Напоминание

"Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях цифровизации образования"


Авторы: Левизова Ольга Олеговна, Самохина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 2
Населённый пункт: города Ставрополя, Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях цифровизации образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка на тему: «Взаимодействие ДОУ с

родителями в условиях цифровизации образования»

«Технологии взаимодействия с родителями в цифровой образовательной

среде».

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим

прогрессом.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс,

особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности

является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование

информации, осуществляемые на основе современных средств техники, а также на

базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним

из

приоритетных

направлений

процесса

информатизации

современного общества является информатизация образования. Современный этап

развития

образования

связан

с

широким

использованием

современных

информационно-коммуникационных технологий. В этой связи решающее значение

приобретает доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).

Под

цифровым

образовательным

ресурсом

(ЦОР)

понимается

информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую,

речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на

реализацию целей и задач современного образования.

Цифровые образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные

технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и

воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений. В процессе

внедрения информатизации наш детский сад также не может оставаться в стороне.

Речь

идет

об

использовании

цифровых

образовательных

ресурсов

и

информационно - коммуникационных технологий педагогами для повышения

эффективности образовательного процесса.

Главной целью их внедрения является создание единого информационного

пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и

на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса:

администрация, педагоги, дети и их родители.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий и

цифровых образовательных ресурсов сегодня активно проникает в систему работы

педагога и с родителями воспитанников. Хочу поделиться опытом работы нашего

учреждения в этом направлении.

Использование ИКТ и ЦОР в работе с

родительским коллективом мы продуктивно сочетаем с традиционными способами

взаимодействия.

Мы стараемся привлечь родителей к созданию совместных проектов. В связи

с этим стараемся построить работу с родителями так, чтобы они были

заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в

создании

единого

образовательного

пространства

через

организацию

сотрудничества семьи и детского сада. В каждой группе в течение учебного года

проходят

различные

проекты,

в

которых

принимают

участие

не

только

воспитанники,

но

и

родители.

При

этом цифровые

образовательные

ресурсы используются

с

целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения проекта, как поиск дополнительной информации. Вся проектная

деятельность затем оформляется с использованием ИКТ в красивые, яркие,

красочные альбомы.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные

технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического

коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Одна из наиболее эффективных, традиционных форм работы с родителями – это

выпуск газет, папок – передвижек, ширм, лэпбуков, разработанных в различных

компьютерных программах (Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher).

Педагоги

выпускают

тематические

папки-передвижки,

ширмы,

лэпбуки

с

различной тематикой, которые направлены на воспитание детей в условиях семьи.

Информация

в

родительском

уголке,

разработанная

и

оформленная

с

использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание

родителей, но и вызвать их на общение.

При создании папок-передвижек, ширм, лэпбуков педагоги используют

цифровые образовательные ресурсы с целью информационного и научно-

методического сопровождения и дополнительной информации для родителей.

Особой популярностью по информированию родителей о работе детского

сада пользуются буклеты. Они используются при проведении родительской

конференции, которую традиционно мы проводим в конце учебного года. Яркие и

запоминающиеся,

буклеты

не

только

привлекают

внимание

родителей

воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского

сада. Один из современных методов работы с детьми и родителями - это

мультимедийные презентации, они способствуют решению многих задач, а

именно:

–возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

–одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-,

видеоизображения, анимация текста,

–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и

направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный

и слуховой каналы восприятия, способствуют повышению качества воспитательно-

образовательного процесса.

При создании презентаций педагоги используют цифровую фотоаппаратуру и

программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками

так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и

демонстрировать их.

Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации

возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения

родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и

других мероприятий.

Использование

средств

мультимедиа

в

организации

деятельности

с

родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности

традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в

образовательно-воспитательном процессе.

Традиционно в нашем ДОУ проходит «Неделя открытых дверей». Родители

принимают активное участие в эти дни. Но они являются не просто наблюдателями

образовательного и воспитательного процесса, а самыми активными участниками.

Многие

родители

проводят

занятия,

мастер-классы

с

использованием

мультимедийного оборудования.

Третий год в нашем учреждении организована работа родительского клуба.

Целью создания родительского клуба было привлечь родителей к совместному

творчеству с детьми. На мастер-классах, в которых принимают участие и родители,

и дети, педагоги учат новым техникам работы художественно-эстетической

направленности, например, технике «квилинг», «скрапбукинг», «валяние из

шерсти», мыловарение, роспись по стеклу, роспись по дереву и многие другие.

Т.к. с каждым разом количество желающих принять участие в мастер-классах

увеличивалось, нам пришлось приобретать мультимедийное оборудование.

И

теперь педагоги демонстрируют пошаговое выполнение различных техник с

помощью презентаций на мультимедийном экране. Вследствие этого значительно

увеличилось число участников мастер-классов, сейчас оно достигает 70 человек и

более.

Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным.

Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы,

которые

активизируют

внимание

родителей,

способствуют

более

легкому

запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный,

откровенный,

деловой

разговор.

Нетрадиционная

методика

проведения

родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей,

значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем

воспитания.

Цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные материалы (звук,

фото, видео) используются на всех структурных этапах родительского собрания,

являются их связующим звеном, обеспечивают наглядность материала, помогают

построить родительское собрание методически верно с точки зрения соблюдения

последовательности этапов и логики изложения материала.

Сегодня

ни

одно

родительское

собрание,

ни

одну

родительскую

конференцию в нашем детском саду нельзя себе представить без использования

ЦОР и ИКТ, а именно с использованием различных презентаций, где родители

прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям детский

сад имеет возможность демонстрировать родителям слайды о реализованных

проектах, которые проходят в каждой возрастной группе. Очень интересны

материалы, созданные нашими воспитателями для проведения совместных

образовательных мероприятий с детьми и их родителями, разработанные в

программе

Power

Point.

Благодаря

цифровым

образовательным

ресурсам

презентации содержат не только слайды с фото, но и краткий текст, схемы,

рисунки, аудио сопровождение, видеофрагменты по конкретной теме. В этом году

прошли родительские собрания с применением мультимедийных презентаций на

темы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Познавательное

развитие

детей

дошкольного

возраста

через

формирование

элементарных

математических представлений».

Такой способ проведения родительских собраний и конференций позволяет

наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому

родителю приятно наблюдать за тем, как протекает время его ребёнка в детском

саду. И действительно, многие родители именно с помощью презентаций на

родительских собраниях узнали много нового о жизни их ребенка в детском саду и

были этим приятно удивлены.

Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с

родителями является работа официального сайта детского сада. Сайт детского сада

– это источник информации учебного, методического или воспитательного

характера.

Создание сайта детского сада несет в себе совершенно новый потенциал для

взаимодействия в образовательной среде. Использование данного интернет –

ресурса предоставляет возможность:

-познакомиться с особенностями образовательно – воспитательного процесса в

ДОУ,

-нормативно – правовой базой организации,

-обще - дошкольными традициями;

-узнать последние новости; обменяться опытом работы с коллегами;

-дать рекомендации родителям по вопросам воспитания и развития детей от

специалистов детского сада и многое другое.

Так же на сайте ДОУ наш администратор размещает не только текстовый

материал,

но

и

фотографии

и

видео

материалы

по

итогам

проведения

воспитательных

мероприятий.

В

ленте

новостей

хранятся

интересные

фотоматериалы мероприятий детского сада.

Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих

задач:

оперативного

и

объективного

информирования

общественности

о

деятельности ОУ;

формирование целостного позитивного имиджа ОУ;

совершенствование

информированности

родителей

о

качестве

образовательных услуг в учреждении;

создание

условий

для

взаимодействия

участников

образовательного

процесса, социальных партнеров ОУ;

осуществление обмена педагогическим опытом;

стимулирование творческой активности педагогов и воспитанников.

Так как в период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель

часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания

родителям, то возникла необходимость поиска новых продуктивных форм

взаимодействия с родителями. С этой целью во всех группах созданы свои

странички на сайте ДОУ.

Сайт группы, на котором каждый родитель может узнать расписание

занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое,

стали особенно популярными среди родителей нашего детского сада. На форуме

сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка,

а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не

только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения

различных

мероприятий.

Родители,

интересующиеся

современными

информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании

сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.

В данное время творческая группа педагогов нашего ДОУ создает

видеофильм про наш детский сад. Фильм создается с помощью использования

видеокамеры и соответствующих программ (видеофильм будет с титрами,

переходами между сценами, с фоновой музыкой, с наложением голоса). Данный

видеофильм мы планируем использовать на первом собрании для родителей, чьи

дети первый раз придут к нам в детский сад.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или

не хотим, но цифровые образовательные ресурсы и информационно-компьютерные

технологии

прочно

входят

в

воспитательно

-

образовательный

процесс

дошкольных учреждений. И поэтому в заключение, хочется отметить, что

используя их в своей работе, мы, педагоги, открываем для себя очень много нового

и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир

цифровых

образовательных

ресурсов

и

информационно-коммуникационных

технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными,

таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое

главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все больше

педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками

информационных ресурсов и других средств ИКТ.



В раздел образования