Напоминание

"Педагогические технологии"


Автор: Рыженкова Элина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ГЦДО и СП
Населённый пункт: г.Обь Новосибирской обл.
Наименование материала: методические разработки
Тема: "Педагогические технологии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные образовательные технологии на уроках ИЗО

Аладина Ирина Петровна

, учитель изобразительного

искусства

Разделы: МХК и ИЗО

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках

изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия

необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие

технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии.

Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает

эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками,

располагает к активной работе.

С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог", "Волшебные

ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла,

радости и уныния должны быть различными.

На уроке "Натюрморт" в шестом классе провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю

проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды", В. Стожарова

"Лен", И. Машкова "Снедь московская: хлебы". О чем нам могут рассказать эти предметы?

Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие

испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое

воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.

Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные

животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет,

ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с

инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла.

Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими

красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные

образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки

получаются более "живыми".

На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся

стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на

смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают

необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры

"Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся

распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые,

холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к

темному и наоборот).

Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений,

фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием

превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля

кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли,

цветы, ветки, сучки.

Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин",

"Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже-непохоже", "Ожившие

картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен

художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные

тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания,

приобретенные на уроках ИЗО.

Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся

закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных

терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.

Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия", приглашающие

участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Путешествие в

мир прекрасного, в мир природы". Этот урок воспитывает любовь детей к родной природе,

интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту

природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому

мышлению о природе в рисунках. Провожу игру: "Какая музыка звучит, какая краска

говорит?" (Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное по

настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах,

переживаниях).

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только

эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед

показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены

события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке

показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство

художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви,

восхищения своей Родиной. Беседы-диалоги с детьми о произведениях русской

классической жанровой живописи провожу по теме "Дом и его обитатели". Идея беседы

заключается в изучении того, как художник раскрывает в образе связь облика дома с

личностью и жизнью его хозяев, как в произведении искусства открывается способность

человека к эстетическому преображению окружающего нас мира. Беседы-диалоги провожу

по произведениям: В. Боровиковский. "Портрет Д. А. Державиной", П. Федотов. "Анкор, еще

анкор!", "Завтрак аристократа", В. Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом", Ф. С.

Журавлев "Перед венцом", "Модница-жена", Ф. С. Рокотов "Портрет И. И. Бецкого".

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы

являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных

занятий, расширяют кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.

Экскурсии устраиваю с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже

ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике

творческой работы художника. При организации экскурсий с учащимися четко продумываю

цели и задачи посещения выставки, выхода на природу, увязываю это с конкретным видом

учебных занятий - тематическим рисованием ("Осень в лесу", "Зимние развлечения"),

декоративным рисованием (составление узоров растительных форм), рисованием с натуры

(наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и

натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут

быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей

глубокие эстетические переживания, содействуют развитию художественного восприятия.

На уроках ИЗО я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную,

групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать

способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших

компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в

научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях,

конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих

способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору професс

Применяемые технологии:

 Технология развивающего обучения 

Технология дифференцированного обучения 

Технология игрового обучения 

Технология личностно-ориентированного обучения 

Технология саморазвития 

Информационная технология 

Здоровьесберегающая технология

Формы работы с детьми

Проводятся занятия: обучение воспитанников осуществляется в форме аудиторных

занятий в групповой и индивидуальной форме, игровых образовательных ситуаций,

совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей. А

также в форме практических занятий, концертов, творческих отчетов, участия в

конкурсах, выставках, фестивалях, посещение концертов и выставок других

коллективов, совместных походов, целевых прогулок, праздников, развлечений,

поездок, совместной занимательной деятельности в домашних условиях с

родителями.

Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и

возрастом воспитанников, расписанием дополнительной образовательной

деятельности, утвержденным приказом заведующего ДОУ.

Методика проведения предусматривает как групповые, так и индивидуальные

занятия, а так же проведение в парной форме.

Для ознакомления детей с материалом каждой темы программы педагог может

увеличить или уменьшить количество часов, ориентируясь на заинтересованность

детей и объём изучаемого материала.

Внеаудиторные занятия проводятся с июня по август в виде игр – путешествий,

экскурсий, праздников, выставок и т.п.

В работе по программе используются такие методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический,

- исследовательский.

Приёмы работы:

- игровая мотивация,

- художественное слово,

- творческое воплощение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей

программы

Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках

проводимой работы по основной образовательной программе детского сада,

проводимых в течение года.

Итогом каждого года служат:

1. Выступления детей на открытых мероприятиях.

2. Участие в тематических праздниках.

3. Контрольные занятия.

4. Итоговое занятие.

5. Открытые занятия для родителей.

6. Участие в выставках и конкурсах.

7. Отчётные мероприятия по итогам года.

Во всех этих мероприятиях демонстрируются знания, умения, навыки, полученные

в процессе обучения

Формы подведения итогов

- выступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- контрольные занятия;

- итоговое занятие;

- открытые занятия для родителей;

- отчетный концерт по итогам года.

Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков

и творческой самореолизации воспитанников.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

В этом возрасте ребенок физически крепнет, становится более подвижным.

Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация

движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной

деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать

простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются

элементы творчества во всех видах детской деятельности. Имеет возможноть

выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к

восприятию более тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной

выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а

так же воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к

творчеству.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В этом возрасте ребёнок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений,

которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. Дети этого возраста

имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и

бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги

на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами

по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с

предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять

ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием,

кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного

характера. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и

сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики. Это дает

возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе

которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические

произведения.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется

способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами

внимания и запоминания. Теперь ребенок уже может принять и попытаться

выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности,

решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится

не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным

поведением и навыками. На шестом году жизни у детей происходит развитие

тонких эмоциональных реакций на красоту окружающего мира. В этом возрасте

дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и

непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа, красивой музыки,

спектакля. Поэтому в данный период необходимо создавать условия, в которых

дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.

Теперь ребенок способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли

он с ними практически или нет. В этом возрасте продолжается рост устойчивости

внимания, развивается произвольное запоминание, у ребенка появляется

способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а

цепочку взаимосвязанных событий, что позволяет ему представлять прошлое и

будущее, выстраивать картинку роста и развития в мире живой природы, процесса

создания какой-либо вещи и т.д. Наряду с формированием интеллектуальных

знаний важнейшую задачу представляет развитие воспроизводящего,

пространственного и абстрактного воображения. В работе с детьми именно этого

возраста целесообразно использовать задания на воспроизведение образца и

работу по словесной инструкции. На шестом году жизни у ребенка появляется

способность ставить цели, касающегося как самого себя, его собственного

поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание,

восприятие и др. Поэтому дети 5-6 лет, имея накопление внутреннего багажа в

виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится

осмыслить, упорядочить и поделиться с окружающими, а также развитие

произвольности, интеллектуального и личностного развития, позволяют ему без

помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную деятельность.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Характеристикой данного возраста является произвольность поведения и

психических процессов, которые имеют решающее значение для успешности

школьного обучения, ибо означает умение ребенка подчинять свои действия

требованиям учителя. Ребенок должен не только решать поставленные задачи по

содержанию, но и заставить себя заниматься тем, что в данный момент ему и не

интересно. В данном возрасте у детей совершенствуется способность

контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций.

Развивается система устойчивых чувств и отношений, совершенствуется

произвольность восприятия (оно становится самостоятельным процессом). Ребенок

может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для

этого специфические приемы. Также формируется произвольность памяти и

внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе.

Теперь ребенок ставит перед собой особые цели - запомнить или быть

внимательным и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми

приемами управления своей памятью и вниманием. Большинство детей данного

возраста обладают сильно развитым пространственным воображением, у них

формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий

основные его закономерности. У детей6-7 лет формируется свое личное отношение

к некоторым произведениям искусства, природным явлениям и предметам,

поступкам других людей, самому себе и многому другому. Дети овладевают

навыками совместной деятельности и понимают ее преимущества. Они учатся

принимать задачи, поставленные перед ними взрослым, что постепенно

подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация направлена не

только на внутренние убеждения, но и на внешние требования, что является

важным этапом становления его деятельност



В раздел образования