Автор: Карелова Елена Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: г. Барнаул, Научный городок
Наименование материала: Конспект занятия по речевому развитию
Тема: "В поисках заколдованных сказок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №190 «Степашка» общеразвивающего вида
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи.
Тема: «В поисках заколдованных сказок».
Составитель:
Карелова Елена Эдуардовна
Барнаул 2020
Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам,
иллюстрациям, предметам и т. д.;
- совершенствовать умение пользоваться дидактической игрой «Синквейн»;
- формировать умение грамотно излагать свои мысли.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать,
делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память ,
наблюдательность
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познаванию нового.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к
сказкам, викторина по русским народным сказкам.
Оборудование и материалы: волшебная книга, иллюстрации к сказкам,
буквы для составления слов, модули слов, картинки — синквейн, картинки с
изображением времен года, замочки, письмо, игрушка сердечко к игре
Словарная работа: комплимент, синквейн
Ход занятия.
Организационная часть:
1. Коммуникативный этюд.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Как
вы думаете, что обозначает слово «Здравствуйте»?
- Ребята, а как еще можно по приветствовать друг друга?
- Можно ли взрослому человеку сказать «Привет»?
- Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует
много других приятных, ласковых слов, которые называются…
(комплименты)
2. Коммуникативная игра «Комплименты»
Воспитатель:
- Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг
(дети передают игрушку сердечко, говоря друг другу комплименты).
- Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостнее, мы вместе
и на хорошо.
Основная часть:
1.Мотивационно-ориентировочный этап. (Стук в дверь, письмо, дети
вместе с воспитателем рассматривают конверт, читают письмо).
«Дорогие дети! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла
нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и
мы не знаем, как нам избавиться от ее чар».
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (Мы знаем, кто нам
прислал письмо?)
- Как же нам узнать, от кого письмо и кому нужно помочь?
- Кажется, в конверте еще что-то есть? (В конверте лежат буквы, из
которых дети собирают слово СКАЗКА).
2. Путешествие на ковре-самолете.
Воспитатель:
- Ребята, на чем вы можете отправиться в путешествие? (на поезде, самолете
и т. д.)
- Страна у нас сказочная, и транспорт должен быть сказочный. Какой
сказочный транспорт вы знаете? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, облако,
гуси-лебеди).
- Мы должны с вами пофантазировать. Что такое фантазия?
- А вот и ковер-самолет. Что это на нем за буквы, что они могут обозначать?
(варианты ответов)
- Правильно. Буквы обозначают первый звук, с которого начинается ваше
имя. Это и будет ваше место на ковре самолете. Садитесь на ковер-самолет,
он донесет нас в страну сказок.
- Отправляемся, друзья, в чудо-сказку, вы и я.
3. Игра «Звукоподражание».
Воспитатель:
- Пока мы летим, будем повторять звуки животных и предметов, над
которыми пролетаем:
Пролетаем над городом, шумят машины: Ш-Ш-Ш
Лопнули шины, приготовим насос: С-С-С
Пролетаем над лесом. Волки воют: У-У-У
Жуки жужжат: Ж-Ж-Ж
Комары летят: З-З-З
Мы поднимаемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: Х-Х-
Х
- Вот мы и прибыли. (Дети увидели ворота, а на них большой замок)
4. Пальчиковая игра:
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, что это? (Ворота) А на воротах большой замок, давайте
его откроем.
На дверях висит замок (пальцы в замочек)
Никто открыть его не мог
Мы замочком постучали (постучать по коленке)
Мы замочек повертели (круговые движения)
Мы замочек покрутили и замочек мы открыли (показать ладошки).
- Замочков в этой сказочной стране много и нам их нужно открыть.
5. Правила поведения:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спеши.
Если хочешь ты ответить,
Не шуми, только руку подними.
6. Дидактическая игра «Волшебная книга».
Воспитатель:
- Ребята, в книге хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и
сможете помочь исправить все ошибки:
«Царевна-индюшка»
«По-собачьему велению»
«Сивка-будка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Мальчик-с-кулачок»
«Курочка в полосочку»
«Петушок-золотой пастушок»
«Заюшкина сумочка»
- Мы открыли второй замок.
7. Дидактическая игра «Живые слова».
«Волк и семеро козлят» (четверо детей)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (пятеро детей)
Маша читает сказку «Теремок». (пятеро детей)
- Вот и открыли третий замок.
8. Гимнастика для глаз.
Для того, чтобы попасть в другую сказку, выполним гимнастику для глаз
«Теремок».
Терем-терем-теремок (движения глазами вправо-влево)
Он не низок, не высок (движения глазами вверх-вниз)
Наверху петух сидит (глазами вверх)
Кукареку он кричит (моргают глазами)
- Открыли четвертый замок.
9. Дидактическая игра «Скажи по-разному».
- Дети любят сказку «Репка». (сказать разной интонацией)
- Скоро наступит зима. (сказать разной интонацией)
- Мы открыли пятый замок.
10. Физ.минутка «Репка».
Вот мы репку посадили (наклоны)
И потом ее полили (поливаем)
Вырастала репка хороша и крепка (руки в стороны)
А теперь ее потянем
И из репки кашу сварим
Будем мы от репки здоровы и крепки.
11. Дидактическая игра «Двенадцать месяцев».
Загадка:
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
Воспитатель:
- В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
- Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы
поменялись местами.
- Давайте разложим времена года по порядку. (Дети раскладывают
картинки-символы по порядку).
- Какое сейчас время года?
- Назовите три месяца осени?
- Какое время года было до осени?
- Какое будет после?
- Какое между зимой и летом?
- Молодцы! С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.
- Мы открыли еще один замочек
12. Игра «Синквейн».
Синквейн — нескладное стихотворение их пяти строчек: кто, какой, что
делает, предложение, ассоциация.
- Открыли еще один замочек
13. Деление слов на слоги.
Правило:
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Кот, Лиса, Теремок
Измерение длины слова: чем больше слогов, тем длиннее слово.
14. Звуко-буквенный анализ слов: Кот, Лиса.
Итог занятия
Воспитатель:
- Мы исправили ошибки волшебницы-путаницы. Нам пора отправляться в
детский сад. Садитесь на ковер-самолет.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
- Закончилось наше путешествие. Что особенно вам запомнилось? Что
вызвало трудности?
- Давайте отметим наше настроение, которое осталось после сказочного
путешествия (дети отмечают настроение на стенде «Наше настроение»).
- Герои сказок говорят вам спасибо, и дарят сердечки за вашу доброту,
активность, за ваши знания.
- Наше занятие закончено.