Напоминание

Современные технологии в музыкальном образовании.


Автор: Смирнова Татьяна Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии в музыкальном образовании.
Раздел: среднее образование





Назад




Современные технологии в музыкальном образовании.

Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растёт по

мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к

существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового

этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от

старых способов действия.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, нужно лишь

раскрыть их и развить.

В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной

отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции,

творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения.

Творчество

ребят

связано

с

самостоятельными

действиями

и

с

умением

оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для

того, чтобы они могли проявить своё дарование - это умелое руководство со

стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то

из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой

благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский

возраст, когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к

богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику

солнца, пробившемуся сквозь тучи, и многому другому, чему мы взрослые,

разучились радоваться.

Канули в лето времена, когда учитель музыки работал в рамках одной

программы. Сегодня у учителя есть возможность применения на уроке элементов

инновационных технологий, что позволяет открыть новые грани для творчества

обучающихся.

Под технологией мы вслед за Шекелем понимаем, что это искусство, мастерство,

совокупность методов и приёмов в процессе обучения и воспитания.

Работая по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак, Т.И.Науменко опираясь на принцип

музыкальной педагогики «Живая музыка», что в ней есть пульс дыхание, движение,

учим детей бережному отношению к музыкальному наследию мировой культуры

Главная особенность современных инновационных технологий, авторами которых

являются Е.В.Критская, С.А.Школяр, В.В.Алеев - межпредметная связь: музыка,

изобразительное искусство, литература, театр, кино, знакомство с мировой

музыкальной

культурой.

Эти

технологии

помогут

учителю

сделать

уроки

насыщеннее и интереснее.

Основной задачей на уроке по данным технологиям, кроме раскрытия темы,

является решение проблемного вопроса, что помогает раскрыть индивидуальность

каждого обучающегося, воспитать умение высказывать и отстаивать свою точку

зрения и находить оптимальное решение данного проблемного вопроса.

Л.П.Маслова в «Педагогике искусства» говорит о том, что «Музыка - есть

послание» - способ передачи культуры общества и раскрытие человека, а

«интонация»- это «ключ», для раскрытия смысла и содержания музыкального

произведения, - это код, которым композитор зашифровал своё произведение.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей расшифровывать данное

музыкальное послание, чтобы понять тайну сокровенных чувств и переживаний

автора, пережитые им в данный момент его жизни.

Для того, чтобы предмет «Музыка» действительно получал разработанную

систему обучения, ему как виду искусства, необходимо выделить наиболее важные,

существенные, ключевые основы музыкального развития школьника: мелодическое

чувство, чувство ритма и интонационное чувство. В развитии этих чувств на уроках

помогают инновационные креативные технологии В.В Емельянова, Карла Орфа,

А.Стрельниковой, И.Г.Козловой, А.Спиличаускаса.

В.В.Емельянов его методическое пособие «Фонопедический метод развития

голоса» направлено на развитие у детей вокальных данных, мелодического и

ритмического слуха, и состоит из трёх циклов:

I цикл «Артикуляционная гимнастика»- подготовка голосовых связок для пения:

(покусывание языка, укольчики, треск молнии- большой и маленькой, цоканье

лошадки-пони, взрослой, тяжеловеса).

II цикл «Интонационно-фонетические упражнения»- («до-ре-ми, и т.д.»- легато).

Учитель может обьяснить, что «легато»- это петь «плавно», «протяжно», но если

плавность показать движением руки вверх или вниз, ученик запомнит быстрее и

выполнит правильнее. Учащиеся первого класса знают такие музыкальные термины

как: «темп»- скорость исполнения, «тембр»- окраска музыки, «динамика»- сила

звука, «регистр»-высота звука. Знают, что мелодия может стоять на месте,

подниматься вверх и спускаться вниз, двигаться поступенно и скачкообразно.

Ш цикл «Голосовые сигналы доречевой комбинаторики».

Упражнения составлены на скороговорках, считалках, детских потешках, где

голосоведение осуществляется за счёт различных импровизаций: от шопота до

крика, звуков «h», «ха»- это песенка про смех, «хрипение», «штрафбас» и др.

Технология К. Орфа помогает развить метро -ритмическое чувство.

Используя на уроке ритмические упражнения на основе русских народных потешек

и песен « Куры, гуси, да индюшки», «Барашеньки-крутороженьки», «А ты баты,

шли солдаты», «Как у деда Трифона» и другие. Кроме чувства ритма у детей

развивается

и

творческое

начало.

Достаточно

часто

используется

приём

«импровизации» и дети придумывают свои варианты слов в песне: «Как у деда

Трифона было семеро – свиней, (гусей, гостей, коней, лебедей, дочерей, сыновей и

т.д.)»

Методика И.Т.Козловой « Русское народное творчество» на уроках музыки и

применение « пластического интонирования» развивает у детей координацию,

мимику, выразительность исполнения, эмоциональность и пластику.

Схватывание интонации происходит путём синтеза разных ощущений:

зрительных слуховых, двигательно-моторных, вживания, активизации чувственного

и жизненного опыта.

«Здоровье сберегающие технологии» по системе В.Емельянова позволяют

разогреть

мышцы

лица,

шеи,

голосовые

связки.

Упражнения

«щёточка»,

«иголочки», «трубочки», «злая кошка», «прямоугольник» и другие позволяют

расслабить мышцы лица и шеи.

Упражнения «горячая картошка», «вопросы и ответы», «бронтозавр»

разогревают, и чистят голосовые связки.

А.Стрельникова предлагает дыхательные упражнения: резкий вдох через нос и

выдох через рот, «принюхаться», «насос», «обними меня».

Применение технологии « Контроль латеральных упражнений» по И.Кузнецову

помогает нам развить у детей межполушарные сообщения. Такие упражнения как

рука- нога, перекрёстное движение (хлопки- чувства внутреннего ритма), локоть –

колено, лыжник и др.

Применение инновационных технологий позволяет ярче проявлять

креативность учителя и учащихся.

А.Т.Шумилин, изучив механизм и закономерность творчества, утверждает, что

все качества личности необходимые для созидания, успешно развиваются в

процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны

самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и

обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны

педагога и знаний последним физиологических закономерностей личности ученика,

участвующего в творческом процессе.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной

стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия

любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным,

способности

учащихся:

оригинальное,

образное

мышление,

воображение,

эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны- формировать потребность

в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребёнок не

только смог научиться читать заложенные в том или ином произведении искусства

авторский замысел, включающий в себя отношение автора к произведению, его

чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством

выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Литература:

1.

Андреева М., Конорова С. Первые шаги в музыке. - М.: Cоветский

композитор,1991

2.

Вендерова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. Из опыта работы. – М.:

Просвещение, 1991

3. «Музыкальное искусство» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр / автор.- сост. В.М.

Самигулина. – Волгоград: Учитель 1999.–205c.



В раздел образования