Автор: Смирнова Татьяна Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии в музыкальном образовании.
Раздел: среднее образование
Современные технологии в музыкальном образовании.
Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растёт по
мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к
существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового
этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от
старых способов действия.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, нужно лишь
раскрыть их и развить.
В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной
отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции,
творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения.
Творчество
ребят
связано
с
самостоятельными
действиями
и
с
умением
оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для
того, чтобы они могли проявить своё дарование - это умелое руководство со
стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то
из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой
благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский
возраст, когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к
богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику
солнца, пробившемуся сквозь тучи, и многому другому, чему мы взрослые,
разучились радоваться.
Канули в лето времена, когда учитель музыки работал в рамках одной
программы. Сегодня у учителя есть возможность применения на уроке элементов
инновационных технологий, что позволяет открыть новые грани для творчества
обучающихся.
Под технологией мы вслед за Шекелем понимаем, что это искусство, мастерство,
совокупность методов и приёмов в процессе обучения и воспитания.
Работая по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак, Т.И.Науменко опираясь на принцип
музыкальной педагогики «Живая музыка», что в ней есть пульс дыхание, движение,
учим детей бережному отношению к музыкальному наследию мировой культуры
Главная особенность современных инновационных технологий, авторами которых
являются Е.В.Критская, С.А.Школяр, В.В.Алеев - межпредметная связь: музыка,
изобразительное искусство, литература, театр, кино, знакомство с мировой
музыкальной
культурой.
Эти
технологии
помогут
учителю
сделать
уроки
насыщеннее и интереснее.
Основной задачей на уроке по данным технологиям, кроме раскрытия темы,
является решение проблемного вопроса, что помогает раскрыть индивидуальность
каждого обучающегося, воспитать умение высказывать и отстаивать свою точку
зрения и находить оптимальное решение данного проблемного вопроса.
Л.П.Маслова в «Педагогике искусства» говорит о том, что «Музыка - есть
послание» - способ передачи культуры общества и раскрытие человека, а
«интонация»- это «ключ», для раскрытия смысла и содержания музыкального
произведения, - это код, которым композитор зашифровал своё произведение.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей расшифровывать данное
музыкальное послание, чтобы понять тайну сокровенных чувств и переживаний
автора, пережитые им в данный момент его жизни.
Для того, чтобы предмет «Музыка» действительно получал разработанную
систему обучения, ему как виду искусства, необходимо выделить наиболее важные,
существенные, ключевые основы музыкального развития школьника: мелодическое
чувство, чувство ритма и интонационное чувство. В развитии этих чувств на уроках
помогают инновационные креативные технологии В.В Емельянова, Карла Орфа,
А.Стрельниковой, И.Г.Козловой, А.Спиличаускаса.
В.В.Емельянов его методическое пособие «Фонопедический метод развития
голоса» направлено на развитие у детей вокальных данных, мелодического и
ритмического слуха, и состоит из трёх циклов:
I цикл «Артикуляционная гимнастика»- подготовка голосовых связок для пения:
(покусывание языка, укольчики, треск молнии- большой и маленькой, цоканье
лошадки-пони, взрослой, тяжеловеса).
II цикл «Интонационно-фонетические упражнения»- («до-ре-ми, и т.д.»- легато).
Учитель может обьяснить, что «легато»- это петь «плавно», «протяжно», но если
плавность показать движением руки вверх или вниз, ученик запомнит быстрее и
выполнит правильнее. Учащиеся первого класса знают такие музыкальные термины
как: «темп»- скорость исполнения, «тембр»- окраска музыки, «динамика»- сила
звука, «регистр»-высота звука. Знают, что мелодия может стоять на месте,
подниматься вверх и спускаться вниз, двигаться поступенно и скачкообразно.
Ш цикл «Голосовые сигналы доречевой комбинаторики».
Упражнения составлены на скороговорках, считалках, детских потешках, где
голосоведение осуществляется за счёт различных импровизаций: от шопота до
крика, звуков «h», «ха»- это песенка про смех, «хрипение», «штрафбас» и др.
Технология К. Орфа помогает развить метро -ритмическое чувство.
Используя на уроке ритмические упражнения на основе русских народных потешек
и песен « Куры, гуси, да индюшки», «Барашеньки-крутороженьки», «А ты баты,
шли солдаты», «Как у деда Трифона» и другие. Кроме чувства ритма у детей
развивается
и
творческое
начало.
Достаточно
часто
используется
приём
«импровизации» и дети придумывают свои варианты слов в песне: «Как у деда
Трифона было семеро – свиней, (гусей, гостей, коней, лебедей, дочерей, сыновей и
т.д.)»
Методика И.Т.Козловой « Русское народное творчество» на уроках музыки и
применение « пластического интонирования» развивает у детей координацию,
мимику, выразительность исполнения, эмоциональность и пластику.
Схватывание интонации происходит путём синтеза разных ощущений:
зрительных слуховых, двигательно-моторных, вживания, активизации чувственного
и жизненного опыта.
«Здоровье сберегающие технологии» по системе В.Емельянова позволяют
разогреть
мышцы
лица,
шеи,
голосовые
связки.
Упражнения
«щёточка»,
«иголочки», «трубочки», «злая кошка», «прямоугольник» и другие позволяют
расслабить мышцы лица и шеи.
Упражнения «горячая картошка», «вопросы и ответы», «бронтозавр»
разогревают, и чистят голосовые связки.
А.Стрельникова предлагает дыхательные упражнения: резкий вдох через нос и
выдох через рот, «принюхаться», «насос», «обними меня».
Применение технологии « Контроль латеральных упражнений» по И.Кузнецову
помогает нам развить у детей межполушарные сообщения. Такие упражнения как
рука- нога, перекрёстное движение (хлопки- чувства внутреннего ритма), локоть –
колено, лыжник и др.
Применение инновационных технологий позволяет ярче проявлять
креативность учителя и учащихся.
А.Т.Шумилин, изучив механизм и закономерность творчества, утверждает, что
все качества личности необходимые для созидания, успешно развиваются в
процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны
самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и
обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны
педагога и знаний последним физиологических закономерностей личности ученика,
участвующего в творческом процессе.
Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной
стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия
любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным,
способности
учащихся:
оригинальное,
образное
мышление,
воображение,
эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны- формировать потребность
в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребёнок не
только смог научиться читать заложенные в том или ином произведении искусства
авторский замысел, включающий в себя отношение автора к произведению, его
чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством
выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Литература:
1.
Андреева М., Конорова С. Первые шаги в музыке. - М.: Cоветский
композитор,1991
2.
Вендерова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1991
3. «Музыкальное искусство» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр / автор.- сост. В.М.
Самигулина. – Волгоград: Учитель 1999.–205c.