Авторы: Левизова Ольга Олеговна, Самохина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 2
Населённый пункт: города Ставрополя, Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях цифровизации образования"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему: «Взаимодействие ДОУ с
родителями в условиях цифровизации образования»
«Технологии взаимодействия с родителями в цифровой образовательной
среде».
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим
прогрессом.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс,
особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности
является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование
информации, осуществляемые на основе современных средств техники, а также на
базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним
из
приоритетных
направлений
процесса
информатизации
современного общества является информатизация образования. Современный этап
развития
образования
связан
с
широким
использованием
современных
информационно-коммуникационных технологий. В этой связи решающее значение
приобретает доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).
Под
цифровым
образовательным
ресурсом
(ЦОР)
понимается
информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую,
речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на
реализацию целей и задач современного образования.
Цифровые образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные
технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и
воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений. В процессе
внедрения информатизации наш детский сад также не может оставаться в стороне.
Речь
идет
об
использовании
цифровых
образовательных
ресурсов
и
информационно - коммуникационных технологий педагогами для повышения
эффективности образовательного процесса.
Главной целью их внедрения является создание единого информационного
пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и
на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса:
администрация, педагоги, дети и их родители.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий и
цифровых образовательных ресурсов сегодня активно проникает в систему работы
педагога и с родителями воспитанников. Хочу поделиться опытом работы нашего
учреждения в этом направлении.
Использование ИКТ и ЦОР в работе с
родительским коллективом мы продуктивно сочетаем с традиционными способами
взаимодействия.
Мы стараемся привлечь родителей к созданию совместных проектов. В связи
с этим стараемся построить работу с родителями так, чтобы они были
заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в
создании
единого
образовательного
пространства
через
организацию
сотрудничества семьи и детского сада. В каждой группе в течение учебного года
проходят
различные
проекты,
в
которых
принимают
участие
не
только
воспитанники,
но
и
родители.
При
этом цифровые
образовательные
ресурсы используются
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения проекта, как поиск дополнительной информации. Вся проектная
деятельность затем оформляется с использованием ИКТ в красивые, яркие,
красочные альбомы.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные
технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического
коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Одна из наиболее эффективных, традиционных форм работы с родителями – это
выпуск газет, папок – передвижек, ширм, лэпбуков, разработанных в различных
компьютерных программах (Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher).
Педагоги
выпускают
тематические
папки-передвижки,
ширмы,
лэпбуки
с
различной тематикой, которые направлены на воспитание детей в условиях семьи.
Информация
в
родительском
уголке,
разработанная
и
оформленная
с
использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание
родителей, но и вызвать их на общение.
При создании папок-передвижек, ширм, лэпбуков педагоги используют
цифровые образовательные ресурсы с целью информационного и научно-
методического сопровождения и дополнительной информации для родителей.
Особой популярностью по информированию родителей о работе детского
сада пользуются буклеты. Они используются при проведении родительской
конференции, которую традиционно мы проводим в конце учебного года. Яркие и
запоминающиеся,
буклеты
не
только
привлекают
внимание
родителей
воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского
сада. Один из современных методов работы с детьми и родителями - это
мультимедийные презентации, они способствуют решению многих задач, а
именно:
–возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
–одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-,
видеоизображения, анимация текста,
–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и
направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный
и слуховой каналы восприятия, способствуют повышению качества воспитательно-
образовательного процесса.
При создании презентаций педагоги используют цифровую фотоаппаратуру и
программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками
так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и
демонстрировать их.
Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации
возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения
родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и
других мероприятий.
Использование
средств
мультимедиа
в
организации
деятельности
с
родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности
традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в
образовательно-воспитательном процессе.
Традиционно в нашем ДОУ проходит «Неделя открытых дверей». Родители
принимают активное участие в эти дни. Но они являются не просто наблюдателями
образовательного и воспитательного процесса, а самыми активными участниками.
Многие
родители
проводят
занятия,
мастер-классы
с
использованием
мультимедийного оборудования.
Третий год в нашем учреждении организована работа родительского клуба.
Целью создания родительского клуба было привлечь родителей к совместному
творчеству с детьми. На мастер-классах, в которых принимают участие и родители,
и дети, педагоги учат новым техникам работы художественно-эстетической
направленности, например, технике «квилинг», «скрапбукинг», «валяние из
шерсти», мыловарение, роспись по стеклу, роспись по дереву и многие другие.
Т.к. с каждым разом количество желающих принять участие в мастер-классах
увеличивалось, нам пришлось приобретать мультимедийное оборудование.
И
теперь педагоги демонстрируют пошаговое выполнение различных техник с
помощью презентаций на мультимедийном экране. Вследствие этого значительно
увеличилось число участников мастер-классов, сейчас оно достигает 70 человек и
более.
Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным.
Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы,
которые
активизируют
внимание
родителей,
способствуют
более
легкому
запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный,
откровенный,
деловой
разговор.
Нетрадиционная
методика
проведения
родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей,
значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем
воспитания.
Цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные материалы (звук,
фото, видео) используются на всех структурных этапах родительского собрания,
являются их связующим звеном, обеспечивают наглядность материала, помогают
построить родительское собрание методически верно с точки зрения соблюдения
последовательности этапов и логики изложения материала.
Сегодня
ни
одно
родительское
собрание,
ни
одну
родительскую
конференцию в нашем детском саду нельзя себе представить без использования
ЦОР и ИКТ, а именно с использованием различных презентаций, где родители
прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям детский
сад имеет возможность демонстрировать родителям слайды о реализованных
проектах, которые проходят в каждой возрастной группе. Очень интересны
материалы, созданные нашими воспитателями для проведения совместных
образовательных мероприятий с детьми и их родителями, разработанные в
программе
Power
Point.
Благодаря
цифровым
образовательным
ресурсам
презентации содержат не только слайды с фото, но и краткий текст, схемы,
рисунки, аудио сопровождение, видеофрагменты по конкретной теме. В этом году
прошли родительские собрания с применением мультимедийных презентаций на
темы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Познавательное
развитие
детей
дошкольного
возраста
через
формирование
элементарных
математических представлений».
Такой способ проведения родительских собраний и конференций позволяет
наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому
родителю приятно наблюдать за тем, как протекает время его ребёнка в детском
саду. И действительно, многие родители именно с помощью презентаций на
родительских собраниях узнали много нового о жизни их ребенка в детском саду и
были этим приятно удивлены.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с
родителями является работа официального сайта детского сада. Сайт детского сада
– это источник информации учебного, методического или воспитательного
характера.
Создание сайта детского сада несет в себе совершенно новый потенциал для
взаимодействия в образовательной среде. Использование данного интернет –
ресурса предоставляет возможность:
-познакомиться с особенностями образовательно – воспитательного процесса в
ДОУ,
-нормативно – правовой базой организации,
-обще - дошкольными традициями;
-узнать последние новости; обменяться опытом работы с коллегами;
-дать рекомендации родителям по вопросам воспитания и развития детей от
специалистов детского сада и многое другое.
Так же на сайте ДОУ наш администратор размещает не только текстовый
материал,
но
и
фотографии
и
видео
материалы
по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий.
В
ленте
новостей
хранятся
интересные
фотоматериалы мероприятий детского сада.
Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих
задач:
оперативного
и
объективного
информирования
общественности
о
деятельности ОУ;
формирование целостного позитивного имиджа ОУ;
совершенствование
информированности
родителей
о
качестве
образовательных услуг в учреждении;
создание
условий
для
взаимодействия
участников
образовательного
процесса, социальных партнеров ОУ;
осуществление обмена педагогическим опытом;
стимулирование творческой активности педагогов и воспитанников.
Так как в период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель
часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания
родителям, то возникла необходимость поиска новых продуктивных форм
взаимодействия с родителями. С этой целью во всех группах созданы свои
странички на сайте ДОУ.
Сайт группы, на котором каждый родитель может узнать расписание
занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое,
стали особенно популярными среди родителей нашего детского сада. На форуме
сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка,
а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не
только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения
различных
мероприятий.
Родители,
интересующиеся
современными
информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании
сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.
В данное время творческая группа педагогов нашего ДОУ создает
видеофильм про наш детский сад. Фильм создается с помощью использования
видеокамеры и соответствующих программ (видеофильм будет с титрами,
переходами между сценами, с фоновой музыкой, с наложением голоса). Данный
видеофильм мы планируем использовать на первом собрании для родителей, чьи
дети первый раз придут к нам в детский сад.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или
не хотим, но цифровые образовательные ресурсы и информационно-компьютерные
технологии
прочно
входят
в
воспитательно
-
образовательный
процесс
дошкольных учреждений. И поэтому в заключение, хочется отметить, что
используя их в своей работе, мы, педагоги, открываем для себя очень много нового
и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир
цифровых
образовательных
ресурсов
и
информационно-коммуникационных
технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными,
таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое
главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все больше
педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками
информационных ресурсов и других средств ИКТ.