Автор: Сахарова Галина Семеновна
Должность: Преподаватель фортепиано и музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКОУ ДО Доволенская детская школа искусств
Населённый пункт: Новосибирская область Довольное
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Методический разбор пьесы-этюда Елены Дэвис "Море"
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель фортепиано и музыкально-теоретических дисциплин
МКОУ ДО Доволенская детская школа искусств
Новосибирская область Довольное
Сахарова Галина Семеновна
«Методический разбор пьесы-этюда Елены Дэвис «Море».
Композитор Елена Дэвис наша современница. Ее пьесы – это
фортепианные миниатюры. Они написаны для детей и музыкантов-
любителей. Большинство пьес программные и среди них много пьес,
посвященных образам природы. Времена года осень, зима, весна, лето
показаны в самых разных по характеру пьесах.
Осенние краски отражаются в пьесах «Кружатся листья», «Дождик
плачет», «Последние желтые листья», «Песня осени».
Образы зимы представлены в следующих пьесах: «Вьюга», «Вальс
снежинок», «Мерцание елочных огней».
Весеннее пробуждение природы это следующие пьесы: «Подснежники в
лесу», «Вальс весенних цветов», «Где же ты, весна?», «Весенняя прогулка».
Многоцветные оттенки лета звучат в самых разных пьесах: «Первый
летний день», «Дождь и радуга», «Порхающие бабочки», «Солнце светит
сквозь листья», «Осторожно! Лужи!», «Летний вальс», «Прогулка в облаках»,
«Скоро лето».
Водная стихия – это такие пьесы как «Океан», «Море», «Туман над рекой»,
«Вальс пузырьков», «Качаясь на волнах».
Ночные образы – «Лунный свет», «Ночное небо», «Вечером».
Все эти пьесы доступны для учащихся, обучающихся на фортепиано.
Образные, светлые и в то же время
простой гармонический строй и
мелодическая основа делают их привлекательными.
Пьеса-этюд «Море»
«Вид моря производит всегда глубокое впечатление; оно – воплощение того
бесконечного, которое непрестанно привлекает мысль и в котором она
непрестанно теряется». (Анна-Луиза Жермена де Сталь)
Хочется рассмотреть одну из пьес этой тематики – «Море». Красочная
музыкальная зарисовка, призвана будить фантазию исполнителя.
Форма произведения простая трехчастная. Отсюда вырисовывается картина
музыкального пейзажа.
Первая и третья часть – это звуковая картина искрящихся бурлящих волн,
быстрыми пассажами из низкого регистра в верхний регистр:
Арпеджированные пассажи,
при кажущемся мелодическом однообразии,
можно рекомендовать «озвучить» разными инструментами оркестра. Можно
представить звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Третья
часть – реприза, с небольшим изменением скрытой мелодической линии.
Арпеджированные аккорды «рисуют» море, но теперь оно безмятежно-
спокойное:
А средняя часть – это завывание и свист ветра, как бы исполняют флейты и
гобои. Партию правой руки разучить отдельно, работая над скрытым
голосом. В партии левой руки работать над овладением различных
регистров. Акцентированные аккорды в первой октаве, с переносом руки в
большую октаву на один основной бас гармонии, облегчают задачу, но все
же, требуют определенного навыка:
Следует обратить внимание на смену довольно простой гармонии, но при
этом как по-разному можно раскрасить разными красками звуки мелодии.
Необычный тональный план I и III частей: g-moll, B-dur, Es-dur, D-dur и
тональный
план
средней
части:
g-moll,
B-dur,
С-dur,
Es-dur,
D-dur
способствует разнообразию оттенков музыкальной палитры.
Почувствовать смену гармонии, представить, как ярко и контрастно
выделяются то ярко золотые, серебристые краски; то бирюзовые, розовые; то
темно-синие, фиолетовые, сиреневые и даже чернильно-черные
Фактура произведения I
и III
частей отличается расположением
арпеджированных аккордов: тесное в I части и широкое в III части. Поэтому
III часть более прозрачна по звучанию, как будто «подсвечена солнцем»:
Партия правой руки, в средней части, идет фигурацией разложенных
аккордов с мелодической линией верхнего голоса. И остинатным нижним
звуком, исполненным первым пальцем очень аккуратно. Мелодия скрытого
верхнего голоса выступает на широком мелодическом дыхании каждой из
четырех фраз. При этом терцовые и секундовые, полутоновые, интонации
«завывания
и
свиста»
выступают
в
различном
ладо-гармоническом
окружении:
При работе над динамикой, в I части пьесы, обратить внимание на
исполнении пассажей из низкого регистра на «p», с постепенным крещендо в
верхний регистр, а затем диминуэндо вновь в низкий регистр – это в первом
предложении. Во втором предложении идет постепенное увеличение звука:
от «mp», с усилением динамики, крещендо в каждой фразе. В последней
фразе яркое «f».
В средней части, первого предложения, «ff», мощная кульминация
произведения, с постепенным диминуэндо в двух последних фразах. И во
втором предложении, при повторении, «взволнованное» «mf», тоже с
постепенным диминуэндо в трех последних фразах.
В третьей части вновь «безмятежное» «p» с небольшим усилением
динамики «mp» и «mf». И мягкое, «прозрачное», спокойное «p» во втором
предложении, с небольшой динамикой в каждой фразе пассажа, приводят к
затиханию звука в контроктаве.
Фразировка простая по два такта, но мелодическую линию надо выстроить
так, чтобы «дыханием» между фразами не разрывать мелодию, а ощущать
горизонтальное движение и развитие музыки. Интерпретация пьесы требует
ощущения широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших
построений.
Так небольшая пьеса-этюд «Море» вызывает большой интерес в
исполнении, как программная изобразительная красочная зарисовка природы
музыкальными звуками.