают соответствующую
геометрическую фигуру).
Артем, повтори, к какому острову мы подходим? (Мы подходим к маленькому, круглому, зеленому
острову.)
Ну вот мы и на острове! (на и.д. появляется черепаха)
Ч: здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Д: ищем остров сокровищ.
Ч: Должна вас огорчить, но это не остров сокровищ, это остров одинокой черепахи. Но если вы
согласитесь поиграть со мной, я подскажу, куда вам плыть дальше.
Д: согласны.
Игра: «море – суша»
Л: повторяйте за мной.
Море – волнообразные движения руками
А на море – суша – руки кольцом перед собой
А на суше пальма – Кисти прижаты основаниями, пальцы растопырены
А на пальме – кот – изображают ушки кота
Он сидит – руки полочкой
И видит – «бинокль»
На и.д. появляется картинка (сундуки, монеты, корабли, медуз, акул…), дети называют, что или кого
видит кот (игра повторяется несколько раз, с каждым разом слова проговариваются быстрее)
Ч: Спасибо, ребята! Вы отлично поиграли со мною, за это подскажу вам дорогу. Надо вам доплыть
до следующего острова, там живет пиратский попугай, он подскажет куда плыть дальше.
Дети рассаживаются вокруг полотна и снова дуют ветром на него. Смотрят в «подзорные трубы» и
видят следующий остров (на и.д. силуэт желтого квадратного острова. Выбирают цвет, форму,
величину.
Л: что за чудеса?! Ребята, вы видите кого-нибудь?
Д:нет
Л: как думаете, почему нет никого на острове (двигает потихоньку окошко на ИД)
Д: спрятались от нас! В окне видно кого-то!
Л: кто это? Маша, кто это? (рыба) А как рыбу ласково назвать? (рыбка) Артем, в какую сторону я
двигаю окно? (Вправо ) Кого ты видишь? (морскую звезду) А как морскую звезду ласково назвать?
(морская звездочка)… Смотрим, пока не найдем попугая.
П: Полундра-а-а! Чужаки на острове! Полундра-а-а!
Л: тише, тише, пиратский попугай! Мы пришли к тебе с вопросом, ответь на него и мы покинем
твой остров.
П: Ну задавайте свой вопрос.
Д: как добраться до острова сокровищ?
П: А вам плыть до следующего острова, на нем живет русалка, она точно знает, где остров
сокровищ.
Рассаживаются вокруг полотна и плывут дальше.
Звучит тревожная музыка. На и.д. появляется пиратский корабль.
Л: ребята, это пираты – они хотят помешать нам, чтобы мы не нашли сокровища. Скорее садитесь за
столы. (Дети садятся за столы.) Перед каждым лежит лист, на котором изображена пушка (обвести
по точкам). Обводим пушки по точкам, чтобы нам было чем отбиваться от пиратов. (Обводят
пушки). А теперь посмотрите на свои листочки, рядом с пушками кружочки – в них размещаются
ядра для пушки, сколько у кого ядер должно быть? (спрашиваю у каждого ребенка) Сейчас возьмите
ядра для пушек (в руках у логопеда коробка с разноцветными маленькими кружочками, на каждом
листе с пушкой нарисовано разное количество кружочков) , каждое ядро кладем на один кружок.
(выкладывают ядра на кружки). (звучат пушечные залпы, на и.д. картинка тонущего пиратского
корабля).
Л: Мы победили! Сколько пушечных залпов вы услышали? (4)
Как незаметно мы подобрались к следующему острову.. Какой он? (выбирают – треугольный,
большой, розовый)
Р: Здравствуйте, ребята! Что привело вас на мой остров?
Д: мы ищем остров сокровищ.
Р: О, остров сокровищ недалеко, но там живет грустный и злой пират. Он от того и злой, что никто
развеселить его не может. Вы думаете, у вас получится?
Д: да!
Р: ну тогда вам надо потренироваться и выполнить мое задание – это задание, чтобы проверить
какие вы умные и внимательные. Готовы?
Д: да!
Тогда слушайте: включается игра «браслет для русалки» на интерактивном тренажере «Колобок».
Дети собирают браслеты и бусы для русалки.
Р: вот теперь я уверена, что вы готовы плыть к злому пирату. Вам надо доплыть до следующего
острова. Это и будет остров сокровищ. Удачи вам!
Л: Ребята, скорее! Плывем к острову! (садятся вокруг полотна, колышут его сильно).
Шторм начинается! Волны поднялись (поднимают полотно вверх и опускают вниз), затихает море
(еле колышут полотно), затихло море, шторм закончился. А вот и остров (выбирают форму - овал,
цвет - красный, величину - большой.) появляется пират.
П: Что вы забыли на моем острове?!
Д: мы пришли за сокровищами
П: вы думаете, что я вам их просто так отдам? Развеселите меня для начала!
Л: попробуем?
Д: да!
Включается игра на интерактивном тренажере «Колобок» - «развесели пирата»
П: вот славно вы меня развеселили) раз вы мне помогли, то я вам отдам сокровища, вот только стар
я стал, не помню где закопал его. Вам колобок помочь сможет. Включается игра на тренажере
«Колобок» «Помоги пирату найти клад»
П: вот молодцы! Вот умницы! (появляется сундук)
Л: ну что, ребята, заглянем в сундук пиратский, посмотрим, что за клад мы нашли?
Д: да
Л: только сначала вспомним, какие острова нам встречались в нашем морском путешствии?
На мольберте дети выкладывают разноцветные силуэты островов, в той последовательности, в
которой по ним путешествовали.
Л: правильно! Вам понравилось наше путешествие?