Авторы: Шенкао Асят Арабиевна, Ленкова Таисия Алексеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей Экологическое воспитание в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Экологическое воспитание в ДОУ.
Подготовили
воспитатели:
Шенкао А.А .Ленкова Т.А.
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их
плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень
важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому,
способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки,
бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из
цепочек грозит нарушением природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между
собой.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы
можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это
происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у
дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков,
эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам:
живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то,
что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира,
как огромного дома, в котором мы все живем.
Главным условием экологического развития- является непосредственный контакт ребенка с
объектами природы, живое общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по
уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Для детей любого возраста
уголок должен включать в себя различные виды комнатных растений. Растения должны быть
разнообразными, интересными, не прихотливыми и не требующими за собой особого ухода.
Создание живого уголка в детском саду – важная ступенька в воспитании детей. В нем
дошкольники знакомятся с различными представителями флоры и фауны и учатся ухаживать за
ними.
Главное условие- доступность уголка; все дети должны иметь возможность подходить и
рассматривать его обитателей.
Типичные обитатели зооуголка являются сомики, золотые рыбки, попугай и канарейки, хомячки,
морские свинки и кролики.
Живой уголок в детском саду организуется только с разрешения ветеринарного надзора,
который ставит экспонаты на учет, отмечает своевременность прививок, сделанных животным,
консультирует по необходимым гигиеническим процедурам. На практике в идеале все должно
выглядеть следующим образом: за дошкольным учреждением закрепляется ветеринар, который
дает рекомендации по подбору животных, птиц, рыб отдельно для каждой группы.
Предварительно с каждым из родителей медперсонал ДОУ проводит индивидуальную беседу, в
которой узнает противопоказания у детей, предрасположенность к аллергии.
В уголках природы, так же должно иметься место для труда, которое включает в себя ящики с
посадками ( лука, рассады); инвентарь для ухода за обитателями уголка природы.
Для детей старших групп экологическое воспитание перерастает в знакомство с миром. Группы
должны быть оснащены глобусами, географическими картами, атласами. Для более широкой
наглядности при знакомстве детей с различными странами и континентами необходимо
использовать модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания
заселяются представителями растительного и животного мира, маршрутами путешествий.
Еще одним важным элементом экологического воспитания является создание в группах
книжного уголка. Для разных возрастных групп он должен включать в себя специальную
литературу об окружающем мире. Если для младших групп- это сказки про животных и растения
(например «Репка»), то для старших групп- это могут быть уже энциклопедии.
Умение детей замечать изменения в природе (время года, температуру, осадки) закрепляются
с помощью календаря природы. Основными целями ведения календаря природы являются
формирование у детей представления об экологи, развитие мышления, воспитание трепетного
отношения и любви к природе
Таким образом, четкое соблюдение условий для экологического подхода к воспитанию,
позволит детям увидеть неразрывную связь живого организма с внешней средой, его рост и
развитие, многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Итак, создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста – это
первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию
детей в детском саду: она позволит осуществить содержательную работу по формированию начал
экологической культуры детей и взрослых.
В соответствии с ФГОС основная цель экологического воспитания — воспитание с первых лет
жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить
окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем
следующие задачи:
Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях
природы.
Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного
отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Задачи экологического воспитания и образования детей:
Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
Воспитание самостоятельности через общение с природой;
Воспитание эстетических чувств;
Воспитание любви к природе, родине;
Развитие воображения, мышления, внимания, речи.