Автор: Артеева Надежда Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредствам обучения коми разговорной речи
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 общеразвивающего вида»
МДОУ «Детский сад №2»
Г.Ухта
Обобщённый педагогический опыт воспитателя
Надежды Дмитриевны Артеевой
Тема: «Развитие познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста посредствам обучения
коми разговорной речи»
Ознакомление с культурой коми народа – очень сложная и актуальная
задача, особенно, когда речь идет о дошкольниках. Посещение городских и
районных методических объединений по народной культуре, изучение опыта
коллег из других дошкольных учреждений натолкнули меня на мысль о
возможности эффективного развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста.
Актуальность
данной
проблемы
обусловлена
современными
тенденциями развития российской системы дошкольного образования,
работы
в
соответствие
с
Федеральным
государственным
стандартом
дошкольного образования, который направлен на воспитание целостной
личности, знающей и любящей свою малую родину. Благодаря современным
требованиям, всей системе образования Российской Федерации характерна
этнитизация содержания, связанного с проблемой приобщения детей к
национальной
культуре.
Благодаря
этому
возрождается
отношение
к
старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам
самое ценное из своих культурных достижений.
Задачи исследования:
1.
Разработать перспективное планирование по ознакомлению с
культурой коми народа.
2.
Осуществить
диагностику
детей
по
этнокультурному
воспитанию.
3.
Формировать познавательный интерес старших дошкольников
посредствам этнокультурного воспитания.
4.
Формировать эмоционально- положительное отношение к коми
культуре.
1 этап. Диагностический. Октябрь 2018 г.
Первичная диагностика предполагала выявление уровня развития
познавательного интереса воспитанников к культуре и традициям коми
народа.
Диагностика проводилась на базе МДОУ в старшей группе. Метод:
педагогическое наблюдение. Характеристика континента воспитанников: 22
ребенка 5-6 лет. С 2 лет с детьми проводится работа по изучению коми языка.
Педагогическое
наблюдение
за
воспитанниками
показало,
что
познавательный интерес детей несколько снижен. Дети затруднялись
отвечать на вопросы, не всегда проявляли интерес и активность. Нам удалось
выявить
следующие
причины
снижения:
невозможность
применить
полученные знания на практике (нет носителей языка), сложности в
запоминании новых речевых оборотов.
Для устранения данных причин, мною были организованы следующие
мероприятия:
1.
приглашение носителей языка на занятия с воспитанниками (1 раз
в месяц)
2.
общение с детьми в режиме дня преимущественно на коми языке
(ежедневно);
3.
индивидуальная работа с воспитанниками с использованием НРК
(ежедневно).
4.
Побуждение детей к активной разговорной речи (ежедневно).
5.
Расширение коми уголка в группе, внесение новых атрибутов и
игрушек (по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в 2
недели).
6.
Регулярное
посещение
социальных
партнеров
(посещение
выставок, фестивалей, экспозиций, на национально-региональную
тематику)
7.
Регулярное проведение фестиваля коми игр (1 раз в 3 месяца)
8.
Привлечение контингента родителей на занятия, побуждение
родителей на поощрение детей, демонстрирующих свои новые
способности.
В мае 2019 года была проведена повторная диагностика. Результаты
отразили положительную динамику развития познавательного интереса. Во
время беседы с воспитанниками удалось выяснить, что больше всего интерес
вызывали нетрадиционные приемы работы: фестиваль коми игр, выставки и
посещения центра коми культуры. Кроме этого, дети отметили, что родители
стали чаще интересоваться их успехами в изучении коми языка. Так же было
отмечено, что общение в режиме дня поначалу было сложным для
понимания, но, постепенно, стало привычным.
Заключение: Таким образом, я пришла к выводу, что изучение коми
языка в детском саду можно сделать более интересным и информативным.
Мною отмечено, что к концу года у детей значительно расширился
словарный запас. Воспитанники чаще стали проявлять любознательность и
творческую активность.