Напоминание

«Этика и основы коммуникации»


Автор: Сахарова Лидия Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
Населённый пункт: г. Москва.
Наименование материала: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
Тема: «Этика и основы коммуникации»
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному

воспитанию «Берег надежды» Департамента труда и социальной защиты

населения города Москвы (ГБУ ЦССВ «Берег надежды»).

ОБ РА ЗОВ А Т Е ЛЬ НА Я ПР ОГ РА ММА :

«Э т ика и основы коммуникации»

А в т о р с о с т а в и т е л ь :

С а х а р о в а Л и д и я И в а н о в н а

в о с п и т а т е л ь в ы с ш е й

к в а л и ф и к а ц и о н н о й к а т е г о р и и .

М о с к в а

2 0 2 0 г о д .

1 . Пояснительная записка

Включение в педагогическую систему образования

специализированного предмета этики как педагогического инструмента

нравственного влияния на развивающуюся личность продиктовано

сегодня самой жизнью.

Профиль программы - социально-гуманитарный.

Программа

«Этика»

составлена

на

основе

соответствующих

рекомендаций доктора педагогических наук, зав. лабораторией воспитания

нравственно-этической культуры Государственного НИИ семьи и воспитания

подростков Шемшуриной А.И.

Программа ориентирована на изучение этики как науки о ценностях

со сложным миром категорий и понятий, о добре и зле в жизни

людей, как богатый арсенал, воспитательный потенциал, который

трудно переоценить.

Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться

в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и

культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения.

Этика позволяет погрузить в общечеловеческий опыт рождения и

сохранения нравственности как основы и условия сохранения

жизни.

Актуальность программы.

Необходимость этики продиктована самой жизнью с ее социальными

катаклизмами и попранной нравственностью. Наши дети порой

морально дезориентированы и нуждаются в этических занятиях-

диалогах о самых важных вопросах человеческого бытия. Данная

программа окажет большую помощь в процессе адаптации подростка

в обществе, в общении с другими людьми в разных коллективах и его

профессиональной ориентации.

Содержание тем базируется на нравственно ценной сущности норм

общечеловеческой морали, которые регулируют поведение людей,

определяют направленность их повседневного общения, ориентируют

человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и

вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому,

сочувствие и помощь слабому, на проявление великодушия,

порядочности, благородства.

В подростковом возрасте человек начинает по-другому осознавать себя и

окружающий мир. Подросток стремится к общению, так как нуждается в

укреплении этих новых представлений. Категории счастья, любви, дружбы и

т.д. он видит на другом уровне. И важно, чтобы подросток не упустил

целостного представления об этих категориях, их сущности; чтобы видение

этих категорий в других возрастных периодах было синтезировано с их

пониманием

в

данном

возрастном

периоде,

а

здесь

стоят

вопросы

2

самосознания, представления о своем Я. В этических категориях в процессе

диалога должно отражаться суммарное представление о себе. Осознание

этических

категорий

в

ходе

диалога

сопутствует

формированию

идентичности

подростка

в

его

трудный

переходной

период.

Чем

определеннее для подростка выше представленные понятия, тем легче

протекает кризис.

Подросток стремится к своей личной значимости. Он нуждается в

личностном росте, в самоукреплении, в защищенности, в понимании и

принятии себя другими, в обществе своих сверстников и в общении со

взрослыми.

Обучение и взаимодействие с детьми

'построено в форме диалога, что

вызывает стремление подростков думать

и размышлять о нравственном

смысле человеческого бытия, а также собственных поступков, слов, желаний,

принятых решений.

Программа «Этика» рассчитана на регулярную (1 час в неделю) работу с

воспитанниками.

2. Цель

и задачи программы.

Генеральная

цель программы

- духовное здоровье вопитанников

Образовательные:

ознакомить с основными нравственными категориями и понятиями;

приобщить к общепринятым нормам воспитанности и поведения

с другими людьми;

научить подростков уважать себя, верить в свои силы и

творческие способности;

сформировать потребность понимать другого и уважать его

позицию, точку зрения;

научить

размышлять,

вести

диалог,

познавательный

спор,

дискуссию;

Развивающие:

формировать интерес к этике

развить желание повысить свою самооценку, потребность к

самовоспитанию

и

самосовершенствованию,

способность

к

сопереживанию (эмпатию);

развить способность и желание следовать общечеловеческим

ценностям и благородным идеалам.

Воспитательные:

в

оспитать действовать в нравственном направлении, стремиться к

лучшим потребностям человека;

определять и пояснять основные начала, без которых люди не

могли бы жить обществом;

3

воспитать стремление не ущемлять достоинство и чувства

другого, быть порядочными людьми;

воспитать устойчивость нравственного выбора в любых ситуациях.

3. Педагогические принципы и ценностные

ориентации, используемые в

программе.

Принцип креативности,

который требует того, чтобы активность

воспитанников

не

носила

репродуктивный

характер,

а

была

продуктивной.

Принцип от простого к сложному.

Постепенное усложнение

решаемых на занятиях нравственных вопросов и увеличение доли

самостоятельности воспитанников при их обсуждении.

Ценностные ориентации.

Ценности определяют возможность

реализации сил человека, его нравственного совершенствования. С

этой точки зрения в программе выделяются следующие аспекты

нравственных ценностей:

-

аксеологический — как обращение личности к высшим

духовным ценностям;

- гносеологический — как включение личности в

процесс познания высших ценностей;

-

когнитивный - как познание личностью через призму

высших ценностей самого себя, своих возможностей.

4. Прогнозируемые результаты.

К концу учебного года по завершению курса «Этика и оновы коммуникации»

дети должны знать и уметь :

сформировать способность к осмыслению отношения к себе, людям,

окружающему миру;

развить познавательный интерес к нравственным проблемам;

закрепить положительный опыт саморегуляции поведения на основе

сравнения реальных проявлений и общепринятых норм морали,

общечеловеческих ценностей с последующей коррекцией собственного

поведения;

сформировать

«Я-концепцию»,

основанную

на

приоритете

общечеловеческих ценностей;

воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в

привычках.

5.Формы организации и режим занятий.

Формы организации занятий отличаются разнообразием, предпочтительными

являются:

4

диалог

дискуссия

познавательный спор

конкурсы и викторины

развивающие игры

микроисследования

социальные проекты

творческие выставки (рисунки, аппликации, поделки, предметы

творчества воспитанников)

театрализация

Программа «Этика» рассчитана на возраст детей 13-14 лет, 15-16 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю, 17 занятий за полугодие, 34 – за год.

Формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные в

зависимости от темы.

6. Структура программы.

Программа курса включает в себя разделы, посвященные изучению отдельных

этических категорий, и разделы, ориентированные на осмысление отдельных

этических учений, философских позиций.

Раздел 1

УЧЕНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛИ

10 ч.

Первый

раздел

посвящен

знакомству

с

предметом

этики,

с

кардинальными добродетелями человека: гуманностью, справедливостью,

мудростью, красотой. Предполагается использование воззрений Конфуция,

Цицерона, Сократа, различных религиозных мировоззрений

Сущность и функции морали. Природа человека. Понятие добра и пользы.

Понятие зла. Понятие об основных добродетелях. Свобода, свобода выбора и

ответственность.

Раздел 2

УЧЕНИЕ О СОВЕСТИ

12 ч.

Раздел посвящен совести как этической категории и качеству личности.

Цели раздела — формирование представлений о содержании, функциях,

механизме воздействия, формах проявления, и путях формирования совести.

Предполагается

использование

литературных

произведений,

притч,

афоризмов.

Понятие о совести как механизме саморегуляции поведения. Функции

совести. Понятие долга, стыда, вины. Правда как высшая ценность. Ложь и

обман.

Честность:

слово,

дело,

самосознание.

Проблема

доверия.

Справедливость.

Раздел 3

ЛЮБОВЬ, КАК КАТЕГОРИЯ

ЭТИКИ

6 ч.

Цикл занятий третьего раздела посвящается раскрытию понятия

любви. Цель обсуждения проблемы любви - помочь старшеклассникам

осознать

естественную

связь

нравственного

уровня

личности

и

5

способности человека к настоящей любви, влияние чувств на поведение и

осмысление собственной жизни.

Понятие достоинства. Достоинство, гордость, гордыня Понятие о любви

как первооснове человеческого существования. Отношение к женщине

как показатель нравственного уровня. Отношение к матери. Духовные

традиции семьи. Любовь и нравственность.

Раздел 4

СЧАСТЬЕ, КАК ЭТИЧЕСКАЯ

КАТЕГОРИЯ

6 ч.

Заключительный раздел посвящен проблеме счастья как философской

категории. Счастье рассматривается в единстве и взаимосвязи с

категориями смысла жизни, любви, совести, истины, добра и зла.

Предполагается

систематическое

обращение

к

уже

изученному

материалу и в некоторой степени обобщение его в рамках данного

раздела.

Понятие о счастье как категории этики. Счастье как высшее благо.

Счастье как удовольствие. Счастье и другие этические категории,

добродетели. Содержание счастья. Пути достижения счастья. Счастье как

цель и смысл жизни.

6

7. Учебно-тематический план.

II/ II

Тема

Кол-во

теорит.

часов

Кол-во

практич.

часов

Всего

1.

Что такое этика? Сущность и функции

морали

2

2

2.

Понятие добра и пользы

2

2

3.

Понятие зла. Взаимодействие добра и зла

1

1

2

4.

Понятие об основных добродетелях

1

1

2

5.

Свобода выбора и ответственность

1

1

2

6.

Понятие о совести

2

2

7.

Понятие долга, стыда и вины

1

1

2

8.

Правда, как высшая ценность. Ложь и обман

1

1

2

9.

Честность: слово, дело, самосознание

1

1

2

10

Проблема доверия, справедливость

2

2

11

Понятие достоинства. Достоинство,

гордость, гордыня

1

1

2

12

Понятие о любви как первооснове

человеческого существования. Духовные

традиции семьи

1

1

2

13

Отношение к женщине как показатель

нравственного уровня. Отношение к матери

2

2

14

Любовь и нравственность

1

1

2

15

Понятие о счастье как категории этики.

Счастье как высшее благо, как удовольствие

1

1

2

16

Счастье и другие этические категории,

добродетели

1

1

2

17

Пути достижения счастья. Счастье как цель и

смысл жизни

1

1

2

И Т О Г О :

22

12

34

7

Содержание занятий:

1.

Что такое этика? Сущность и функции морали. (2часа).

Происхождение и содержание терминов «этика». Понятие морали и

нравственности. Два типа моральных норм. Основные функции морали

(воспитательная, ценностно-ориентирующая, познавательная,

регулятивная, гуманизирующая). Связь этики с другими науками.

Краткий экскурс в историю философии.

Используемые материалы: карточки с афоризмами.

2.

Понятие добра и пользы. (2 часа).

Обобщенное определение добра. Смысловые различия в определении добра.

Особенности различия в понятиях «добро» и « благо». Соотношение пользы

и добра.

Используемые материалы: притчи, афоризмы.

Предлагаемые задания: работа с пословицами, мифами, сказками.

3.

Понятие зла. Взаимодействие добра и зла. (2 часа).

Виды зла ( природное, социальное, нравственное зло). Различные точки

зрения на природу зла. Взаимоопределенность добра и зла. Противоречия

в понимании добра и зла. Выбор между добром и злом.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: работа с пословицами, мифами, сказками. Дискуссия

по теме.

4.

Понятие об основных добродетелях. (2 часа)

Понятие добродетели и порока. Христианская этическая концепция.

Внутренний конфликт (двойственность человека). Классификация

добродетели.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: работа с пословицами, мифами, сказками.

5.

Свобода выбора и ответственность. (2 часа)

Моральная свобода и необходимость. Автономия, отрицательная свобода.

Свободный выбор (возможность, условия). Воля. Соотношения воли,

свободы и долга. Перед кем ответственен человек?

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи, тест.

Предлагаемые задания: работа с пословицами, мифами, сказками.

6.

Понятие о совести. (2 часа)

Формирование

совести.

Совесть

-

внутренний

контролер.

«Чистая

совесть».

Свобода

совести.

Совестливый

и

бессовестный

человек.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: работа с пословицами и схемами, подготовка эссе.

8

7.

Понятие долга, стыда и вины. (2часа)

Моральный долг. В чем заключается долг человека. Виды долга

(эмпирический, социальный). Характер чувства стыда и факторы,

влияющие на его возникновение. Вина, прощение, раскаяние.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи. -

Предлагаемые задания: работа с пословицами, мифами.

8.

Правда, как высшая ценность. Ложь и обман. (2 часа) Понятие правды

и истины. Общая, своя и чужая правда. Понятия шутки, обмана, хитрости,

клеветы, ханжества. «Добродетельная ложь». Используемые материалы к

уроку: карточки с афоризмами, притчи. Предлагаемые задания: работа с

пословицами, мифами, тест.

9.

Честность: слово, дело, самосознание. (2 часа)

Понятие честности. Открытость чувств, доверие. Важность слова и дела

Поступки, привычки. Связь чувств и мыслей с характером человека.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: игра.

10. Проблема доверия. Справедливость. (2 часа) Понятие справедливости и

ее виды. Доверие и отношения. Справедливость в отношениях.

Справедливость как мера равенства и неравенства между людьми. Единство

прав и обязанностей человека. Используемые материалы карточки с

афоризмами, притчи. Предлагаемые задания: разбор жизненных ситуаций,

тест.

11. Понятие достоинства. Достоинство, гордость и гордыня. (2 часа)

Развитие представлений о достоинстве. Культура общения, воспитанность,

уважение, благородство. Понятия гордыни и гордости. Эгоизм, альтруизм,

эгоцентризм. Разумный эгоизм. Принцип взаимополезности.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: диспут.

12. Понятие о любви, как первооснове человеческого существования.

Духовные традиции семьи. (2 часа)

Милосердие, заповедь милосердной любви. Любовь и долг. Любовь и

справедливость. Самосовершенствование. Дружба. Семья: отношения,

взаимопонимание, связь поколений, традиции.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: игра.

13.

Отношение к женщине как показатель нравственного уровня.

Отношение к матери. (2 часа)

9

Русские культурные традиции. Правила этикета, «Домострой». Исторические

корни отношений в семье к женщине как матери. Чуткость, сыновья

почтительность, эмпатия, память.

Используемые материалы

. карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: работа с пословицами, сочинение.

14.

Любовь и нравственность. (2 часа)

Исторические традиции. Личные отношения. Направленность любви ( к

миру, к отечеству, родителям, к противоположному полу, к предметам).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство.

Используемые материалы

: карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: игра.

15.

Понятие о счастье как категории этики. Счастье как высшее

благо, как удовольствие. (2 часа)

Представление людей о счастье. Ассоциации, факторы, способствующие

и препятствующие достижению счастья. Счастье как глубокие позитивные

эмоции. Понятие удовольствия и меры. Счастье как высшее благо.

Используемые материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: работа с пословицами.

16.

Счастье и другие этические категории добродетели. (2 часа)

Добродетельность и счастье в христианской этике. Долг, свобода

человеческие ценности в связи со счастьем. Идеал и счастье. Используемые

материалы

карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: разбор жизненных ситуаций, тест.

17.

Пути достижения счастья. Счастье как цель и смысл жизни.

(2 часа)

Условия достижения счастья. Принцип аскетизма. Счастье и страдание.

Самореализация личности, раскрытие духовного потенциала человека.

Система ценностей, задающей смысл жизни (целеустремленность, сознание

своей значимости, интерес к другим людям, щедрость, жертвенность,

принятие существующего миропорядка, сознание своего места в мире).

Используемые материалы: карточки с афоризмами, притчи.

Предлагаемые задания: диспут.

10

8. Список литературы:

1.

Анатомия нравов (мысли и максимы). М, 2002

2.

Асмус В.Ф. Мыслители прошлого. Аристотель, Платон, Цицерон. М., 1969

3.

Балашов Л.Е. Этика. М., 2003

4.

Берсенева Т.А., Мороз А. Уроки добротолюбия. СПб., 2003

5.

Библия

6.

Борохов Э.В. Россыпи мыслей. М.,2003

7.

Брожик В.В. Эстетика на каждый день. М., 1990

8.

Братусь Б.С. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999

9.

Даль В. Пословицы русского народа. Л., 1992

Ю.Жаров Л.В. и др. Современная философия: словарь и хрестоматия. РнД., 1995

11.Золотухина-Аболина Е.В. Этика - сущность, истоки, категории морали,

проблемы. РнД., 2002 12.Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-

психологических

учений (от древности до наших дней). М., 2002 13.Кон И.С.

Словарь по этике. М., 1981 14.Лавский В.В. Притчи

человечества. Минск, 2000 15.Попов Л.А. Десять лекций по

этике. М., 2001

16.Раков Ю.А. Сокровища античной и библейской мудрости. СПб., 2003

17.Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив. Беседы о семье. М., 1999

18.Сад вечности. Восточные афоризмы. СПб., 2003

19.Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб., 2002

20.Слака СП. Психология малой группы. М., 2000

21 .Станеки - Козловский М. Мой мир и я. Путь любви. М., 1994

22.Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Этика и психология семейной

жизни. М., 1999 23.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в школе. М., 1998

24.Шемшурина А.И. Основы этической культуры., М., 1998 25.Шемшурина А.И. Этика и

воспитание. М., 2002 26.Шемшурина А.И. Диалоги о главном. Этический урок как

средство воспитания М. 2000

11

Литература для воспитанников.

1. МелибрудаЕ. «Я-ТЫ-МЫ». Психологические возможности улучшения общения.

М., Прогресс, 1986.

2. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила

безопасности. ... Интерпакс, 1994.

З.Зимбрдо Ф. Застенчивость: что это такое и как с ней справляться. СПб., 1995.

4. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3

минуты. Прогресс-Универс, 1993.

5. Мольц М. Я - это Я, или как стать счастливым. Прогресс-культура. 1994.

б. Каппони В., Новак Сам себе психолог. Питер. 1994.

7. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга

о свободе и нравственности. Дубна: Феникс Ребус. 1994.

8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Изд-во «Эльдо-

Фа». 1994 г.

9. Тимченко Н.М. Искусство делового общения. Харьков. 1992 г.

10. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996 г..

Литература для воспитателя.

1.

Психология и этика делового общения / Под ред. В.НЛавриненко. М., 1997.

2.

Смелкова З.С. Культура речевого общения. Деловой человек. М., 1997.

3.

Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. СПб., 1995.

4.

Кузин Ф.А. Культура делового человека. М., 1997.

5.

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. М., 1997.

6.

Тимченко Н.М. Искусство делового общения. Харьков. 1992.

7.

Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Дубна. 1997.

8.

Сонин В. А. психологический практикум. М., 1998.

9.

Литвинцева НА. М. Психологический автопортрет. М.

.10. Литвинцева НА. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. 11г

Берн Э. Игры в которые играют люди. Город, изд-во? 1992.

12.

Майкл К. Дональдсон и Мими Дональдсон . Умение

вести переговоры для «чайников» М.-Киев 1998 год

13. Данкел Ж. «Деловой Этикет» Ростов- на- Дону изд. Феникс 1997

14 И.В.Вачков «Сказкотерапия» изд-во Ось-89 2001 год

15 Браун Л. «Имидж путь к успеху» С-Пб 2000 г.

16. Томсон Питер «Самоучитель общения» С-Пб 2000 г. Из-во Москва-Харьков-

Минск

17; Рогов Е.И. «Психология общения» М. 2004 г. 18. Зинкевич-Евстигнеева Г.З.

«Тренинг по сказкотерапии» С-Пб 2005 19.3инкевич-Евстигнеева Г.З. Гудзилов Д.Б.

«Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии» С-Пб 2004 г.

12

Глоссарий.

1.

Коммуникация(от лат. Communico- делать общим) – это смысловой

аспект социального взаимодействия/ это процесс влияния индивидов

друг на друга.

2.

Нравственность- это совокупность норм, определяющих поведение

человека.

3.

Характер- это сочетание индивидуальных свойств человека,

выражающих его отношение к действительности и проявляющихся в

его поведении и поступках.

4.

Цельность: единство слова и дела, отсутствие противоречий в

стремлениях и нтересах.

5.

Этика (от греч. Ethika – касающий нравственности) – это философская

наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность,

как форма общественного сознания.

6.

Этикет (от франц. Etiquette- надпись) – это нормы и правила,

отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

13



В раздел образования