Автор: Купцова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида"
Населённый пункт: Лямбирский район. с. Б.Елховка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств в семье"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание у дошкольников нравственно-
волевых качеств в семье».
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его
жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка,
приобщает его к окружающей жизни! Главными воспитателями детей
являются родители.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у
дошкольников нравственно-волевых качеств таких как:
самостоятельность
организованность
настойчивость
дисциплинированность
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие
всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан
дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его
успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет
приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей,
к излишней опеке, что может стать причиной лени, несамостоятельности
детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и
эгоизма. Многим родителям, свойственна недооценка волевых возможностей
своих детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети,
проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей
становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении
затруднений.
Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок как можно лучше был
подготовлен к школе. Но интересует их прежде всего обучение грамоте,
чтение и математика. А воспитанию таких качеств, как самостоятельность,
настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают
большого значения. Но без них невозможно успешное обучение в школе.
Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других
видах деятельности.
В первую очередь родители должны заботиться о нравственной и
психологической подготовки детей к школьному обучению, формировании
у них любознательности, познавательных интересов, организованности,
самостоятельности, ответственности и трудолюбия.
Необходимо с ранних лет формировать в ребенке умение не только
брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать
радость от того, что сделал кому – то доброе полезное дело.
Дети не достигшие определенного уровня сформированности
нравственно-волевых качеств, не могут самостоятельно выполнять
повседневные требования, проявлять настойчивость в преодолении
трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий. Это
отрицательно сказывается и на поведении и на учёбе.
Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного
возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых
качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и
методами. Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон
нравственного воспитания.
С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего
дошкольного возраста расширяются возможности их использования в
нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель,
достижение которой требует определенной последовательности действий,
приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость
труда воспитывает у ребенка чувство ответственности.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения
ребенка- дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда
для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок
выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а
необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно
убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое внимание на
малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим
членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство
долга перед семьей, зарождающиеся в этом возрасте.
В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые
мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием
посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов.
Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое
воспитание детей и их нравственно-волевое развитие. Однако во многих семьях
отсутствует целенаправленное использование труда, что приводит к недостаткам.
По результатам анкетирования (проявляет ли ребенок самостоятельность при
выполнении обязанностей, умеет ли ставить цель труда, планировать свою работу,
доводить до конца) было видно, что большинство детей неустойчивы в
достижениях результата, который часто зависит от ситуации или их настроения, не
сосредоточены на выполняемой работе. Лишь некоторые, дети умеют
самостоятельно планировать свою работу.
Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которое
проявляется в труде, обусловлено неумением родителей использовать
существенные методы воспитания таких качеств, как самостоятельность,
организованность, ответственность, настойчивость.
В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и
детей. Анализируя ответы родителей, сделала вывод, что на первом месте среди
выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит
самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда
занимают незначительное место. В семьях в недостаточной степени привлекают
детей к разнообразным видам труда, т.е. полностью не используют его
воспитательные возможности.
Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного
материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях,
даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен
для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-
бытового труда.
Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь
изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада.
Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы,
настойчивости и других нравственно-волевых качеств.
Влияет на развитие личности ребенка труд за уходом за комнатными
растениями и животными. К сожалению, уход за ними
за ними осуществляют
взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут облиться, испачкаться.
Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту,
отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру,
но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность
Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а так же труд по уходу за растениями
и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях
семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям
необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный
вид труда.
Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него
волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый
считает полезным для нравственного развития дошкольника.
Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том
случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если
выполняемая им работа воспринимается как необходимая для
удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или
невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка старшего
дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка
нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие,
заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами
закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести
работу до нужного результата.
Основные направления работы с родителями по воспитанию у детей
нравственно-волевых качеств:
Посещение семей
Беседы
Консультации
Собрания
Папки-раскладушки
Список использованных источников
1.
Аксарина, Н. М. Воспитание детей / А. М. Аксарина. – М. :
Медицина, 1992. – 186 с.
2.
Байкова, Л. А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К.
Гребенкина, О. В. Еремкина и др.: под ред. В. А.
Сластенина. – М. : Академия, 2014. – 144 с.
3. Пособие для воспитателя детского сада о работе с семьей.: под.ред.
Н. Ф. Виноградовой. – Москва 1989 г.