Автор: Добрынина Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: Урай
Наименование материала: научная статья
Тема: РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Раздел: дошкольное образование
РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития
связной
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием речи III уровня. Описаны особенности развития связной речи
у детей данной категории. Проанализированы ключевые понятия по
проблеме. Материалы данной статьи могут быть использованы в работе
учителей-логопедов при развитии связной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь.
Проблема
речевого
развития
дошкольников
является
одной
из
актуальных проблем современного образования. Сформированность связной
речи занимает важное место в процессе развития воспитанника и играет
важную роль в общей системе работы по формированию языка в детском
саду.
Связная речь – это главное достижение ребенка в овладении родным
языком, его словарным составом, звуковым и грамматическим строем.
Владение навыками связной речи помогает ребенку вступать в свободное
общение со сверстниками и взрослыми, обеспечивает необходимость
получать нужную информацию, а также передавать имеющиеся знания и
впечатления об окружающем мире. Развитая связная речи способствует
развитию у ребенка мыслительных процессов, у него формируется умение
устанавливать контакт с окружающими [2].
Связная
речь
–
это
совокупность
объединенных
тематически
фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих
собой единое структурное и смысловое целое. По мнению А.В. Текучева,
связная речь – это определенная единица речи, составные компоненты
которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют
собой организованное по законам логики и грамматического строя данного
языка
единое
целое.
Ввиду
этого
каждое
независимое
отдельное
предложение мы можем рассматривать как одну из разновидностей связной
речи [1].
Понятие
связной
речи
относится
как
к
диалогической,
так
и
монологической формам речи. Диалогическая речь – это первичная по
происхождению
форма
речи,
представляющая
собой
социальную
направленность и состоящая из реплик и последовательности речевых
реакций [3].
Монологическая речи – это связная речь одного лица, основной целью
которой
выступает
рассказ
о
каких-либо
фактах,
явлениях
и
т.д.
Монологическая речь – это наиболее сложная форма речи, предназначенная
для целенаправленной передачи сообщения. Отличительной особенностью
монологической речи является то, что ее содержание заранее задано и
предварительно планируется.
Речевое
общение
дошкольника
со
взрослыми
и
сверстниками
существенно
увеличивает
словарный
запас
и
качественно
его
совершенствует.
Согласно
исследованиям
Д.Б.
Эльконина,
именно
дошкольный
возраст
является
периодом
интенсивного
психического
развития. Главной особенностью данного возрастного этапа является то, что
происходят изменения во всех сферах развития ребенка, начиная от
совершенствования
психофизиологических
функций
и
заканчивая
появлением сложных личностных новообразований [1].
В настоящее время наблюдается увеличение детей, имеющих речевые
нарушения, наиболее распространенным среди которых выступает общее
недоразвитие речи. Анализ логопедических исследований показывает, что
общее недоразвитие речи – это несформированность у ребенка звуковой и
смысловой
сторон
речи,
проявляющаяся
в
грубом
или
остаточном
недоразвитии лексикограмматических, фонетико-фонематических процессов
и связной речи.
Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи
представлены в трудах многих авторов, например, Н.М. Аксарина, Л.С.
Выготского, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина и других. Анализ исследований
показывает,
что
уровень
овладения
связной
речи
оказывает
непосредственное воздействие на успешное обучение в школе [3].
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения в
разной степени, как от полного отсутствия общеупотребительной речи до
развернутой
фразовой
речи
с
выраженными
элементами
лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети
данной
категории
испытывают
трудности
в
овладении
развернутым
последовательным
высказыванием,
которые
увеличиваются
по
мере
возрастания самостоятельной речи, когда отсутствует заданный сюжет.
Наиболее полно можно выделить трудности в развитии связной речи
дошкольников с общим недоразвитием речи при задании сократить
повествование до пары фраз, а также при задании выделить в рассказе
основную мысль.
В исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.Б. Филичевой
показывает
представлено
дифференцированное
описание
нарушений
различных видов повествовательной речи у детей с общим недоразвитием
речи. Данные авторов проанализировали процедуру составления рассказа по
серии сюжетных картинок и отметили сложности у детей с общим
недоразвитием
речи
в
определении
логической
последовательности
изложения и неумением разместить картинки в нужном порядке [1].
Рассказ детей с общим недоразвитием речи в этом случае сводится к
перечислению предметов или действий, представленных на картинках. Во
время задания на пересказ сказки или рассказа у детей замечается неполное
понимание прочитанного текста, не соблюдение последовательности при
передаче событий, а также пропуск важных моментов, трудности подбора
слов и многочисленные повторы.
Самым сложным заданием для детей с общим недоразвитием речи
является самостоятельное описание знакомого предмета или любой игрушки,
в описании дети либо называют отдельный признак предмета или описывают
то одну мысль то другую. При этом речь детей становилтся еще более
аграмматичной и наблюдаются трудности лексического характера. Дети с
общим недоразвитием речи при спонтанном высказывании или свободном
рассказывании
используют
чаще
всего
простые
предложения.
При
самостоятельном рассказывании используют различные повторы слов,
нарушают порядок слов в предложениях, допускают ошибки в словах и не
заканчивают предложения [2].
В процессе пересказа текстов дети с общим недоразвитием речи
допускают ошибки в передаче логической последовательности рассказа, а так
же пропускают отдельные события. Описательный рассказ для детей с
общим недоразвитием речи недоступен, у детей наблюдаются трудности при
описании предмета или игрушки по плану, заданному педагогом. Чаще всего
дети
с
общим
недоразвитием
речи
заменяют
описательный
рассказ
перечислением отдельных частей объекта или его признаков, при этом
нарушают всякую связность в предложениях, не завершают начатый рассказ
или возвращаются к ранее рассказанному.
Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с
большим трудом. Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные
трудности в определении творческого замысла рассказа и в изложении
последовательного развития сюжета. Для детей данной категории характерно
замена творческого задания пересказом уже знакомого текста. Однако
экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со
стороны взрослых оказывается помощь в виде вспомогательных вопросов,
подсказок,
суждений.
Дети
с
общим
недоразвитием
речи
являются
инициаторами общения очень редко, с вопросами к взрослым они не
обращаются, свои игровые ситуации не сопровождают рассказом. В процессе
развития связной речи у детей проявляется торможение в речевом развитии,
таким образом требуется целенаправленное коррекционно-педагогическое
сопровождение таких детей [4].
Большую часть в системе воспитания и обучения детей дошкольного
возраста отводится работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим
миром. Важное место в системе средств развития связной речи у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня занимает
рисование.
Рисование дает человеку возможность без слов выразить свои мысли,
желания и мечты. Применение же продуктов изобразительной деятельности
направлено на изменение поведения, переживаний и фантазий. Важен и сам
творческий процесс, и особенности внутреннего мира человека. Результатом
данной деятельности становится гармоническое отношение к реальности.
Рисование
способствует
развитию
чувственно-двигательной
координации,
поскольку
требует
согласованного
участия
многих
психических
функций.
По
мнению
многих
специалистов,
рисование
принимает участие в согласовании межполушарных взаимоотношений, так
как в процессе рисования происходит активизация конкретно-образного
мышления, связанного, чаще всего, с работой правого полушария, и
абстрактно-логического. за которое ответственно левое полушарие [3].
Логопедические
занятия
с
применением
рисования
являются
инструментом для изучения чувств,
идей и событий, для развития
межличностных
навыков
и
отношений,
укрепления
самооценки
и
уверенности в себе, а также содействует развитию связной речи детей.
Для дошкольников рисование выступает в качестве привычного
способа выражения себя, отражения и осознания своего нового опыта. В
процессе работы с детьми рисование дает возможность много узнать о
ребенке, его внутреннем мире, какие у него мысли, какие чувства, какие
страхи, опасения, кого любит и т.д. Помимо этого, занятия рисованием
направлены на раскрытие творческого потенциала и открывают в человеке
новые ресурсы и возможности. Рисование применяется как средство общения
педагога
с
воспитанниками
на
символическом
уровне.
Образы
художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов,
в том
числе
страхи,
внутренние конфликты, воспоминания
детства,
сновидения [1].
Логопедические занятия, направленные на развитие связной речи
посредством рисования могут включать такие упражнения:
а) предметно-тематические задания – когда педагог предлагает детям
нарисовать рисунка на заданную тему: «Зима», «Семья», «Весна» и т.д.;
б) образно-символические задания – картинки на тему «Счастье»,
«Радость», «Мир».
в) «волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, которые
ассоциируются у детей с определенным предметом;
г) «рисование по точкам» - дает возможность установить такие
понятия, как часть и целое;
д) пальчиковое рисование – можно использовать даже для детей до
одного года [4].
На этапе развития связной речи старшим дошкольникам с общим
недоразвитием
речи
предлагается
нарисовать
сюжетные
рисунки
на
определенную
тему
с
последующим
составлением
предложений
по
рисункам, коллективным или индивидуальным рассказам на их основе. Такая
последовательность в изложении логопедических заданий педагога и
упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в
коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следует
отметить, что рисование оказывает стимулирующее влияние на обогащение и
расширение
словаря,
развитие
речевого
творчества,
формирование
выразительных средств речи. Предложенные методы и приемы способствуют
повышению качества речевой коррекции, развитию творческого отношения к
слову, влияют на развитие у детей дошкольного возраста всех элементов
речевой системы, а также познавательных процессов [2].
Одной из предпосылок формирования правильной, ясной и внятной
речи, как на занятиях логопеда, так и педагогов, является воспитание
активного произвольного внимания и речи. С первых занятиях научить детей
слушать речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигаемые
ребенком элементы, иметь в виду материал, уметь слышать ошибки в
собственной речи. При этом воспитателю следует учитывать, что дети с
общим
недоразвитием
речи
имеют
полноценное
взаимодействие
с
окружающим миром: речь формируется с задержкой, имеются недостатки
звукового произношения, словарного запаса, грамматические отклонения. На
занятиях по рисованию важно учить ребенка быть не только восторженным
зрителем, но и маленьким художником, который способен понять «как это
делается» и перенести что-то в свою работу. А для этого глаза и руки ребенка
должны совершать не один десяток движений [1].
Таким образом, рисование является важным средством развития
связной
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием речи. Самое главное важно помнить, что занятия по
рисованию должны быть интересны и желанны ребёнку. Творчество
позволяет развивать у детей психическую и физическую сферу. При
проведении
систематических
занятий
у
детей
улучшается
моторика,
развивается сенсорная и познавательная функция. Всё то, что в процессе
социализации ребёнка помогает ему успешно осваивать различные виды
деятельности, и главное речевую.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Беккер, К. П., Совак, М. Логопедия: Пер. с нем [Текст] / К.П.
Беккер, М. Совак. – М.: Академия, - 2011. – 331 с.
2.
Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.:
Наука, 2011. – 415 с.
3.
Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Планирование, конспекты занятий [Текст] / А,В. Никитина. – М.:Каро,
2016. - 96 с.
4.
Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е.
Левиной. – М.: Наука, 2010. – 516 с.