Авторы: Кононова Надежда Александровна, Пономарева Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида№2
Населённый пункт: города Ставрополя,Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№
2 города Ставрополя
Консультация для воспитателей
на тему:
«Формирование экологической культуры у детей
дошкольного возраста посредством экологических сказок»
Подготовили воспитатели:
Кононова Надежда Александровна
Пономарева Ольга Викторовна
г.Ставрополь,2020г
Актуальность.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,
как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.
осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь
природу .
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность
и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые
помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.
Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым
необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые
определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в
готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого
обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных,
растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно
вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль
всему живому.
Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития
дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании
конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. Познавательный
интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную
насыщенность, развитие речи можно реализовать в экологическом воспитании,
в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской
деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая
деятельность).
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных
чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к
предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я
считаю - частые, непосредственные наблюдения.
В процессе наблюдения за окружающим, дети учатся понимать, что хорошо, а
что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать
красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и
ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка.
Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. А
сказки, основанные на экологическом воспитании, помогут детям лучше понять
и осмыслить значимость нашей природы.
Вот некоторые сказки:
1.«Мечтательный одуванчик».
На лесной полянке росло много цветов. Среди них был жёлтый одуванчик. Он
мечтал путешествовать. А неподалёку от этой поляны жила фея. Однажды она
узнала о мечте одуванчика. Фея взмахнула своей волшебной палочкой и
превратила жёлтый одуванчик в белый пушистый шарик. Ветер дунул и с
шарика полетело много пушистых зёрнышек, которые разлетелись в разные
края.Так
сбылась
мечта
одуванчика.
С
тех
пор
жёлтые
одуванчики
превращаются в белые пушистые шарики и разлетаются с помощью ветра в
разные края.
2. «Маленькие путешественницы
».
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки.
Когда семена созрели, незабудка сказала им: Милые детки! Вот вы и стали
взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски
счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь
там. Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это
время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом
уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая
лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и
дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя
незабудки на влажную мягкую землю. Семечко оглянулось по сторонам и,
честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная,
чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора». Весной в том месте,
куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её
ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за
сладким нектаром. Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера.
Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера
удержала подругу: Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём
мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и
любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня. Девочки собрали банки,
бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от
незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили
речными камешками. Как красиво! – полюбовались они своей работой. Девочки
стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый
цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями
скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные
летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же случилось с
другими семенами незабудки? Они долго лежали у воды и ждали своего часа.
Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и
высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно
лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть
находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью
шерсть. Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней
верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином
вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и
семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки,
и весной на грядке расцвела незабудка. Хозяйка стала ухаживать за цветком –
поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая
семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей
сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья –
яблони, вишни и сливы. В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась
хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад! А теперь пришла пора
рассказать о третьем семечке незабудки. Его заметил дядюшка муравей и решил
отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки
целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв
лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется
нетронутым. Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника.
Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая
голубая
незабудка
.
3.
«Ёжик»
Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка
вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось,потому что лес был
очень загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги,целлофановых
пакетов,пустых консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес. Он
подцепил бумагу и целлофан на свои колючки и уносил всё это в одно место.
Пустые консервные банки он толкал мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа
отнимала много времени и сил у маленького ёжика. И ему стали помогать
мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие кусочки, белки и зайцы
занялись банками. Когда приходили люди ёжик крутился у них под ногами и
следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету,а фантик
бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика
своими колючками,белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял
фантик и положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили
несмышлёного мальчишку. А ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро
там
будет
совсем
чисто.
4. «Катя и божья коровка».
Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли,
бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно
щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате
захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе
облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её
ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно
отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала
рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок,
который произнёс: Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать,
порезвиться, то бегай лучше по тропинкам. Ой, кто это? – удивлённо спросила
Катя. – Кто со мной разговаривает? Это я, божья коровка! – ответил ей тот же
голосок. Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат!
– ответила божья коровка. Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему
нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом
широкий луг. Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля
становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения
погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы
маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду
раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» -
объяснила божья коровка. Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла,
и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а
потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла. Куда делась бабочка?
– удивилась девочка. Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть
другом. Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный
хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А,
перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения.
Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это
насекомые-опылители.
Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого
полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить! Конечно! –
согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало. А вот
ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка. Нет, Катюша. Это не
шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не
кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают
мимо. Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя. Да, все насекомые очень
хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики. Кто же это
стрекочет? – спросила Катя. Это кузнечики, - объяснила божья коровка. Мне бы
хотелось увидеть кузнечика! Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко
подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула
руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных
зарослях было невозможно. А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в
зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о
ней? Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка. Не только красивая, но и
полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух. Долго беседовала
Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил
вечер. Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она осторожно посадила
божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней: Спасибо, милая божья
коровка! Я узнала много нового и интересного. Почаще приходи на луг, и я
расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
Вывод:
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические
сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного
отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому;
умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать
свое эмоциональное отношение к ней.
Список литературы:
1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для
детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.
2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.
3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-
Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.
5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. -
Москва 2002