Автор: Федотова Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №34
Населённый пункт: город Новошахтинск, Ростовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Алгебра 9 класс"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к
утверждению
на заседании педагогического совета
протокол №
от « __» августа 2016 года
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 34
Кораблева Т. С.
ФИО
Приказ №___ от «__» августа 2016 г
Рабочая программа
по алгебре
Уровень общего образования (класс) основное общее, 9 класс
Количество часов 136
Учитель Федотова Татьяна Николаевна
Рабочая программа разработана на основе
Примерной программы основного общего
образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика.
М.: Дрофа, 2004 г.)и
Программы для общеобразовательных учреждений (Сборник “Программы для
общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 кл.”/ Сост. Т.А.Бурмистрова, М.
Просвещение, 2011).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего
образования
по
математике
и
скорректирована
на
основе
программы:
«Алгебра
9»
авторы
Ш.А.Алимов,
Ю.М.
Колягин,
Ю.В.
Сидоров
и
др.
Примерная
программа
основного
общего
образования по математике. (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004 г.)
Программа
для
общеобразовательных
учреждений
(Сборник
“Программы
для
общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 кл.”/ Сост. Т.А. Бурмистрова, 2-е изд.,.- М.
Просвещение, 2011 г..).
(Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4,
-с.4)
Базисный учебный план МБОУ СОШ №34 на 2016-2017 учебный год
Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций авторов Ш. А. Алимова,
Ю.М.Колягина, Ю. В. Сидорова и др. Просвещение, 2013.
Цели изучения предмета
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
овладение
системой
математических
знаний
и
умений,
необходимых
для
применения
в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное
развитие, формирование
качеств
личности,
необходимых
человеку
для
полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности:
ясности
и
точности
мысли,
критичности
мышления,
интуиции,
логического
мышления,
элементов
алгоритмической
культуры,
пространственных
представлений,
способности
к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки
и техники, средства моделирования явлений и процессов.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-
ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
развитие алгоритмического мышления, овладение навыками дедуктивных рассуждений;
преобразование символических форм, развитие воображения, способностей к
математическому творчеству.
получение школьниками конкретных знаний о функциях как о важнейшей математической
модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных,
равноускоренных, экспоненциональных, периодических);
формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
развитие воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах,
понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие
вероятностные расчеты;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных
вычислений, развить вычислительную культуру.
Планируемые результаты освоения курса алгебры 9 класса
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как
используются
математические
формулы,
уравнения
и
неравенства;
примеры
их
применения для решения математических и практических задач;
как
математически
определенные
функции
могут
описывать
реальные
зависимости;
приводить примеры такого описания;
как
потребности
практики
привели
математическую
науку
к
необходимости
расширения
понятия числа;
вероятностный
характер
многих
закономерностей
окружающего
мира;
примеры
статистических закономерностей и выводов;
каким
образом
геометрия
возникла
из
практических
задач
землемерия;
примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл
идеализации,
позволяющей
решать
задачи
реальной
действительно сти
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь
выполнять
устно
арифметические
действия:
сложение
и
вычитание
двузначных
чисел
и
десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с
обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби
и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней
десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и
действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и
корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с
избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью
величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
решения
несложных
практических
расчетных
задач,
в
том
числе
c
использованием
при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной
прикидки
и
оценки
результата
вычислений;
проверки
результата
вычисления
с
использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
АЛГЕБРА
уметь
составлять
буквенные
выражения
и
формулы
по
условиям
задач;
осуществлять
в
выражениях
и
формулах
числовые
подстановки
и
выполнять
соответствующие
вычисления,
осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через
остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с
алгебраическими
дробями;
выполнять
разложение
многочленов
на
множители;
выполнять
тождественные преобразования рациональных выражений;
применять
свойства
арифметических
квадратных
корней
для
вычисления
значений
и
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним,
системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать
текстовые
задачи
алгебраическим
методом,
интерпретировать
полученный
результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять
координаты
точки
плоскости,
строить
точки
с
заданными
координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением
формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при
решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к
¿
0, у=кх+b, у=х
2
, у=х
3
, у =
к
х
, у=
√
х
, у=ах
2
+bх+с, у= ах
2
+n у= а(х
- m)
2
), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
выполнения
расчетов
по
формулам,
составления
формул,
выражающих
зависимости
между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования
практических
ситуаций
и
исследований
построенных
моделей
с
использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами
при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или
ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
примеры для иллюстрации и контр примеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять
таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а
также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические
данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения
практических
задач
в
повседневной
и
профессиональной
деятельности
с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения
учебных
и
практических
задач,
требующих
систематического
перебора
вариантов;
сравнения
шансов
наступления
случайных
событий,
оценки
вероятности
случайного
события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета алгебра-9
Повторение курса алгебры 6-7 класса. (7 часов)
Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. (17 часов)
Деления
многочленов.
Решение
алгебраических
уравнений.
Уравнения,
сводящиеся
к
алгебраическим.
Системы
нелинейных
уравнений
с
двумя
неизвестными.
Различные
способы
решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
Степень с рациональным показателем. (13 часов)
Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с
натуральным показателем. Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.
Степенная функция. (21 час)
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность
функции. Функция
у
=
k
x
.
Прогрессии. (19 часов)
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го
члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии.
Случайные события. (14 часов)
События
невозможные,
достоверные,
случайные.
Совместные
и
несовместные
события.
Равновозможные
события.
Классическое
определение
вероятности
события.
Представление
о
геометрической
вероятности.
Решение
вероятностных
задач
с
помощью
комбинаторики.
Противоположные
события
и
их
вероятности.
Относительная
частота
и
закон
больших
чисел.
Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.
Случайные величины. (13 часов)
Таблицы
распределения
значений
случайной
величины.
Наглядное
представление
распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые,
гистограмма.
Генеральная
совокупность
и
выборка.
Репрезентативная
выборка.
Характеристики
выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов. (21 час)
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количеств
о часов
Количество
контрольных
работ
1
Повторение курса алгебры 7-8 классов
7
2
Алгебраические уравнения. Системы нелинейных
уравнений
17
1
3
Степень с рациональным показателем
13
1
4
Степенная функция
21
1
5
Прогрессии
19
1
6
Случайные события
14
1
7
Случайные величины
13
1
8
Множества, логика
11
1
9
Повторение курса алгебры
21
1
136
8