Напоминание

"Методический разбор пьесы-этюда Елены Дэвис "Море"


Автор: Сахарова Галина Семеновна
Должность: Преподаватель фортепиано и музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКОУ ДО Доволенская детская школа искусств
Населённый пункт: Новосибирская область Довольное
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Методический разбор пьесы-этюда Елены Дэвис "Море"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель фортепиано и музыкально-теоретических дисциплин

МКОУ ДО Доволенская детская школа искусств

Новосибирская область Довольное

Сахарова Галина Семеновна

«Методический разбор пьесы-этюда Елены Дэвис «Море».

Композитор Елена Дэвис наша современница. Ее пьесы – это

фортепианные миниатюры. Они написаны для детей и музыкантов-

любителей. Большинство пьес программные и среди них много пьес,

посвященных образам природы. Времена года осень, зима, весна, лето

показаны в самых разных по характеру пьесах.

Осенние краски отражаются в пьесах «Кружатся листья», «Дождик

плачет», «Последние желтые листья», «Песня осени».

Образы зимы представлены в следующих пьесах: «Вьюга», «Вальс

снежинок», «Мерцание елочных огней».

Весеннее пробуждение природы это следующие пьесы: «Подснежники в

лесу», «Вальс весенних цветов», «Где же ты, весна?», «Весенняя прогулка».

Многоцветные оттенки лета звучат в самых разных пьесах: «Первый

летний день», «Дождь и радуга», «Порхающие бабочки», «Солнце светит

сквозь листья», «Осторожно! Лужи!», «Летний вальс», «Прогулка в облаках»,

«Скоро лето».

Водная стихия – это такие пьесы как «Океан», «Море», «Туман над рекой»,

«Вальс пузырьков», «Качаясь на волнах».

Ночные образы – «Лунный свет», «Ночное небо», «Вечером».

Все эти пьесы доступны для учащихся, обучающихся на фортепиано.

Образные, светлые и в то же время

простой гармонический строй и

мелодическая основа делают их привлекательными.

Пьеса-этюд «Море»

«Вид моря производит всегда глубокое впечатление; оно – воплощение того

бесконечного, которое непрестанно привлекает мысль и в котором она

непрестанно теряется». (Анна-Луиза Жермена де Сталь)

Хочется рассмотреть одну из пьес этой тематики – «Море». Красочная

музыкальная зарисовка, призвана будить фантазию исполнителя.

Форма произведения простая трехчастная. Отсюда вырисовывается картина

музыкального пейзажа.

Первая и третья часть – это звуковая картина искрящихся бурлящих волн,

быстрыми пассажами из низкого регистра в верхний регистр:

Арпеджированные пассажи,

при кажущемся мелодическом однообразии,

можно рекомендовать «озвучить» разными инструментами оркестра. Можно

представить звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Третья

часть – реприза, с небольшим изменением скрытой мелодической линии.

Арпеджированные аккорды «рисуют» море, но теперь оно безмятежно-

спокойное:

А средняя часть – это завывание и свист ветра, как бы исполняют флейты и

гобои. Партию правой руки разучить отдельно, работая над скрытым

голосом. В партии левой руки работать над овладением различных

регистров. Акцентированные аккорды в первой октаве, с переносом руки в

большую октаву на один основной бас гармонии, облегчают задачу, но все

же, требуют определенного навыка:

Следует обратить внимание на смену довольно простой гармонии, но при

этом как по-разному можно раскрасить разными красками звуки мелодии.

Необычный тональный план I и III частей: g-moll, B-dur, Es-dur, D-dur и

тональный

план

средней

части:

g-moll,

B-dur,

С-dur,

Es-dur,

D-dur

способствует разнообразию оттенков музыкальной палитры.

Почувствовать смену гармонии, представить, как ярко и контрастно

выделяются то ярко золотые, серебристые краски; то бирюзовые, розовые; то

темно-синие, фиолетовые, сиреневые и даже чернильно-черные

Фактура произведения I

и III

частей отличается расположением

арпеджированных аккордов: тесное в I части и широкое в III части. Поэтому

III часть более прозрачна по звучанию, как будто «подсвечена солнцем»:

Партия правой руки, в средней части, идет фигурацией разложенных

аккордов с мелодической линией верхнего голоса. И остинатным нижним

звуком, исполненным первым пальцем очень аккуратно. Мелодия скрытого

верхнего голоса выступает на широком мелодическом дыхании каждой из

четырех фраз. При этом терцовые и секундовые, полутоновые, интонации

«завывания

и

свиста»

выступают

в

различном

ладо-гармоническом

окружении:

При работе над динамикой, в I части пьесы, обратить внимание на

исполнении пассажей из низкого регистра на «p», с постепенным крещендо в

верхний регистр, а затем диминуэндо вновь в низкий регистр – это в первом

предложении. Во втором предложении идет постепенное увеличение звука:

от «mp», с усилением динамики, крещендо в каждой фразе. В последней

фразе яркое «f».

В средней части, первого предложения, «ff», мощная кульминация

произведения, с постепенным диминуэндо в двух последних фразах. И во

втором предложении, при повторении, «взволнованное» «mf», тоже с

постепенным диминуэндо в трех последних фразах.

В третьей части вновь «безмятежное» «p» с небольшим усилением

динамики «mp» и «mf». И мягкое, «прозрачное», спокойное «p» во втором

предложении, с небольшой динамикой в каждой фразе пассажа, приводят к

затиханию звука в контроктаве.

Фразировка простая по два такта, но мелодическую линию надо выстроить

так, чтобы «дыханием» между фразами не разрывать мелодию, а ощущать

горизонтальное движение и развитие музыки. Интерпретация пьесы требует

ощущения широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших

построений.

Так небольшая пьеса-этюд «Море» вызывает большой интерес в

исполнении, как программная изобразительная красочная зарисовка природы

музыкальными звуками.



В раздел образования