Автор: Вихарева Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Скоро в школу!"
Раздел: дошкольное образование
Скоро в школу.
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в
жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его
главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет детям большие
требования. Задача родителей – помочь ребенку в том, чтобы эти требования он смог
выполнить.
К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – это
научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов,
многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.
Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в
школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились
бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда
знания полученные дл школы иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому
времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет
детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше
хвалили, ставили в пример, а теперь чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю,
пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не
привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать
им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.
Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке
ребенка к обучению в школе. Ребенку желательно обладать такими качествами, как
самостоятельность,
организованность,
ответственность,
дисциплинированность,
настойчивость и др. Нравственно-волевую подготовку следует начинать с раннего
возраста, но особое внимание ей уделяется в старшем дошкольном возрасте.
Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их
социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых –
учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в
школе – серьезный труд, в результате которого они будут узнавать что-то новое,
нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу,
сформировать социально ценные мотивы учения.
Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми эту перспективу. Одни
внушают детям, что будущая учеба – сплошной праздник: «Пойдешь в школу – будете
ходить на экскурсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить с
вами
интересные
мероприятия»
и
т.п.
Другие,
наоборот,
запугивают
детей
предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя:
«Пойдешь в школу – там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!» или
«Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».
Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей.
Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них
старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует
формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь учиться, как трудятся
мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые
трудовые обязанности».
Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту
трудовые
обязанности,
несли
за
их
выполнение
ответственность.
Старшие
дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою
одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или
сестренкой, кормить рыб, птиц котенка, щенка, поливать цветы и т.д. Эти поручения
должны быть постоянными.
Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить.
Иначе в итоге у детей не будет сформировано серьезное, ответственное отношение к
учебным обязанностям. Ребята будут не в состоянии преодолеть свое «не хочу» там, где
приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.
Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если
своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств –
организованность,
ответственность,
самостоятельность,
настойчивость,
дисциплинированность.
Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях
общения и отметьте, достаточно ли сформированы у него данные качества?