Автор: Маскалькова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6 г.Новозыбкова"
Населённый пункт: Брянская область город Новозыбков
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "История родного края"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. НОВОЗЫБКОВА»
ОБСУЖДЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
__________ Т.М. Беспалова
Протокол
№_____от ____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Т.Д. Попел
«_____»____________2020г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №6»
___________ Г.Л. Резников
«_______»___________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
модульного курса «Брянский край»
(модуль «История родного края»)
в 3 «А» классе
учителя начальных классов
МАскальковой Н.В.
2020-2021 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности модульного курса «Брянский край» (модуль « История
родного края»)составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы
МБОУ «СОШ№6г. Новозыбкова», рекомендаций Департамента общего и профессионального
образования Брянской области с использованием учебника «История родного края». Учебное пособие
для 3-х классов общеобразовательных школ». Авт.-сост. Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю (Серия
«Брянский край»). - Брянск: «Курсив», 2013.-108с.
На изучение модульного курса в 3 классе отводится 34ч (1ч в неделю).
Цель программы: создание системы пропедевтических знаний обучающихся начальной школы о
человеке, обществе, истории России и Брянского края.
Задачи программы:
- приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения через знакомство с
различными историческими источниками;
- становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и
осмысливать их;
- формирование первичных логических связей, являющихся фундаментом для формирования
целостного взгляда на историческое развитие цивилизации в целом, общество, государство и место
человека в истории;
-знакомство с навыками использования в процессе обучения научно-исторических понятий, с методами
исторического исследования, приемами работы с историческими источниками;
- развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
- воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование единства этических
и эстетических чувств;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Ученик научится:
• основам познавательной деятельности, включающая социальные мотивы;
• проявлять познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• испытывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с историей Брянщины.
Ученик получит возможность научиться:
• основам гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как
члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувств сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
Регулятивные
Ученик научится:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
• различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане;
Познавательные
Ученик научится:
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
• производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;
• узнать историю своей семьи, села, г. Брянска, Брянского края, истоки своего народа;
• узнать семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;
• работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как
основой исторического образования, источником извлечения информации;
• решать учебные задачи курса на экскурсиях по окружающей местности ( знакомство с археологией,
топонимикой, архитектурой и др.), в краеведческий музей;
• навыкам самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской
деятельности;
Коммуникативные
Ученик научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
• задавать вопросы;
Ученик получит возможность научиться:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса внеурочной деятельности
О чем рассказывает наука история. Знакомство с богиней Клио. Краткая история Брянского кра'я
История времени. Лента времени. Календарь Древней Руси. Хронология.
Исторические источники. Исторические памятники. Чашин курган - колыбель города Брянска
Археология - наука древностей. Археологические памятники Брянской области (Вщиж, стоянки древних
людей в Хотылёво, Юдиново, Супонево, Тимоновке и др.). Как жили древние люди.
Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. Брянские города в русских летописях
(Брянск, Трубчевск, Севск, Стародуб, Карачев и др.). Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.
Слово о полку Игореве.
Геральдика. Герб как отличительный знак государства, города, рода (семьи). Герольд.
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской
области.
Моя родословная. Генеалогия. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей
Трубецких.
Моё имя. Имя, именины, фамилия, отчество, ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши
имена.
Имена на карте. Как люди выбирали названия. Карта Брянской области
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Селище, городище. Вщиж. Язычество.
Славяне. Кочевые племена. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь. Дружина. Князь. Первые русские князья (Рюрик, Синеус, Трувор). Династия
Рюриковичей.
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Древний город. Детинец, посад. Древние города Брянского края. Климово и Новый Ропск как свидетели
истории Брянщины.
Не посрамим русской земли. Крепость. Севская крепость. Куликовская битва. Александр Пересвет и
Сергий Радонежский.
Брянский край при Петре I. Северная война и Брянский край.
Брянский край и Отечественная война 1812 г. Брянский завод Арсенал, Севский, Брянский,
Стародубский полк. Бородинская битва. Народная ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края
Брянская область сегодня
Экскурсии в краеведческий музей, по историческим и памятным местам . Защита проектов «Мой край
родной»
Тематическое планирование
№
п/п
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
1
0 чём рассказывает наука история.
2
История времени.
3
Календарь Древней Руси.
4
Исторические источники.
5
Чашин Курган-колыбель города Брянска.
6
Археология-наука древностей.
7
Археологические памятники Брянской области.
8
Как жили древние люди.
9
Славянская письменность. Брянские города в русских летописях.
Берестяные грамоты.
10
Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.
11
Геральдика.
12
Символы Брянского края. Как написан гимн Брянской области.
13
Описание гербов городов Брянской области.
14
Моя родословная. Как составить генеологическое древо
15
Краткая родословная князей Трубецких
16
Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена
17
Имена на карте
18
Как люди выбирали названия
19
Откуда мы родом
20
Славяне на территории Брянской области. Вщиж
21
Соседи древних славян
22
Откуда пошла Русь. Первые русские князья
23
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском
24
Древний город. Древние города Брянского края
25
Не посрамим русской земли. Севская крепость
26
Куликовская битва
27
Брянский край при Петре 1
28
Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народное ополчение
29
Брянский край в годы Великой Отечественной войны
30
Юные герои Брянского края
31
Брянская область сегодня
32
Экскурсия в школьный музей
33
Экскурсия в краеведческий музей
34
Викторина «Что мы узнали об истории родного края»