Напоминание

Новогодняя сказка из пластилина


Автор: Зинцова Юлия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Колобок
Населённый пункт: пгт.Онохой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Новогодняя сказка из пластилина
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по пластилинографии

«Волшебный пластилин»

Вид проекта:

творчески-познавательный, информационный

По составу участников:

фронтальный

Продолжительность:

долгосрочный

Проект предназначен

для детей с трех лет, педагогов, родителей

Охватываемые образовательные области (ОО):

«Художественное творчество», «Познание», «Здоровье», «Социализация»,

«Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной

литературы».

Актуальность темы :

Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М

Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это

своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают

проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с

изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности.

Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание

самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по

изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в

любой группе, начиная с трех лет.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,

настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных

процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с

развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти

руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его

познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался

ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой

моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

использования точных, координированных движений руки и пальцев,

которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также

выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что

развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был

разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”–

основной идей которой является рисования картин – пластилином,

пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по

изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно

изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –

согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации

движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции

мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями

работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации –

ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают

умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно

держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового

жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография”

имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая

половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого

осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением

более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной

поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,

природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии

производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных

произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается

пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в

пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень

умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша

тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет

быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в

творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень

важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических

процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих

способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия,

пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть

тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного

обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до

конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,

укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,

а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к

освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует

хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми

младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей

знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать

различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с

жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других

занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию

речи, и т.д.).

Современные развивающие технологии и программы образования

ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми,

где на первый план выходит проблема создания условий для развития

каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных

интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я

решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по

пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития

ребенка.

Цель проекта:

Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста

посредством пластилинографии.

Задачи проекта:

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего

мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную

деятельность детей (ОО «Художественное творчество»);

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание,

размазывание, отщипывание, вдавливание);

Учить работать на заданном пространстве;

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя

действовать по образцу, а затем по словесному указанию (ОО

«Коммуникация»);

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью

зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения

восприятия их формы, пропорции, цвета (ОО «Познание»);

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать

персонажам, желание помогать им;

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и

коллективных работах (ОО «Социализация»);

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер

(ОО «Здоровье», «Физическая культура»);

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить

с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО

«Чтение художественной литературы»);

Развивать сюжетно – игровой замысел;

Развивать интерес к процессу и результатам работы;

Развивать интерес к коллективной работе

Структура проекта:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в

несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились

определённые задачи.

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

– Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой

пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина

и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему

рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать

вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с

другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности

выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей

деятельности

Предполагаемый результат в воспитании интегративных

качеств – к концу проекта дети:

* Реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую

направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный

опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и

явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в

долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,

расширить их, применять первые варианты обобщения.

* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с

пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая

организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,

вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря,

пониманию ребенком речи окружающих.

* Знакомятся с художественными произведениями:

стихами, потешками, пальчиковыми играми.

* У детей появляются первые элементарные математические

представления о счете, размере, величине.

* Развивают сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по

пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих

сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и

подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать

необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами

через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит

реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в

изобразительном творчестве.

* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что

в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила

рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения

пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная

нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват

мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют

самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,

длительности, направленности и др.

Реализация проекта:

В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный

пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми

приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание,

сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое

взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам

составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется

поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило

знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования

пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими

технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с

пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о

пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы

(силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали,

не отвлекались, всем было интересно.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии

с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года),

разработанный воспитателем Быковой Светланой

Александровной

Неделя

Тема

Цели

Октябрь

1-я

"Волшебный

пластилин»

(«Поиграйка»)

Познакомить детей с пластилином, с

некоторыми приемами его использования :

раскатывание, сгибание, отщипывание,

сплющивание, оттягивание деталей от

общей формы через игровое

взаимодействие с материалом и сказочным

героем .

2-я

"Украсим кукле

платье»

Учить детей самостоятельно отщипывать

маленькие кусочки пластилина от куска и

скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в

своей работе несколько цветов пластилина.

Продолжать обучать прикреплять ”

горошины” на расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Поддерживать в детях желание доводить

дело до конца, следуя игровой мотивации

занятия.

3-я

"Солнышко»

Продолжать освоение приемов

пластилинографии. Подвести к созданию

выразительного образа посредством цвета и

объема. Закреплять умение аккуратно

использовать пластилин в своей работе.

4-я

"Осенние

листочки»

Способствовать развитию у детей

эстетического восприятия окружающего

мира, научить замечать и любоваться

природными формами растений.

Представить осенний листочек. Продолжать

осваивать навыки работы с пластилином:

отщипывание от целого куска, скатывание

пластилиновых комочков, работа по

контуру.

Ноябрь

1-я

"Наливное

яблоко»

Развивать умение находить связи между

формами настоящих и изображаемых фруктов,

передавать их природные особенности, цвет.

Напомнить детям о свойствах пластилина:

мягкий, податливый, продолжать знакомить

детей с приемом пластилинографии –

вливания одного цвета в другой.

2-я

"Гусеница»

Развивать практические умения и навыки детей

при создании заданного образа посредством

пластилинографии. Развивать мелкую моторику

рук при выполнении приемов работы с

пластилином (отщипывания, раскатывания и

сплющивания). Диагностика по изо –

деятельности (лепка).

3-я

«Листопад»

Учить приёму - размазывания (в разных

направлениях).

Продолжаем обучать детей самостоятельно

отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Продолжать учить детей использовать в своей

работе несколько цветов пластилина.

Развивать мелкую моторику пальцев.

4-я

"Елочка»"

Развивать умение создавать выразительный и

интересный образ знакомых предметов

(елочка), продолжая знакомить детей с

приемом раскатывания. Совершенствовать

технические и изобразительные навыки,

закреплять умение работать по контуру.

Развивать детское творчество.

Декабрь

1-я

"Снеговик»

Закреплять приемы работы с пластилином –

отщипывания, скатывания, сплющивания.

Развитие мелкой моторики рук. Развитие

эстетического умения – украшения своей

работы (шубки снеговичка) пластилином

разного цвета.

2-я

«Снежинки –

холодинки»

Беседа с детьми о зиме. Формирование

эмоционального восприятия окружающего

мира. Закрепление приема раскатывания

колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение

самостоятельности, оригинальности в создании

снежинок из пластилина.

3-я

"Снеговик»

Учить детей создавать композиции на основе

интеграции рисования и пластилинографии.

Продолжать обучать детей размазывать

пластилин по всей основе, не выходя за

контур.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

4-я

"Новогодняя

открытка»

Создавать лепную картинку с выпуклым

изображением. Развитие творческого

воображения детей при украшении елочки,

снеговика. Развитие мелкой моторики рук.

Январь

1-я

«На участке –

снегопад (деревья

под снегом)»

Расширение представлений о зиме,

закрепление зимних признаков. Формирование

интереса детей к зимним явлениям (снегопад),

рассматривание деревьев на участке после

снегопада, изображение их посредством

приемов пластилинографии.

2-я

"Колобок»

Развивать практические умения и навыки детей

при создании заданного образа посредством

пластилинографии. Развивать мелкую моторику

рук при выполнении приемов работы с

пластилином (раскатывания и сплющивания).

Поощрение инициативы детей украсить

знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.

3-я

«Лесенка для

Поиграйки»

Формировать интерес к окружающим нас

предметам. Продолжать осваивать навыки

работы с пластилином: отщипывать, скатывать

разные по длине колбаски (длинные и

короткие), в своей работе пытаться передать

характерные особенности лесенки. Попытаться

вызвать у детей эмоциональный отклик -

оказание помощи персонажу, путем прочтения

литературного произведения, стихотворения.

Февраль

1-я

«Как жирафик

Кузя шарфик

потерял»

Беседа о том, как прошли зимние каникулы (в

том числе о зоопарке, цирке). Рассматривания

картинки с изображением жирафа – выделение

индивидуальных особенностей с

использованием поисково – аналитической

деятельности («Почему?», «Зачем?»).

Обыгрывание ситуации с пропажей шарфика ,

оказание помощи Кузе – с помощью

раскатывания колбасок каждый делает своему

жирафику шарфик, с помощью приемов

отщипывания придают животным фактуру

(пятнышки на теле). Формирование навыков

самостоятельной работы.

2-я

«А облака, будто

белые лошадки»

Развивать практические умения и навыки детей

при создании заданного образа (облако)

посредством пластилинографии. Развивать

мелкую моторику рук при выполнении приемов

работы с пластилином (отщипывания,

раскатывания), продолжать знакомить с

приемом вливания одного цвета в другой.

3-я

«Вазочка»

Формировать интерес к окружающему миру,

реалистические представления об окружающих

предметах домашнего обихода. Продолжать

осваивать навыки работы с пластилином:

отщипывать, скатывать разные по длине

колбаски (длинные и короткие), в своей работе

пытаться передать особенности разных вазочек,

их строение (силуэты на выбор предлагаются

воспитателем). Самостоятельность в выборе

цвета материала.

4-я

«Зайка»

Обобщение представлений о жизни диких

животных зимой. Рассматривание картины с

изображением зайца, особенности внешнего

вида. Совершенствовать технические и

изобразительные навыки, закреплять умение

работать по контуру. Развивать детское

творчество, побуждать детей самостоятельно

подбирать нужный цвет, сопоставлять размер

(длинные уши), развивать мелкую моторику рук.

Март

1-я

«Цветы для мамы»

Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта.

Развитие мелкой моторики рук, упражнение в

создании знакомых образов известными

приемами пластилинографии.

2-я

«Подводное

царство»

Учить детей размазывать пластилиновый

шарик в двух направлениях, создавая хвостик у

рыбки.

Закреплять умение детей способом

размазывания создавать вертикальные линии

сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

Закреплять умение детей способом

надавливания создавать камешки в аквариуме.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить доводить дело до конца.

3-я

«Набухают почки –

распускаются

листочки»

Формировать интерес к окружающему миру,

реалистические представления о природе,

растениях, познакомить детей с приметами

весны. Продолжать осваивать навыки работы с

пластилином: отщипывать, скатывать разные

по длине колбаски (длинные и короткие –

веточки дерева), в своей работе пытаться

передать характерные особенности, строение

(ствол, толстые и тонкие ветки), скатывать

комочки (почки), размещать их по всему

дереву. Поощрять самостоятельность в

правильном выборе цвета материала.

4-я

«Веселый зонтик»

Беседа о весне. Формирование интереса к

весенним явлениям – капели, таянию снега.

Продолжать воспитывать у детей умение

создавать знакомый образ посредством

знакомых приемов пластилинографии.

Апрель

1-я

«Улитка»

Напомнить детям о свойствах пластилина:

мягкий, податливый, познакомить детей с

приемом лепки заданного образа –

сворачивании (скручивании) колбаски,

развитие инициативы, творческих проявлений

при оформлении работы.

2-я

«Домик для

цыпленка» (яичко

к празднику).

Развивать практические умения и навыки детей

при создании заданного образа посредством

пластилинографии, развивать мелкую моторику

рук при выполнении приемов работы с

пластилином (отщипывания, размазывании,

работе внутри контура), развитие эстетического

вкуса при оформлении работы.

3-я

«Паук Пафнутий»

Формировать интерес к окружающему миру,

реалистические представления о природе,

насекомых. Рассказывание одноименной

сказки – крошки В.Кротова. Продолжать

осваивать навыки работы с пластилином:

отщипывать, скатывать разные по длине

колбаски (длинные и короткие - ножки), прием

размазывания внутри контура. Развитие

детского творчества.

Май

1-я

«Конфетки»

(коллективная

работа)

Напомнить детям о свойствах пластилина:

мягкий, податливый, продолжать знакомить

детей с приемом пластилинографии –

вливания одного цвета в другой, чтение сказки

– крошки В.Кротова «Конфетный кактус».

Изготовление конфетного дерева из

пластилиновых конфет. Приветствуется

фантазирование, творчество.

2-я

«Божья коровка

Пятнашка»

Развивать практические умения и навыки детей

при создании заданного образа посредством

пластилинографии. Чтение одноименной сказки

– крошки В.Кротова. Развивать мелкую

моторику рук при выполнении приемов работы

с пластилином (отщипывания, раскатывания и

сплющивания), закрепление умения работать

по контуру.

3-я

Свободная тема по

желанию (выбору)

детей.

Закрепление умений и способов работы с

пластилином в технике пластилинография.

Диагностика по изо - деятельности (лепка).

На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача,

закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.

Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают

динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности

ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия

и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает

активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность,

наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к

изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

В средней группе

мы знакомимся с правилами выполнения рисунка из

пластилина, изучаем и закрепляем разнообразные техники:

Легкое размазывание одного цвета пластилина на другом, на

границе их соединения (по Г.Н.Давыдовой)

Рисование пластилиновыми комочками

Пластилиновая живопись

(по Г.Г.Григорьевой)

Рисование картин пластилиновыми жгутиками По Н.А.Цирулик и

Т.Н.Просняковой

При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные

доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему

раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию

подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика,

разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях

максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой,

зрительный, тактильный и т.д.

Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных

особенностей и интересов

Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место

рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке.

Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей

потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств

в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок

начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к

содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно,

насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии

по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то

или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам

детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не

ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в

приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со

всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.

Организация и развитие предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению

физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая

среда активизирует творческую деятельность детей и формирует

эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились

веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования

пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы

которые украсили интерьер группы .Эти поделки привлекали внимание

детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы

неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по

пластилинографии дети работают за одним большим столом, это

объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться

друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную

потребность детей в процессе творчества.



В раздел образования