Напоминание

Формирование познавательных универсальных действий через использование интерактивных методов обучения.


Автор: Половая Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Населённый пункт: пгт. Азовское Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование познавательных универсальных действий через использование интерактивных методов обучения.
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Азовская школа – гимназия имени Николая Саввы»

Учитель начальных классов

Половая О.Н.

Формирование познавательных универсальных действий через

использование интерактивных методов обучения.

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму.

Слайд 1 Китайская притча.

I

. Введение

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной

деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение

принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и

оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного

обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся,

готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с

учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения,

определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в

настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить

ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью

самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный

кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу

познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.

II

. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель

обучения.

Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в

судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно

сложный труд- подготовить учащихся к самостоятельным шагам в быстро

меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные

установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному

решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни,

активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным

окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ

общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.

Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик

всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс

неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию

успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к

отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов

обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только

успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их

познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо

использовать разнообразные способы активизации процесса обучения,

нестандартные формы организации урока.

Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Но

нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на

котором отводится монологу учителя. Побудить учащихся к активизации, к

самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого

школьника позволяют нестандартные формы организации урока:

Слайд 6

- уроки-путешествия

- уроки-сказки

- викторины

- КВН

- интегрированные уроки

- мультимедийные уроки

- уроки с элементами мультимедиа

- уроки с использованием интерактивных технологий обучения

Слайд 7

Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных

условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact».

«Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное

обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит

взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная,

парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что

учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся

оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность

высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере

доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое

знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более

высокие формы кооперации и сотрудничества.

Слайд 8

Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на

жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех

участников образовательного процесса.

Слайд 10

Слайд 11

Принципы интерактивных форм и методов обучения:

Урок – не просто занятие, а общая работа.

Все ученики равны независимо от физиологических особенностей, социального

статуса,навыка.

Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Нет места прямой критике личности учащегося (подвергнуться критике может

только идея).

Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к

размышлению.

Слайд 12

Особенности организации.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с

учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой

учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося – это

центральный активатор учебного познания.

Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего

через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе,

активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и

взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, а

задача учителя – создать условия для их инициативы. Учащиеся выступают

полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя,

который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному

поиску.

Слайд 13

Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях.

В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью

информационной среды.

В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует

видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.

В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся ( разбивает на

группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение

заданий, подготовку мини-презентаций и т.д. )

В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать

решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

Что же представляют собой формы интерактивного обучения?

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм

групповой работы:

Слайд 14

- работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе );

Слайд 15

- «большой круг»;

- «вертушка»;

- «аквариум»;

- «карусель»;

- «мозговой штурм»;

- «круглый стол»;

- ролевая игра;

- деловая игра;

- лекции с проблемным изложением;

- эвристическая беседа;

- уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);

- конференции;

Слайд 16

- использование средств мультимедиа;

Слайд 17

- метод проектов (как элемент урока, но скорее как внеурочная деятельность).

Слайд 18

Слайд 19

Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же

развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности,

является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.

Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой

способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае:

- ученик сам открывает путь к познанию;

- усвоение знаний это результат его деятельности;

- из объекта образовательного процесса он превращается в субъект;

- меняется сам образовательный процесс: обучение переходит в учение;

- процесс становится увлекательным как для ученика, так и для учителя;

- и учителя и дети получают навыки взаимодействия в группе и умения вести

диалог;

- все субъекты процесса учатся быть внимательными к чужому мнению и

формировать собственное отношение к окружающей действительности;

- ученики и учитель становятся партнёрами.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса,

при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс

познания.

В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он

быстрее "схватывает" материал, быстрее его запоминает, а слабый "отсиживается" на

уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех

учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в

решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в

собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации

рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы

помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое

сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в

обучении.

Слайд

Использование средств мультимедиа( примеры)



В раздел образования