Автор: Гаврилова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аленка"
Населённый пункт: Город Кирсанов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Воздух и вода»
Цель занятия: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду
деятельности как экспериментирование
Задачи:
обучающие:
научить проводить несложные опыты с использованием подручных
средств и предметов
Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт,
эксперимент, открытие
развивающие:
развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно
рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы;
воспитательные:
воспитывать отзывчивость;
дать детям почувствовать радость открытий;
развивать любознательность, пытливость ума, познавательный
интерес.
Материал: целлофановые пакеты, соломинки, лист бумаги, мыльные пузыри,
вентилятор, краски, кисточки, сода, лимонная кислота, вода, соль, йод,
перманганат калия, крахмал, яйца, крахмал, апельсиновые шкурки, темный
пакет.
Ход занятия
3 слайд
- Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою
научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только
для начала запомним правила безопасности:
1.
Внимательно слушать старшего лаборанта.
2.
Точно выполнять указания
3.
Аккуратно работать с оборудованием.
В конце опытов делать выводы
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети
отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая
загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
4 слайд
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как
настоящие ученые-исследователи. Для этого я предлагаю посмотреть
презентацию
5 слайд
Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все
живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от
космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой
пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде
есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей
лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом
убедимся.
6 слайд
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером
перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
7 слайд
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный,
прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы.
Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы
приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его
потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные
шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте
через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
А сейчас немного поиграем
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают.
ДП побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет
воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. ДП открывает пакет, в
нем лежат апельсиновые корки).
- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети
отвечают).
- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и съесть, но важно
не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются).
- А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).
- Это, да! Но профессор Умелкин мне говорил про что-то другое. Надо
хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов.
Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы
показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль»,
если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
8- 16 слайд
( воздушный шарик, камень, кораблик, листок, кубик, стекло, шина,
металлическая ложка, деревянная ложка)
17 слайд
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую
секунду.
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
18 слайд
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта
выходит пар).
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от
загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле
следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу,
что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
19 слайд
– Что в нашей жизни загрязняет воздух?
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха,
поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать
помещения, протирать пыль)
20 слад
НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе?
Воздух повсюду.
Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
Легче воды.
21 слайд
А теперь поговорим о самом удивительном веществе на земле.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы:
не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики,
плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся
со свойствами этого необыкновенного вещества.
1.Опыт: Прозрачная и непрозрачная вода
Давай убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Нам потребуются:
Баночка с водой,
Маленький гвоздик на нитке,
Кисточка,
Акварельные краски,
Тонкая палочка.
Технологический процесс:
Намочите кисточку и окуни её в краску любого цвета. Добавляя краску
понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть.
Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
( растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, этим
зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда
добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет.
добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость
становится прозрачной).
- Следующее превращение! (Предлагает добровольцу из зала растворить в
воде картофельный крахмал).
- Какого цвета получился раствор? (Дети: белого). Какой цвет получится,
если в него добавить йод? (Дети: йод оранжевого цвета, значит получится
светло оранжевый или коричневатый. Дети. приглашенные к доске
добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают
появление сиреневого цвета).
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас
являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит
плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в
бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать?
(Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит).
Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим
экспериментом. (В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется
соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то
соленую, то пресную воду, ДП заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться
на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети
активно помогают в проведении опыта).
Вопросы:
Какое свойство воды тебе удалось изменить?
Почему это произошло?
Вывод: Вода меняет цвет, теряет прозрачность!
Вывод
Опыт: «Вулкан»
Нам потребуются:
Гейзер
Сода
Лимонная кислота
Вода
Технологический процесс:
22 слайд
- В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан
нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е.
гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера,
осталось, только его активировать!
приглашает на сцену желающих из класса, дети насыпают в кратер соду и
лимонную кислоту, выливает в кратер воду и, класс ахает от неожиданности
– гейзер извергает шипучий фонтан).
- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои,
понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового
узнали? (Дети отвечают)
23.слайд
- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается.
Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями!
Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами,
экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания!