Автор: Рыженкова Элина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ГЦДО и СП
Населённый пункт: г.Обь Новосибирской обл.
Наименование материала: методические разработки
Тема: "Педагогические технологии"
Раздел: дополнительное образование
Современные образовательные технологии на уроках ИЗО
Аладина Ирина Петровна
, учитель изобразительного
искусства
Разделы: МХК и ИЗО
Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках
изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия
необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие
технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии.
Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает
эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками,
располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог", "Волшебные
ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла,
радости и уныния должны быть различными.
На уроке "Натюрморт" в шестом классе провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю
проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды", В. Стожарова
"Лен", И. Машкова "Снедь московская: хлебы". О чем нам могут рассказать эти предметы?
Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие
испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое
воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.
Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные
животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет,
ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с
инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла.
Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими
красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные
образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки
получаются более "живыми".
На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся
стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на
смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают
необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры
"Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся
распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые,
холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к
темному и наоборот).
Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений,
фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием
превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля
кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли,
цветы, ветки, сучки.
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин",
"Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже-непохоже", "Ожившие
картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен
художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные
тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания,
приобретенные на уроках ИЗО.
Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся
закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных
терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия", приглашающие
участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Путешествие в
мир прекрасного, в мир природы". Этот урок воспитывает любовь детей к родной природе,
интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту
природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому
мышлению о природе в рисунках. Провожу игру: "Какая музыка звучит, какая краска
говорит?" (Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное по
настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах,
переживаниях).
Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только
эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед
показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены
события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке
показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство
художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви,
восхищения своей Родиной. Беседы-диалоги с детьми о произведениях русской
классической жанровой живописи провожу по теме "Дом и его обитатели". Идея беседы
заключается в изучении того, как художник раскрывает в образе связь облика дома с
личностью и жизнью его хозяев, как в произведении искусства открывается способность
человека к эстетическому преображению окружающего нас мира. Беседы-диалоги провожу
по произведениям: В. Боровиковский. "Портрет Д. А. Державиной", П. Федотов. "Анкор, еще
анкор!", "Завтрак аристократа", В. Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом", Ф. С.
Журавлев "Перед венцом", "Модница-жена", Ф. С. Рокотов "Портрет И. И. Бецкого".
Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы
являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных
занятий, расширяют кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.
Экскурсии устраиваю с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже
ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике
творческой работы художника. При организации экскурсий с учащимися четко продумываю
цели и задачи посещения выставки, выхода на природу, увязываю это с конкретным видом
учебных занятий - тематическим рисованием ("Осень в лесу", "Зимние развлечения"),
декоративным рисованием (составление узоров растительных форм), рисованием с натуры
(наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и
натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут
быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей
глубокие эстетические переживания, содействуют развитию художественного восприятия.
На уроках ИЗО я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную,
групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать
способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших
компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в
научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях,
конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих
способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору професс
Применяемые технологии:
Технология развивающего обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология игрового обучения
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология саморазвития
Информационная технология
Здоровьесберегающая технология
Формы работы с детьми
Проводятся занятия: обучение воспитанников осуществляется в форме аудиторных
занятий в групповой и индивидуальной форме, игровых образовательных ситуаций,
совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей. А
также в форме практических занятий, концертов, творческих отчетов, участия в
конкурсах, выставках, фестивалях, посещение концертов и выставок других
коллективов, совместных походов, целевых прогулок, праздников, развлечений,
поездок, совместной занимательной деятельности в домашних условиях с
родителями.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
возрастом воспитанников, расписанием дополнительной образовательной
деятельности, утвержденным приказом заведующего ДОУ.
Методика проведения предусматривает как групповые, так и индивидуальные
занятия, а так же проведение в парной форме.
Для ознакомления детей с материалом каждой темы программы педагог может
увеличить или уменьшить количество часов, ориентируясь на заинтересованность
детей и объём изучаемого материала.
Внеаудиторные занятия проводятся с июня по август в виде игр – путешествий,
экскурсий, праздников, выставок и т.п.
В работе по программе используются такие методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- исследовательский.
Приёмы работы:
- игровая мотивация,
- художественное слово,
- творческое воплощение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы
Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках
проводимой работы по основной образовательной программе детского сада,
проводимых в течение года.
Итогом каждого года служат:
1. Выступления детей на открытых мероприятиях.
2. Участие в тематических праздниках.
3. Контрольные занятия.
4. Итоговое занятие.
5. Открытые занятия для родителей.
6. Участие в выставках и конкурсах.
7. Отчётные мероприятия по итогам года.
Во всех этих мероприятиях демонстрируются знания, умения, навыки, полученные
в процессе обучения
Формы подведения итогов
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков
и творческой самореолизации воспитанников.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В этом возрасте ребенок физически крепнет, становится более подвижным.
Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация
движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной
деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются
элементы творчества во всех видах детской деятельности. Имеет возможноть
выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к
восприятию более тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной
выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а
так же воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
В этом возрасте ребёнок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений,
которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. Дети этого возраста
имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и
бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги
на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами
по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с
предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять
ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием,
кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного
характера. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и
сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе
которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические
произведения.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется
способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания. Теперь ребенок уже может принять и попытаться
выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности,
решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится
не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным
поведением и навыками. На шестом году жизни у детей происходит развитие
тонких эмоциональных реакций на красоту окружающего мира. В этом возрасте
дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и
непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа, красивой музыки,
спектакля. Поэтому в данный период необходимо создавать условия, в которых
дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.
Теперь ребенок способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли
он с ними практически или нет. В этом возрасте продолжается рост устойчивости
внимания, развивается произвольное запоминание, у ребенка появляется
способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а
цепочку взаимосвязанных событий, что позволяет ему представлять прошлое и
будущее, выстраивать картинку роста и развития в мире живой природы, процесса
создания какой-либо вещи и т.д. Наряду с формированием интеллектуальных
знаний важнейшую задачу представляет развитие воспроизводящего,
пространственного и абстрактного воображения. В работе с детьми именно этого
возраста целесообразно использовать задания на воспроизведение образца и
работу по словесной инструкции. На шестом году жизни у ребенка появляется
способность ставить цели, касающегося как самого себя, его собственного
поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание,
восприятие и др. Поэтому дети 5-6 лет, имея накопление внутреннего багажа в
виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится
осмыслить, упорядочить и поделиться с окружающими, а также развитие
произвольности, интеллектуального и личностного развития, позволяют ему без
помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную деятельность.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Характеристикой данного возраста является произвольность поведения и
психических процессов, которые имеют решающее значение для успешности
школьного обучения, ибо означает умение ребенка подчинять свои действия
требованиям учителя. Ребенок должен не только решать поставленные задачи по
содержанию, но и заставить себя заниматься тем, что в данный момент ему и не
интересно. В данном возрасте у детей совершенствуется способность
контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций.
Развивается система устойчивых чувств и отношений, совершенствуется
произвольность восприятия (оно становится самостоятельным процессом). Ребенок
может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для
этого специфические приемы. Также формируется произвольность памяти и
внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе.
Теперь ребенок ставит перед собой особые цели - запомнить или быть
внимательным и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми
приемами управления своей памятью и вниманием. Большинство детей данного
возраста обладают сильно развитым пространственным воображением, у них
формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий
основные его закономерности. У детей6-7 лет формируется свое личное отношение
к некоторым произведениям искусства, природным явлениям и предметам,
поступкам других людей, самому себе и многому другому. Дети овладевают
навыками совместной деятельности и понимают ее преимущества. Они учатся
принимать задачи, поставленные перед ними взрослым, что постепенно
подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация направлена не
только на внутренние убеждения, но и на внешние требования, что является
важным этапом становления его деятельност