Напоминание

"Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок".


Авторы: Кононова Надежда Александровна, Пономарева Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида№2
Населённый пункт: города Ставрополя,Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

2 города Ставрополя

Консультация для воспитателей

на тему:

«Формирование экологической культуры у детей

дошкольного возраста посредством экологических сказок»

Подготовили воспитатели:

Кононова Надежда Александровна

Пономарева Ольга Викторовна

г.Ставрополь,2020г

Актуальность.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,

как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к

окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.

осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь

природу .

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая

возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность

и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые

помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.

Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым

необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые

определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в

готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого

обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных,

растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно

вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль

всему живому.

Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития

дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании

конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. Познавательный

интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную

насыщенность, развитие речи можно реализовать в экологическом воспитании,

в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской

деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая

деятельность).

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных

чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к

предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я

считаю - частые, непосредственные наблюдения.

В процессе наблюдения за окружающим, дети учатся понимать, что хорошо, а

что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать

красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и

ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка.

Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. А

сказки, основанные на экологическом воспитании, помогут детям лучше понять

и осмыслить значимость нашей природы.

Вот некоторые сказки:

1.«Мечтательный одуванчик».

На лесной полянке росло много цветов. Среди них был жёлтый одуванчик. Он

мечтал путешествовать. А неподалёку от этой поляны жила фея. Однажды она

узнала о мечте одуванчика. Фея взмахнула своей волшебной палочкой и

превратила жёлтый одуванчик в белый пушистый шарик. Ветер дунул и с

шарика полетело много пушистых зёрнышек, которые разлетелись в разные

края.Так

сбылась

мечта

одуванчика.

С

тех

пор

жёлтые

одуванчики

превращаются в белые пушистые шарики и разлетаются с помощью ветра в

разные края.

2. «Маленькие путешественницы

».

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки.

Когда семена созрели, незабудка сказала им: Милые детки! Вот вы и стали

взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски

счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь

там. Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это

время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом

уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая

лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и

дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя

незабудки на влажную мягкую землю. Семечко оглянулось по сторонам и,

честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная,

чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора». Весной в том месте,

куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её

ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за

сладким нектаром. Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера.

Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера

удержала подругу: Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём

мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и

любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня. Девочки собрали банки,

бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от

незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили

речными камешками. Как красиво! – полюбовались они своей работой. Девочки

стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый

цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.

Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями

скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные

летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же случилось с

другими семенами незабудки? Они долго лежали у воды и ждали своего часа.

Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и

высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно

лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть

находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью

шерсть. Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней

верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином

вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и

семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки,

и весной на грядке расцвела незабудка. Хозяйка стала ухаживать за цветком –

поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая

семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей

сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья –

яблони, вишни и сливы. В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась

хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад! А теперь пришла пора

рассказать о третьем семечке незабудки. Его заметил дядюшка муравей и решил

отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки

целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв

лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется

нетронутым. Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника.

Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая

голубая

незабудка

.

3.

«Ёжик»

Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка

вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось,потому что лес был

очень загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги,целлофановых

пакетов,пустых консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес. Он

подцепил бумагу и целлофан на свои колючки и уносил всё это в одно место.

Пустые консервные банки он толкал мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа

отнимала много времени и сил у маленького ёжика. И ему стали помогать

мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие кусочки, белки и зайцы

занялись банками. Когда приходили люди ёжик крутился у них под ногами и

следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету,а фантик

бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика

своими колючками,белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял

фантик и положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили

несмышлёного мальчишку. А ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро

там

будет

совсем

чисто.

4. «Катя и божья коровка».

Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли,

бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно

щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате

захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе

облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её

ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно

отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала

рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок,

который произнёс: Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать,

порезвиться, то бегай лучше по тропинкам. Ой, кто это? – удивлённо спросила

Катя. – Кто со мной разговаривает? Это я, божья коровка! – ответил ей тот же

голосок. Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.

Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат!

– ответила божья коровка. Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему

нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом

широкий луг. Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля

становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения

погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы

маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду

раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» -

объяснила божья коровка. Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла,

и буду бегать только по дорожкам.

И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а

потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла. Куда делась бабочка?

– удивилась девочка. Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть

другом. Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный

хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А,

перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения.

Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это

насекомые-опылители.

Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого

полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить! Конечно! –

согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало. А вот

ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка. Нет, Катюша. Это не

шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не

кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают

мимо. Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя. Да, все насекомые очень

хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.

В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики. Кто же это

стрекочет? – спросила Катя. Это кузнечики, - объяснила божья коровка. Мне бы

хотелось увидеть кузнечика! Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко

подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула

руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных

зарослях было невозможно. А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в

зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.

Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о

ней? Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка. Не только красивая, но и

полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух. Долго беседовала

Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил

вечер. Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она осторожно посадила

божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней: Спасибо, милая божья

коровка! Я узнала много нового и интересного. Почаще приходи на луг, и я

расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.

Вывод:

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические

сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного

отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому;

умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать

свое эмоциональное отношение к ней.

Список литературы:

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для

детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.

3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-

Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.

5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. -

Москва 2002



В раздел образования