Автор: Чевело Валерия Вячеслаловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: г. Невинномысск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Развитие логических способностей дошкольников через использование развивающих игр
Раздел: дошкольное образование
«Развитие
логических
способностей
дошкольников
через
использование развивающих игр»
Уважаемы коллеги! Перед тем, как приступить к теоретической части моего
мастер-класса,
я
предлагаю
вашему
вниманию
умственную
физкультминутку.
1.Один господин писал в письме: «…пальцев у меня двадцать пять на
одной руке и на другой столько же. Почему он такой .. необычный?
Ответ: Забыл поставить знак препинания. Где?
2.Почему в Женеве парикмахеру лучше постричь двух немцев, чем
одного француза?
Ответ: Два человека заплатят больше, чем один.
3. Однажды, два путешественника, одновременно подошли к реке. На
берегу была лодка, которая могла перевести только одного человека. Ни
один из них не умел плавать, но они переправились через реку. Как?
Ответ: Путешественники подошли к реке на разные берега.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю мастер - класс
«Развитие логических способностей дошкольников через использование
развивающих игр»
Цель мастер-класса:
Расширять знания педагогов по использованию
занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.
Задачи:
Познакомить
педагогов
с
опытом
работы
по
использованию
занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного
возраста.
Обучить
участников
мастер
–
класса
методам
и
приемам
использования занимательных математических игр в педагогическом
процессе.
Развивать
интерес
к
оригинальной
образовательной
игровой
технологии, инициативу, желание применять на практике данную
технологию.
Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Развитие логических способностей детей дошкольного возраста с учетом
сенситивных
периодов
развития
–
одна
из
актуальных
проблем
современности. Дошкольники с развитым логическим мышлением быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в
новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном,
самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть
мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить
ребенка
играть,
и
в
процессе
игры,
незаметно
знакомить
его
с
определенными понятиями, давать нужную информацию.
Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры
развиваются
воображение,
умение
думать,
анализировать
результаты.
Несомненным
достоинством
игры
является
и
внутренний
характер
мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
По моему мнению, развитие логических способностей у детей дошкольного
возраста,
немыслимо
без
использования
занимательных
игр,
задач,
развлечений. При этом роль несложного занимательного
материала
определяется
с
учетом
возрастных
возможностей
детей
и
задач
всестороннего развития и воспитания: развивать ум, расширять, углублять
математические представления, закреплять полученные знания и умения,
упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
На мой взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного
математического материала предложила З.А. Михайлова, которая выделяет
три основные группы:
Занимательный математический материал
Развлечения
Математические
(логические) игры, задачи,
упражнения
Дидактические
игры и упражнения
Загадки,
«Танграм»
задачи –
шутки,
ребусы,
кроссворды
,
головоломк
и,
математиче
ские
квадраты,
математиче
ские
фокусы
«Стомахи
он»,
«Гексатри
он»,
«Пифагор
»,
«Колумбо
во
яйцо»,
Кубики
для всех»
С
блоками
,
кубикам
и на
включен
ие,
нахожде
ние
Шашк
и,
шахма
ты
Словес
ные
С
наглядн
ым
материа
лом
Словес
ные
Я хочу познакомить вас с развивающими математическими играми – в
которых
смоделированы
логические
построения,
отношения,
закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим
предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По
ходу
решения
требуется
применение
математических
методов
и
умозаключений
Все игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с числами и цифрами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы
логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения. Поэтому для развития логического мышления использую
задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур,
знаков,
на поиск чисел.
Знакомство с таким заданием
начинаю
с
элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.
Также использую в работе с детьми различные виды словесных игр с
использованием мяча: «Что длиннее?» Например: носки короткие, а гольфы
– длинные. БРЮКИ - длинные, а шорты короткие. На понятия высокий,
низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст…, стул низкий, а шкаф..,
дверь узкая, а окно и.д.»
Для эффективного решения задач по использованию развивающих игр очень
важно оснастить группу необходимыми игровыми пособиями. В нашей
группе
есть
игры,
которые
помогают
развитию
познавательных
способностей,
формированию
интереса
к
деятельности
с
числами,
геометрическими
фигурами,
величинами.
Я
собрала
разнообразный
занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе
игру по интересам. Всю работу
провожу с учетом индивидуальных
особенностей детей. Предлагаю ребенку игру, ориентируясь на уровень его
умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности,
вовлекая в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.
Помогаю освоить игру.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это
школа сотрудничества. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда
ребенок видит свои успехи.
Уважаемые коллеги! Перед тем, как приступить к практической части моего
мастер-класса, я предлагаю создать фокус - группу. Для этого прошу
выйти ко мне четырех человек.
Я предлагаю фокус - группе погрузиться в детство и немножко поиграть.
Игра «Колумбово яйцо»
Цель:
Развивать логическое и образное мышления, мелкую моторику,
формировать воображение
Оборудование: Макет плоскостной фигуры «Колумбово яйцо» и её части.
Методика проведения:
На столах раскладываю Плоскостную фигуру «Колумбово яйцо» и ее
части. Предлагаю фокус – группе разделиться на две команды. Каждая
команда собирает свое «Колумбово яйцо». Затем предлагаю составить из
частей фигуру
птицу, животного или человека. Побеждает тот, кто
правильно и быстрее выполнит задание и расскажет, какая фигура у них
получилась.
Пока фокус – группа работает, предлагаю остальным коллегам поиграть.
3. Игра «Построй и засели домики»
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были геометрические
фигуры: желтые круги в желтом домике. Красные фигуры в красном домике.
Остальные – в третьем домике.
Пришел
агрессор,
кот
Васька
и
разрушил
их
домики.
Помогите
геометрическим фигурам. Восстановите их домики и заселите в них
фигуры.
Задачи:
* Развивать образное мышление, воображение.
* Упражнять в умении творчески решать поставленные логические задачи.
Оборудование: Геометрические фигуры красного цвета, желтые круги и
другие фигуры, разной формы и цвета.
Два обруча красного и зеленого цвета.
Ответ.
Положить обручи так, чтобы образовалась область наложения одного круга
на другой. Это будет желто – красный домик. В этом домике будут жить
все остальные фигуры.
Пообщаться с фокус – группой. Выяснить, легко ли им было играть в
предложенные игры.
Поблагодарить за внимание.