Автор: Зинцова Юлия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Колобок
Населённый пункт: пгт.Онохой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Новогодняя сказка из пластилина
Раздел: дошкольное образование
Проект по пластилинографии
«Волшебный пластилин»
Вид проекта:
творчески-познавательный, информационный
По составу участников:
фронтальный
Продолжительность:
долгосрочный
Проект предназначен
для детей с трех лет, педагогов, родителей
Охватываемые образовательные области (ОО):
«Художественное творчество», «Познание», «Здоровье», «Социализация»,
«Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной
литературы».
Актуальность темы :
Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М
Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это
своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают
проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с
изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности.
Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание
самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по
изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в
любой группе, начиная с трех лет.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,
настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных
процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с
развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти
руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой
моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что
развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был
разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”–
основной идей которой является рисования картин – пластилином,
пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по
изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции
мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями
работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации –
ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают
умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно
держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового
жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография”
имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая
половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,
природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии
производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных
произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается
пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в
пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша
тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень
важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических
процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих
способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия,
пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть
тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного
обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до
конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,
а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к
освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует
хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми
младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей
знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать
различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с
жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других
занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию
речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования
ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми,
где на первый план выходит проблема создания условий для развития
каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных
интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я
решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по
пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития
ребенка.
Цель проекта:
Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста
посредством пластилинографии.
Задачи проекта:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего
мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную
деятельность детей (ОО «Художественное творчество»);
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание);
Учить работать на заданном пространстве;
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя
действовать по образцу, а затем по словесному указанию (ОО
«Коммуникация»);
Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью
зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения
восприятия их формы, пропорции, цвета (ОО «Познание»);
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать
персонажам, желание помогать им;
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах (ОО «Социализация»);
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер
(ОО «Здоровье», «Физическая культура»);
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить
с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО
«Чтение художественной литературы»);
Развивать сюжетно – игровой замысел;
Развивать интерес к процессу и результатам работы;
Развивать интерес к коллективной работе
Структура проекта:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в
несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились
определённые задачи.
№
ЭТАП
Задача перед ребёнком.
1.
Подготовительный
– Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой
пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина
и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2.
Основной
– Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему
рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать
вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с
другими детьми
– Научиться восстановлению последовательности
выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3.
Итоговый
– Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей
деятельности
Предполагаемый результат в воспитании интегративных
качеств – к концу проекта дети:
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в
долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с
пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая
организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,
вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря,
пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические
представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по
пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих
сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и
подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать
необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами
через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит
реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в
изобразительном творчестве.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что
в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила
рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения
пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная
нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват
мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют
самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности и др.
Реализация проекта:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный
пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми
приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое
взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам
составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется
поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило
знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования
пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими
технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с
пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о
пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы
(силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали,
не отвлекались, всем было интересно.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года),
разработанный воспитателем Быковой Светланой
Александровной
Неделя
Тема
Цели
Октябрь
1-я
"Волшебный
пластилин»
(«Поиграйка»)
Познакомить детей с пластилином, с
некоторыми приемами его использования :
раскатывание, сгибание, отщипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от
общей формы через игровое
взаимодействие с материалом и сказочным
героем .
2-я
"Украсим кукле
платье»
Учить детей самостоятельно отщипывать
маленькие кусочки пластилина от куска и
скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей использовать в
своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ”
горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Поддерживать в детях желание доводить
дело до конца, следуя игровой мотивации
занятия.
3-я
"Солнышко»
Продолжать освоение приемов
пластилинографии. Подвести к созданию
выразительного образа посредством цвета и
объема. Закреплять умение аккуратно
использовать пластилин в своей работе.
4-я
"Осенние
листочки»
Способствовать развитию у детей
эстетического восприятия окружающего
мира, научить замечать и любоваться
природными формами растений.
Представить осенний листочек. Продолжать
осваивать навыки работы с пластилином:
отщипывание от целого куска, скатывание
пластилиновых комочков, работа по
контуру.
Ноябрь
1-я
"Наливное
яблоко»
Развивать умение находить связи между
формами настоящих и изображаемых фруктов,
передавать их природные особенности, цвет.
Напомнить детям о свойствах пластилина:
мягкий, податливый, продолжать знакомить
детей с приемом пластилинографии –
вливания одного цвета в другой.
2-я
"Гусеница»
Развивать практические умения и навыки детей
при создании заданного образа посредством
пластилинографии. Развивать мелкую моторику
рук при выполнении приемов работы с
пластилином (отщипывания, раскатывания и
сплющивания). Диагностика по изо –
деятельности (лепка).
3-я
«Листопад»
Учить приёму - размазывания (в разных
направлениях).
Продолжаем обучать детей самостоятельно
отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Продолжать учить детей использовать в своей
работе несколько цветов пластилина.
Развивать мелкую моторику пальцев.
4-я
"Елочка»"
Развивать умение создавать выразительный и
интересный образ знакомых предметов
(елочка), продолжая знакомить детей с
приемом раскатывания. Совершенствовать
технические и изобразительные навыки,
закреплять умение работать по контуру.
Развивать детское творчество.
Декабрь
1-я
"Снеговик»
Закреплять приемы работы с пластилином –
отщипывания, скатывания, сплющивания.
Развитие мелкой моторики рук. Развитие
эстетического умения – украшения своей
работы (шубки снеговичка) пластилином
разного цвета.
2-я
«Снежинки –
холодинки»
Беседа с детьми о зиме. Формирование
эмоционального восприятия окружающего
мира. Закрепление приема раскатывания
колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение
самостоятельности, оригинальности в создании
снежинок из пластилина.
3-я
"Снеговик»
Учить детей создавать композиции на основе
интеграции рисования и пластилинографии.
Продолжать обучать детей размазывать
пластилин по всей основе, не выходя за
контур.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
4-я
"Новогодняя
открытка»
Создавать лепную картинку с выпуклым
изображением. Развитие творческого
воображения детей при украшении елочки,
снеговика. Развитие мелкой моторики рук.
Январь
1-я
«На участке –
снегопад (деревья
под снегом)»
Расширение представлений о зиме,
закрепление зимних признаков. Формирование
интереса детей к зимним явлениям (снегопад),
рассматривание деревьев на участке после
снегопада, изображение их посредством
приемов пластилинографии.
2-я
"Колобок»
Развивать практические умения и навыки детей
при создании заданного образа посредством
пластилинографии. Развивать мелкую моторику
рук при выполнении приемов работы с
пластилином (раскатывания и сплющивания).
Поощрение инициативы детей украсить
знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.
3-я
«Лесенка для
Поиграйки»
Формировать интерес к окружающим нас
предметам. Продолжать осваивать навыки
работы с пластилином: отщипывать, скатывать
разные по длине колбаски (длинные и
короткие), в своей работе пытаться передать
характерные особенности лесенки. Попытаться
вызвать у детей эмоциональный отклик -
оказание помощи персонажу, путем прочтения
литературного произведения, стихотворения.
Февраль
1-я
«Как жирафик
Кузя шарфик
потерял»
Беседа о том, как прошли зимние каникулы (в
том числе о зоопарке, цирке). Рассматривания
картинки с изображением жирафа – выделение
индивидуальных особенностей с
использованием поисково – аналитической
деятельности («Почему?», «Зачем?»).
Обыгрывание ситуации с пропажей шарфика ,
оказание помощи Кузе – с помощью
раскатывания колбасок каждый делает своему
жирафику шарфик, с помощью приемов
отщипывания придают животным фактуру
(пятнышки на теле). Формирование навыков
самостоятельной работы.
2-я
«А облака, будто
белые лошадки»
Развивать практические умения и навыки детей
при создании заданного образа (облако)
посредством пластилинографии. Развивать
мелкую моторику рук при выполнении приемов
работы с пластилином (отщипывания,
раскатывания), продолжать знакомить с
приемом вливания одного цвета в другой.
3-я
«Вазочка»
Формировать интерес к окружающему миру,
реалистические представления об окружающих
предметах домашнего обихода. Продолжать
осваивать навыки работы с пластилином:
отщипывать, скатывать разные по длине
колбаски (длинные и короткие), в своей работе
пытаться передать особенности разных вазочек,
их строение (силуэты на выбор предлагаются
воспитателем). Самостоятельность в выборе
цвета материала.
4-я
«Зайка»
Обобщение представлений о жизни диких
животных зимой. Рассматривание картины с
изображением зайца, особенности внешнего
вида. Совершенствовать технические и
изобразительные навыки, закреплять умение
работать по контуру. Развивать детское
творчество, побуждать детей самостоятельно
подбирать нужный цвет, сопоставлять размер
(длинные уши), развивать мелкую моторику рук.
Март
1-я
«Цветы для мамы»
Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта.
Развитие мелкой моторики рук, упражнение в
создании знакомых образов известными
приемами пластилинографии.
2-я
«Подводное
царство»
Учить детей размазывать пластилиновый
шарик в двух направлениях, создавая хвостик у
рыбки.
Закреплять умение детей способом
размазывания создавать вертикальные линии
сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.
Закреплять умение детей способом
надавливания создавать камешки в аквариуме.
Развитие мелкой моторики рук.
Учить доводить дело до конца.
3-я
«Набухают почки –
распускаются
листочки»
Формировать интерес к окружающему миру,
реалистические представления о природе,
растениях, познакомить детей с приметами
весны. Продолжать осваивать навыки работы с
пластилином: отщипывать, скатывать разные
по длине колбаски (длинные и короткие –
веточки дерева), в своей работе пытаться
передать характерные особенности, строение
(ствол, толстые и тонкие ветки), скатывать
комочки (почки), размещать их по всему
дереву. Поощрять самостоятельность в
правильном выборе цвета материала.
4-я
«Веселый зонтик»
Беседа о весне. Формирование интереса к
весенним явлениям – капели, таянию снега.
Продолжать воспитывать у детей умение
создавать знакомый образ посредством
знакомых приемов пластилинографии.
Апрель
1-я
«Улитка»
Напомнить детям о свойствах пластилина:
мягкий, податливый, познакомить детей с
приемом лепки заданного образа –
сворачивании (скручивании) колбаски,
развитие инициативы, творческих проявлений
при оформлении работы.
2-я
«Домик для
цыпленка» (яичко
к празднику).
Развивать практические умения и навыки детей
при создании заданного образа посредством
пластилинографии, развивать мелкую моторику
рук при выполнении приемов работы с
пластилином (отщипывания, размазывании,
работе внутри контура), развитие эстетического
вкуса при оформлении работы.
3-я
«Паук Пафнутий»
Формировать интерес к окружающему миру,
реалистические представления о природе,
насекомых. Рассказывание одноименной
сказки – крошки В.Кротова. Продолжать
осваивать навыки работы с пластилином:
отщипывать, скатывать разные по длине
колбаски (длинные и короткие - ножки), прием
размазывания внутри контура. Развитие
детского творчества.
Май
1-я
«Конфетки»
(коллективная
работа)
Напомнить детям о свойствах пластилина:
мягкий, податливый, продолжать знакомить
детей с приемом пластилинографии –
вливания одного цвета в другой, чтение сказки
– крошки В.Кротова «Конфетный кактус».
Изготовление конфетного дерева из
пластилиновых конфет. Приветствуется
фантазирование, творчество.
2-я
«Божья коровка
Пятнашка»
Развивать практические умения и навыки детей
при создании заданного образа посредством
пластилинографии. Чтение одноименной сказки
– крошки В.Кротова. Развивать мелкую
моторику рук при выполнении приемов работы
с пластилином (отщипывания, раскатывания и
сплющивания), закрепление умения работать
по контуру.
3-я
Свободная тема по
желанию (выбору)
детей.
Закрепление умений и способов работы с
пластилином в технике пластилинография.
Диагностика по изо - деятельности (лепка).
На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача,
закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.
Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают
динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности
ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия
и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает
активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность,
наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к
изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
В средней группе
мы знакомимся с правилами выполнения рисунка из
пластилина, изучаем и закрепляем разнообразные техники:
Легкое размазывание одного цвета пластилина на другом, на
границе их соединения (по Г.Н.Давыдовой)
Рисование пластилиновыми комочками
Пластилиновая живопись
(по Г.Г.Григорьевой)
Рисование картин пластилиновыми жгутиками По Н.А.Цирулик и
Т.Н.Просняковой
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные
доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему
раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию
подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика,
разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях
максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой,
зрительный, тактильный и т.д.
Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных
особенностей и интересов
Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место
рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке.
Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей
потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств
в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок
начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к
содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно,
насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии
по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то
или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам
детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не
ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в
приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со
всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Организация и развитие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению
физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая
среда активизирует творческую деятельность детей и формирует
эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились
веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования
пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы
которые украсили интерьер группы .Эти поделки привлекали внимание
детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы
неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по
пластилинографии дети работают за одним большим столом, это
объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться
друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную
потребность детей в процессе творчества.