Автор: Еремина Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 города Ставрополя
Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного
возраста посредством экологических сказок».
Воспитатель:
Еремина Е.В.
Ставрополь 2020
Актуальность. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде
всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему
его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого
проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу . Как же сформировать у
детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников,
к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через
сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого
существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную.
Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые
определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности
проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь
попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того,
умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на
действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Ознакомление с природой –
одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в
процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой
природы. Познавательный интерес к окружающему и максимально положительную
эмоциональную насыщенность, развитие речи можно реализовать в экологическом
воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской
деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая
деятельность). Окружающая природа - источник развития не только ума, но и
нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение
к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю -
частые, непосредственные наблюдения. В процессе наблюдения за окружающим, дети
учатся понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое;
учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком,
солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка.
Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. А сказки,
основанные на экологическом воспитании, помогут детям лучше понять и осмыслить
значимость нашей природы.
Вот некоторые сказки:
1. «Ёжик» Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка
вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось,потому что лес был очень
загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги,целлофановых пакетов,пустых
консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес. Он подцепил бумагу и целлофан
на свои колючки и уносил всё это в одно место. Пустые консервные банки он толкал
мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа отнимала много времени и сил у маленького
ёжика. И ему стали помогать мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие
кусочки, белки и зайцы занялись банками. Когда приходили люди ёжик крутился у них
под ногами и следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету,а
фантик бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика
своими колючками,белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял фантик и
положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили несмышлёного мальчишку. А
ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро там будет совсем чисто.
2. История Маленького Лягушонка
(добрая сказка о круговороте воды в природе)
Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было
играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.
— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд,
только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.
Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:
— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!
Но никто не отозвался.
— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!
И он скорчил забавную гримасу.
Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.
— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти
вкусные комары так часто взмывают ввысь!
— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно
спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни
испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя.
Понял, малыш?
— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.
А про себя подумал:
— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и
Лягушата!!!
3.«Мечтательный одуванчик». На лесной полянке росло много цветов. Среди них был
жёлтый одуванчик. Он мечтал путешествовать. А неподалёку от этой поляны жила фея.
Однажды она узнала о мечте одуванчика. Фея взмахнула своей волшебной палочкой и
превратила жёлтый одуванчик в белый пушистый шарик. Ветер дунул и с шарика
полетело много пушистых зёрнышек, которые разлетелись в разные края.Так сбылась
мечта одуванчика. С тех пор жёлтые одуванчики превращаются в белые пушистые шарики
и разлетаются с помощью ветра в разные края
Вывод: Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические
сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к
природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту
природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение .
Список литературы: 1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для
детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014. 2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А
Фадеева.- Волгоград: учитель,2003. 3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /
В.М.КорниловаВоспитатель. Москва 2008. 4. Смирнова В.В.Тропинка в
природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001. 5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы,
сказки и праздники/Н.А.Рыжова. - Москва 2002