Напоминание

Проект "Удивительные кубики"


Автор: Силюк Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорска"
Населённый пункт: г. Медвежьегорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Удивительные кубики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ КУБИКИ.

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 г.

Медвежьегорска»

Проект

«Удивительные кубики»

Воспитатель

Высшей категории:

Силюк О.Н.

Медвежьегорск

2020

Актуальность проекта:

Разностороннему

развитию

детей,

их

успешному

обучению

способствует применение таких методов, приемов и игр, которые способны

удерживать внимание и интерес детей. Разработка такого пособия и стала

целью данного проекта.

Тип проекта:

1.

Долгосрочный (рассчитан на учебный год).

2.

Информационно-практико-ориентировнный.

Участники проекта:

1.

Дети старшего дошкольного возраста.

2.

Родители воспитанников.

3.

Логопед.

4.

Воспитатели группы.

Цель проекта:

Создание пособия для активизации познавательной деятельности детей

и

эффективного

решения

коррекционных

задач

по

речевому

и

математическому развитию.

Задачи проекта:

1.

Повышение интереса детей к выполнению упражнений, направленных

на автоматизацию звуков.

2.

Формирование и совершенствование речевой активности детей.

3.

Повышение интереса к выполнению артикуляционной гимнастики и

дыхательных упражнений.

4.

Формирование умения составлять предложения.

5.

Развитие связной речи.

6.

Расширение словарного запаса детей.

7.

Формирование лексико-грамматических категорий в речи детей.

8.

Ознакомление детей с буквами.

9.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

10.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

11.Ознакомление детей с цифрами и математическими знаками.

12.Развитие воображения, памяти и мышления детей.

13.Вовлечение родителей в образовательный процесс.

14.Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Формы работы:

1.

ООД.

2.

Самостоятельная деятельность детей.

3.

Совместная деятельность воспитателей и детей.

4.

Совместная деятельность родителей и детей (совместное изготовление

кубиков по заданной теме).

Критерии эффективности проекта:

Проявление познавательной активности воспитанников и развитие

навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат:

1.

Создание пособия «Удивительные кубики» и картотеки игр.

2.

Повышение интереса детей к заданиям по развитию речи и

математическому развитию.

3.

Высокая эффективность решения образовательных и коррекционных

задач.

4.

Положительная динамика в освоении детьми старшего дошкольного

возраста программного материала.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный.

1.

Выбор темы проекта и его разработка.

2.

Постановка цели и задач.

3.

Изучение научно – практических и методических источников

по теме.

4.

Разработка плана совместной деятельности педагогов, детей и

родителей.

2 этап – основной. Изготовление пособия.

1.

Знакомство детей с кубиками и играми.

2.

Привлечение родителей к изготовлению кубиков.

3 этап – заключительный. Подведение итогов и анализ.

Литература:

1.

Козионова Л. В. Кубики – помощники // Логопед. 2014. № 8.

2.

Лактионова Л. А. Использование развивающих кубиков на

логопедических занятиях// Логопед. 2014. № 5.

Пособие состоит из наборов кубиков, подчиненных определенным

задачам, и картотеки игр.

Набор «Азбука»

Состоит из кубиков зеленого и синего цвета с изображениями на гранях

букв согласных и гласных звуков. Основные задачи:

1.

Запоминание образа букв и алфавита.

2.

Формирование навыка чтения.

Картотека игр:

1.

Найди такую букву. Ведущий показывает букву, дети находят ее на

кубиках и называют.

2.

Составь слово. Ведущий называет слово, дети выкладывают его из

кубиков.

3.

Выложи из палочек букву. Дети выбирают и

бросают кубик,

выкладывая из палочек букву, которая выпала на грани кубика.

4.

Близнецы. Ведущий выбирает кубик, а игроки находят кубики с

буквами, похожими на данную букву.

5.

Подружи буквы. Дети бросают сразу два кубика (с буквами

согласных и гласных звуков) и составляют слоги, прочитывая их.

6.

Алфавит. Ребенок выкладывает кубики с буквами по алфавиту.

Другой вариант: ведущий выбирает кубик, игрок выкладывает

кубики с буквами по алфавиту, начиная с выпавшей буквы.

7.

Путаница. Ведущий выкладывает перед игроками три или четыре

кубика. Дети составляют и прочитывают слово. Игру можно

проводить по командам на время. Задание могут предлагать

команды друг другу.

8.

Соседи. Ведущий выбирает кубик, бросает его, игроки находят

соседей данной буквы по алфавиту.

Набор «Слоговые кубики»

Набор состоит из кубиков, на гранях которых расположены слоги. Это

кубики синего и зеленого цвета (цвет помогает детям правильно прочитать

слоги, синий цвет - согласный звук произносим твердо, зеленый цвет-

согласный произносим мягко). Основные задачи:

1.

Формирование навыка слогового чтения.

2.

Обогащение словарного запаса детей.

3.

Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Картотека игр:

1. Прочитай слоги. Дети по очереди выбирают кубик и прочитывают

слоги на его гранях. Кубик может выбирать ведущий, игроки за

правильное прочтение получают фишки (кружочки, звездочки).

2. Собери слово. Перед игроками разложены кубики. Они выбирают

два или три кубика, составляют слово и прочитывают его. Игру

можно проводить на время или на количество составленных слов.

3. Семейка. Ведущий дает задание игрокам найти и прочитать слоги с

определенной буквой. Дети могут по очереди закрытыми глазами

выбирать кубик с буквой согласного звука, а затем находить

слоговые кубики с этой буквой и прочитывать их. За правильное

выполнение задания игроки получают фишки.

4. Слог потерялся. Ведущий выбирает кубик, игрок прочитывает слог

и добавляет еще один или два кубика со слогами, составляя целое

слово. Если другие игроки составляют с этим слогом еще слова, они

получают фишки. Кубик могут выбирать и сами игроки (например,

закрытыми глазами или из мешочка).

5. Прочитай слова. Ведущий набирает из кубиков слова, дети их

прочитывают. Игру можно проводить по командам.

6. Карусель. В центр игрового поля кладется кубик с определенным

слогом. Дети по очереди добавляют кубики со слогами так, чтобы

получилось слово на этот слог. Если ребенок затрудняется

выполнить задание, он пропускает ход.

7. Путаница. Игроки из двух и более кубиков составляют слово.

8. Цепочка.

Ведущий

набирает

из

кубиков

слово,

игроки

по

последнему слогу составляют новое слово. Игру можно проводить

по командам, указывая количество звеньев в цепочке. В конце

цепочки может быть указан слог.

9. Угадай. Ведущий загадывает загадку, дети составляют из кубиков

слово - отгадку. По указке. Ведущий называет слог, игрок находит

его на гранях кубиков и прочитывает.

Набор «Артикуляционная гимнастика»

В наборе кубики, на гранях которых расположены картинки –

символы артикуляционных упражнений:

1. Статические упражнения для губ.

2. Статические упражнения для языка.

3. Динамические артикуляционные упражнения.

Задачи:

1. Совершенствование артикуляционной и общей моторики.

2. Повышение интереса детей к выполнению артикуляционных

упражнений.

Картотека игр:

1. Выбери и покажи. Ребенок выбирает любой кубик и выполняет

артикуляционные упражнения.

2. Повтори. Ведущий или один из игроков выбирает кубик, выполняет

упражнения, остальные повторяют за ним.

3. Путешествие

язычка.

Ребенок

выбирает

кубик

и,

выполняя

упражнение, сопровождает его рассказом о приключениях язычка.

Другой игрок продолжает рассказ и выполняет упражнения.

Остальные участники одновременно выполняют упражнения.

4. Передай дальше. Ребенок закрытыми глазами выбирает кубик,

выполняет одно из упражнений и передает кубик следующему

игроку, который повторяет предыдущее упражнение и выполняет

новое. Игра продолжается.

5. Волшебный мешочек. Кубики сложены в мешочек. Ребенок

выбирает один из кубиков и выполняет упражнение.

6. Фантазеры. Ведущий выполняет упражнение, не показывая символ

игрокам. Они выполняют упражнение и фантазируют, что или кого

изобразили.

7. Сочини сказку. Ведущий выбирает один или два кубика. Ребенок

выполняет упражнения и сочиняет свою сказку о приключениях

язычка. Остальные игроки выполняют упражнения и помогают

составлять сказку.

8. Проверяй. Игрок бросает кубик, выполняет упражнение, остальные

следят за правильностью выполнения.

9. Твой ход. Ведущий выбирает упражнение, а ребенок бросает кубик

с

цифрами,

чтобы

определить,

сколько

раз

выполнить

это

упражнение.

10.

Где наш язычок? Ребенок выбирает только те упражнения,

которые соответствуют определенному положению языка.

Набор «Дыхательная гимнастика»

Набор состоит из кубиков, на гранях которых изображены предметы для

выполнения дыхательных упражнений (вертушки, перышки и т.д.). Основная

задача: развитие речевого дыхания.

Картотека игр:

1.

«Цветочек». Вдохнуть и задержать дыхание ( понюхать

цветочек ).

2.

«Перышко». Представить и сдуть перышко с ладони.

3.

«Листья летят». Вдох через нос, сдуваем листок с ладони.

4.

«Жук полетел». Сдуть бумажного жука со стола.

5.

«Вертушки». Подуть на вертушку, изображая сильный ветер.

6.

«Птичка». Подуть на бумажную птичку.

7.

«Свистульки». Учить извлекать звук из свистулек.

8.

«Сдуй снежинку». Сдуть снежинку с ладони.

9.

«Погрей руки». Вдыхаем через нос и дуем на «озябшие» руки.

Набор «Звуковички».

Состоит из кубиков синего, зеленого, красного и сине-зеленого цветов

для обозначение характеристики звуков: синий цвет – показатель твердости

звука, зеленый цвет – показатель мягкости звука, красный цвет – гласный

звук. Каждый кубик соответствует определенному звуку или звука( твердые,

мягкие). На гранях кубиков расположены предметные картинки на данный

звук, символ звука и буква, обозначающая этот звук.

Задачи:

1.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

2.

Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

3.

Формирование навыков слогового чтения.

Картотека игр:

1.

Подбери картинку. Ребенок выбирает любой кубик, называет

звук. Остальные игроки подбирают предметные картинки, в

названии которых есть данный звук. За каждую правильно

подобранную картинку дети получают фишки.

2.

Звуковое лото. Каждый игрок выбирает себе кубик, называет

звук.

Ведущий

показывает

предметные

картинки,

игроки

выбирают только те, в названии которых есть данный звук.

3.

В гости к Тиму и Тому. Ребенок выбирает кубик, называет звук

и кладет кубик в корзинку к Тому (если звук твердый ) или к

Тиму (если звук мягкий ).

4.

Звонкий – глухой. Дети выбирают кубики, называют звуки, а

затем соответственно раскладывают кубики на две группы:

звонкие и глухие. За каждый правильный ответ ребенок

получает фишку, выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

5.

Позови

звуки

домой.

Ведущий

называет

слово.

Ребенок

подбирает кубики с нужными звуками, составляя «звуковое»

слово.

6.

Расшифруй. Ребенок из кубиков составляет «звуковое» слово, не

называя его. Остальные игроки по очереди характеризуют

каждый звук и обозначают его нужной буквой. В этой игре

можно использовать кубики из набора «Азбука».

7.

Подружи звуки. Ребенок бросает кубик с гласными звуками,

называет звук. Затем выбирает любой кубик с согласными

звуками, называет звук и образует два слога.

8.

Ромашка. В центр кладется кубик с гласными звуками. Игроки

по очереди выкладывают вокруг кубики с согласными звуками.

Затем

по очереди «прочитывают» слоги. Затем кубики

переворачиваются, и игра продолжается.

9.

Найди лишнюю картинку. Ведущий кладет в центр кубик с

определенным звуком, вокруг раскладываются предметные

картинки, в названии которых есть данный звук, и «лишние»

картинки, в названии которых этого звука нет. Игроки по

очереди убирают лишние картинки. За правильные ответы дети

получают фишки.

10.Зашифруй. Ведущий называет каждому игроку слово, дети, не

называя его, составляют «звуковое» слово из кубиков. Затем

игроки меняются местами и из кубиков «Азбука» составляют

слова.

Набор «Фразовый конструктор»

Набор состоит из кубиков, на гранях которых расположены картинки

с изображением:

1.

Разнообразных предметов, героев (имена существительные).

2.

Символов для обозначения действий (например, карандаш –

рисовать, писать, губы – говорить, ножницы – разрезать ).

3.

Символов для обозначения слов-признаков (цвета, размер и т.

д.).

4.

Символов для обозначения предлогов.

Задачи:

1.

Развитие связной речи.

2.

Формирование навыков правильного употребления лексико-

грамматических категорий.

3.

Обогащение словарного запаса детей.

Картотека игр:

1.

Составь предложение. Ребята составляют предложение по

выбору.

2.

Напечатай.

Ведущий

называет предложение, ребенок

выкладывает его с помощью кубиков, «прочитывая».

3.

Добавь

еще.

Первый

игрок

составляет

из

кубиков

предложение, остальные по очереди добавляют кубики,

распространяя предложение.

4.

Слово

потерялось.

Ведущий

выкладывает

кубики,

дети

добавляют

недостающие

кубики,

чтобы

составить

предложение.

5.

Путаница. Ведущий выкладывает несколько кубиков. Игроки

составляют из них предложение.

6.

По схеме. Каждый игрок выбирает произвольную схему и

составляет по ней из кубиков предложение.

7.

Кто больше? Дети по очереди составляют из кубиков

предложения. Из игры выбывает тот, кто не сможет этого

сделать.

8.

Карусель. Ведущий кладет в центр кубик с изображением

какого-нибудь героя, предмета. Дети по очереди составляют

предложения с этим героем.

9.

Придумай рассказ. Первый игрок или ведущий составляют

предложение, выкладывая его из кубиков. Следующие игроки

составляют предложения по этой теме так, чтобы получился

рассказ.

10.Маленькое

слово.

Ведущий

выкладывает

из

кубиков

предложение, пропуская кубик с изображением символов

предлогов. Ребенок добавляет кубик, называя предложение.

11.Опиши предмет. Ведущий выбирает кубик с изображением

какого-нибудь предмета. Дети подбирают к нему слова -

признаки (кубики), составляя словосочетания.

Набор «Математика»

В набор входят кубики с изображением цифр, математических знаков,

чисел второго десятка.

Задачи:

1. Запоминание образа цифр.

2. Формирование навыков счета.

3. Закрепление знаний состава чисел в пределах 10.

Картотека игр:

1. По порядку. Дети по заданию ведущего располагают кубики с

цифрами по порядку.

2. Состав числа. Ведущий бросает кубик, выбирая число. Игроки по

очереди выкладывают из двух кубиков состав этого числа.

3. От большего к меньшему. Игроки располагают кубики с цифрами

от 10 до 1.

4. Сосчитай. Первый игрок выкладывает из кубиков выражение,

следующий игрок находит его значение и составляет свое.

5. Реши задачу. Ребенок выбирает сюжетную картинку, составляет

по ней задачу и выкладывает с помощью кубиков решение.

Набор «Веселая грамматика»

Набор состоит из кубиков, на гранях которых расположены картинки

для игр:

1.

«Один – много».

2.

«Назови ласково».

3.

«Чей? Чья? Чье?».

4.

«Подбери признаки».

5.

«Подбери родственные слова».

6.

«Назови детенышей».

Задачи:

1.

Упражнение в правильном употреблении сформированных

грамматических категорий.

2.

Целенаправленная активизация отработанной лексики.

3.

Закрепление речевых навыков.

Пособие «Удивительные кубики» многофункционально, его

можно

использовать и на занятиях, и в свободной деятельности. Игры с кубиками

нацеливают

детей

на

активную

работу,

значительно

повышают

познавательный

интерес,

помогают

эмоционально

разнообразить

привычные игры и упражнения, дают детям заряд положительных эмоций.

Использование в работе таких кубиков способствует более эффективному

решению коррекционных задач.



В раздел образования