Напоминание

Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок».


Автор: Еремина Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством экологических сказок».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 города Ставрополя

Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного

возраста посредством экологических сказок».

Воспитатель:

Еремина Е.В.

Ставрополь 2020

Актуальность. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде

всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему

его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого

проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу . Как же сформировать у

детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников,

к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через

сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого

существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную.

Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые

определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности

проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь

попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того,

умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на

действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Ознакомление с природой –

одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в

процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой

природы. Познавательный интерес к окружающему и максимально положительную

эмоциональную насыщенность, развитие речи можно реализовать в экологическом

воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской

деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая

деятельность). Окружающая природа - источник развития не только ума, но и

нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение

к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю -

частые, непосредственные наблюдения. В процессе наблюдения за окружающим, дети

учатся понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое;

учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком,

солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка.

Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. А сказки,

основанные на экологическом воспитании, помогут детям лучше понять и осмыслить

значимость нашей природы.

Вот некоторые сказки:

1. «Ёжик» Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка

вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось,потому что лес был очень

загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги,целлофановых пакетов,пустых

консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес. Он подцепил бумагу и целлофан

на свои колючки и уносил всё это в одно место. Пустые консервные банки он толкал

мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа отнимала много времени и сил у маленького

ёжика. И ему стали помогать мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие

кусочки, белки и зайцы занялись банками. Когда приходили люди ёжик крутился у них

под ногами и следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету,а

фантик бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика

своими колючками,белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял фантик и

положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили несмышлёного мальчишку. А

ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро там будет совсем чисто.

2. История Маленького Лягушонка

(добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было

играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд,

только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти

вкусные комары так часто взмывают ввысь!

— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно

спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни

испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя.

Понял, малыш?

— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и

Лягушата!!!

3.«Мечтательный одуванчик». На лесной полянке росло много цветов. Среди них был

жёлтый одуванчик. Он мечтал путешествовать. А неподалёку от этой поляны жила фея.

Однажды она узнала о мечте одуванчика. Фея взмахнула своей волшебной палочкой и

превратила жёлтый одуванчик в белый пушистый шарик. Ветер дунул и с шарика

полетело много пушистых зёрнышек, которые разлетелись в разные края.Так сбылась

мечта одуванчика. С тех пор жёлтые одуванчики превращаются в белые пушистые шарики

и разлетаются с помощью ветра в разные края

Вывод: Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические

сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к

природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту

природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение .

Список литературы: 1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для

детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014. 2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А

Фадеева.- Волгоград: учитель,2003. 3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /

В.М.КорниловаВоспитатель. Москва 2008. 4. Смирнова В.В.Тропинка в

природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001. 5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы,

сказки и праздники/Н.А.Рыжова. - Москва 2002



В раздел образования