Автор: Ващенко Светлане Сергеевне
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: Республика Адыгея, с. Красногвардейское
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Овеянные славою флаг наш и герб»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №6» Чайка» с. Красногвардейское
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Воспитатель: Ващенко Светлана Сергеевна
«Овеянные славою
флаг наш и герб»
Программные задачи:
учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный,
выразительный словарь;
систематизировать знания детей о государственной символике страны и региона
(республики);
закрепить знания о флаге и гербе Республики Адыгеи;
развивать познавательные интересы;
воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать
друг друга;
формировать у детей интерес к истории и культуре родного края;
знакомить детей с произведениями адыгейских поэтов и писателей, с музыкой
композиторов республики;
развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение песен, стихов,
народных игр;
воспитывать патриотические чувства к своей «малой родине», художественный
вкус, любовь к прекрасному.
Словарная работа: символика, герб, флаг, майкопчане, джигит.
Материал: аудиозапись гимна республики Адыгеи,
Предшествующая работа:
чтение стихов адыгейских поэтов о Родине;
заучивание наизусть гимна
рассматривание иллюстраций книг, картинок; флагов, гербов страны, республики и
города.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня мы отмечаем день нашей Республики. В прекрасное время золотой
осени, 5 октября 1991 года, наш край был объявлен суверенной Республикой. Наш народ
впервые выбрал своего президента. Позже были приняты герб и гимн республики Адыгея.
Автор нашего гимна Исхак Шумафович Машбаш . Разрешите поздравить вас от всей
души с праздником. Пожелать процветания, здоровья, благополучия и мира на земле!
ЗВУЧИТ ГИМН.
Ребенок: - У республики моей сегодня день рождения
Мы отмечаем эту дату
Пусть будет мир на всей планете
пусть будет мир в Республике моей
Ребенок: - Дарит всем людям моя Адыгея
Утро весеннее, горы высокие
Небо лазурное, сердце весёлое
Чистые зори, весенние травы
Воспитатель: - Много разных народов живет в нашей большой стране и у каждого народа
свои обычаи, музыка, песни и танцы.
Мы с вами живем в республике Адыгея. Наша Адыгея – это вершины снежных
кавказских гор, это плодородные сады и долины, это быстротечные горные реки, южное
солнце, это дружные, смелые и сильные люди!
Монтаж:
1 ребенок: - Моя Адыгея!
Родная земля!
К лицу тебе горы,
Леса и поля!
2 ребенок: - Живешь ты без моря,
Но нету границы
У этой, как море,
Шумящей пшеницы.
3 ребенок: - В аулах детишки
Сопят на рассвете,
А горные речки
Бормочут, как дети.
4 ребенок: - Уносятся в небо,
Как птицы стальные
Ажурные вышки
- Твои буровые!
5 ребенок: - И в рисовых чеках,
Как в зеркале синем,
Ты вся отражаешься…
Как ты красива!
Воспитатель: - Ребята, а какой главный город в Адыгее?
Дети:- Майкоп!
Воспитатель: – Да, правильно, Майкоп – столица нашей республики.
Центральный въезд в наш город украшает стела, которая как будто руками-лепестками
поддерживает она чашу с яблоками, символизируя гостеприимство и радушие нашего
города.
Воспитатель: - А сейчас я вам расскажу притчу. Это такая сказка или легенда:
- Давным-давно, высоко в горах проживало племя гордых, отважных и свободных
людей. Шло время, племя увеличивалось. И вот однажды, на совете племени старейшины
сообщили, что в лесах больше нет дичи, в реках – рыбы, а малочисленные горные земли
перестали давать урожай. Для того, чтобы выжить, племя должно было найти новые
земли.
На совете племени было решено отправить для поисков новых земель мудрых старцев
в сопровождении храбрых воинов.
Долго ходили посланцы в поисках новых земель. И вот, когда они, отчаявшиеся и
уставшие, решили вернуться домой, на пути у них возник дивный сад с яблоневыми
деревьями. В тени деревьев путники отдохнули, яблоками утолили голод и жажду.
И решили они, что лучшей земли для своего народа и искать нечего. И они трижды
благословили эту землю, воскликнув: «Пусть земля будет плодородной, а реки быстрыми
и полноводными. Пусть живут на этой земле щедрые и дружелюбные люди! Пусть мир и
согласие царят на этой земле!»
Воспитатель:
-
Ребята,
давайте
внимательно
посмотрим
на
флаги
России
и Адыгеи. (показывает флаги)
- Это флаг России, страны, в которой мы с вами живем. Он трехцветный, на нем
три полосы: белая, синяя, красная. Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша
страна миролюбивая. На Руси издавна белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро.
Синий (небесный) – веру, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный – огонь, смелость, красота! А флаг Адыгеи – зеленого цвета – цвета жизни. Вы
видите 12 звездочек, которые означают 12 адыгских племен, а 3 скрещенные стрелы –
это сила, мощь, единство! Ребята, давайте споем песню о дружбе наших народов.
Песня «Лестница дружбы» Сл. Д. Чуяко, муз. Ю. Чирга
1. Дом наш в ауле, белый, широкий.
Около дома тополь высокий.
Лестницу сделать я захотела,
Чтоб аж до неба достать сумела.
Припев: Лестница эта – лестница дружбы
Лестница эта – лестница братства.
2. Я поднимусь по лестнице дружбы
И приглашу я своих подружек.
И мы увидим мир наш чудесный.
И мы споем веселые песни.
3. Пусть наши песни мир украшают.
И пусть все люди горя не знают.
Пусть никогда войны не бывает,
Одно нас солнце обогревает.
Воспитатель: – У нас на дворе осень, а осень – это пора урожая. Смотрите, какой урожай
вырос в этом году в Адыгее! (показывает корзину с овощами и фруктами)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Овощи-фрукты» (можно разнообразить и сделать
игру-эстафету; атрибуты к игре «Овощи-фрукты»: натуральные овощи и фрукты, 2
одинаковые большие корзины, 1 большой обруч-огород).
Воспитатель:
- А сейчас - новая адыгейская народная игра «Подлог шапки».(Для
участия в игре можно пригласить родителей). Внимательно слушайте правила игры: дети
стоят по кругу в центре зала. Один ребенок (ведущий) с шапкой-папахой идет по
внешнему кругу и незаметно подкладывает папаху кому-либо из детей, т. е. делает подлог.
Дети (ведущий и тот ребенок, кому был сделан подлог) должны разбежаться в разные
стороны по кругу. Тот, кто первым добежал до свободного места и схватил шапку –
победитель. Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: – И в заключение нашего праздника – общий зажигательный адыгейский
национальный танец «Зафак». Начнут танец Джаннета и Заира, а мы присоединимся к
танцу, потому что устоять на месте просто невозможно!
Воспитатель: – На этом наше занятие заканчивается! С днем Республики, дорогие дети!
Счастья всем, мира, ясного неба над головой!