Напоминание

"Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств в семье"


Автор: Купцова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида"
Населённый пункт: Лямбирский район. с. Б.Елховка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание у дошкольников нравственно-

волевых качеств в семье».

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его

жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка,

приобщает его к окружающей жизни! Главными воспитателями детей

являются родители.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у

дошкольников нравственно-волевых качеств таких как:

самостоятельность

организованность

настойчивость

дисциплинированность

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие

всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан

дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его

успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет

приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей,

к излишней опеке, что может стать причиной лени, несамостоятельности

детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и

эгоизма. Многим родителям, свойственна недооценка волевых возможностей

своих детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети,

проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей

становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении

затруднений.

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок как можно лучше был

подготовлен к школе. Но интересует их прежде всего обучение грамоте,

чтение и математика. А воспитанию таких качеств, как самостоятельность,

настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают

большого значения. Но без них невозможно успешное обучение в школе.

Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других

видах деятельности.

В первую очередь родители должны заботиться о нравственной и

психологической подготовки детей к школьному обучению, формировании

у них любознательности, познавательных интересов, организованности,

самостоятельности, ответственности и трудолюбия.

Необходимо с ранних лет формировать в ребенке умение не только

брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать

радость от того, что сделал кому – то доброе полезное дело.

Дети не достигшие определенного уровня сформированности

нравственно-волевых качеств, не могут самостоятельно выполнять

повседневные требования, проявлять настойчивость в преодолении

трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий. Это

отрицательно сказывается и на поведении и на учёбе.

Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного

возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых

качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и

методами. Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон

нравственного воспитания.

С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего

дошкольного возраста расширяются возможности их использования в

нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель,

достижение которой требует определенной последовательности действий,

приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость

труда воспитывает у ребенка чувство ответственности.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения

ребенка- дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда

для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок

выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а

необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно

убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое внимание на

малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим

членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство

долга перед семьей, зарождающиеся в этом возрасте.

В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые

мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием

посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов.

Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое

воспитание детей и их нравственно-волевое развитие. Однако во многих семьях

отсутствует целенаправленное использование труда, что приводит к недостаткам.

По результатам анкетирования (проявляет ли ребенок самостоятельность при

выполнении обязанностей, умеет ли ставить цель труда, планировать свою работу,

доводить до конца) было видно, что большинство детей неустойчивы в

достижениях результата, который часто зависит от ситуации или их настроения, не

сосредоточены на выполняемой работе. Лишь некоторые, дети умеют

самостоятельно планировать свою работу.

Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которое

проявляется в труде, обусловлено неумением родителей использовать

существенные методы воспитания таких качеств, как самостоятельность,

организованность, ответственность, настойчивость.

В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и

детей. Анализируя ответы родителей, сделала вывод, что на первом месте среди

выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит

самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда

занимают незначительное место. В семьях в недостаточной степени привлекают

детей к разнообразным видам труда, т.е. полностью не используют его

воспитательные возможности.

Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного

материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях,

даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен

для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-

бытового труда.

Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь

изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада.

Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы,

настойчивости и других нравственно-волевых качеств.

Влияет на развитие личности ребенка труд за уходом за комнатными

растениями и животными. К сожалению, уход за ними

за ними осуществляют

взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут облиться, испачкаться.

Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту,

отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру,

но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность

Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а так же труд по уходу за растениями

и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях

семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям

необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный

вид труда.

Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него

волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый

считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том

случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если

выполняемая им работа воспринимается как необходимая для

удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или

невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка старшего

дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным.

Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка

нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие,

заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами

закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести

работу до нужного результата.

Основные направления работы с родителями по воспитанию у детей

нравственно-волевых качеств:

Посещение семей

Беседы

Консультации

Собрания

Папки-раскладушки

Список использованных источников

1.

Аксарина, Н. М. Воспитание детей / А. М. Аксарина. – М. :

Медицина, 1992. – 186 с.

2.

Байкова, Л. А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К.

Гребенкина, О. В. Еремкина и др.: под ред. В. А.

Сластенина. – М. : Академия, 2014. – 144 с.

3. Пособие для воспитателя детского сада о работе с семьей.: под.ред.

Н. Ф. Виноградовой. – Москва 1989 г.



В раздел образования