Напоминание

"Профилактика жестокого обращения с детьми "


Автор: Ходунова Алена Дмитриевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ
Населённый пункт: Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика жестокого обращения с детьми "
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Специалисты

службы

про

профилактике

социального

сиротства,

иногда

в

своей

работе

сталкиваются

с

семьями,

где

родители

жестоко

обращаются с несовершеннолетними детьми.

Жестокое

обращение

с

детьми

является

глобальной

проблемой

с

серьезными пожизненными последствиями.

Жестокое

обращение

не

сводится

только

к

избиению.

Не

менее

травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения,

необоснованная

критика.

Кроме

того,

это

может

быть

отвержение,

холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что

ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена

тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни,

и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов

воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы

личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный

опыт,

делает

первые

наблюдения

и

учится

как

себя

вести

в

различных

ситуациях. И для того, чтобы воспитание в семье было более эффективным

необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Ребенка следует любить таким, каков он есть.

2. Для ребенка важны не слова, а то, с какой интонацией они были

сказаны.

3.

Необходимо

знать

особенности

возраста,

что

поможет

избежать

извечного

конфликта

«отцы

и

дети»

и

даст

возможность

выбрать

оптимальные методы воспитания.

4.

Важно

уметь

слышать

то,

о

чем

говорит

ребенок,

не

делать

поспешных выводов.

5. Нужно научиться правильно, наказывать ребенка за совершенный

поступок, не унижая его личность.

6. Прежде чем делать выводы по замечаниям чужих людей в адрес

ребенка, нужно его выслушать, понять причины, не бояться «потерять лицо»

в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребенка.

7.Стремиться быть примером своему ребенку.

8. Детям не нужен тотальный контроль, им необходимо искреннее

соучастие родителей в их жизни.

9.Необходимо чаще говорить с детьми о жизни, об ошибках, так как

никто от них не застрахован.

10. Нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями с самим

собой.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка

заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном

окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым.

Влияние воспитания на развитие личности

Решая вопросы воспитания, следует помнить, что существует немалое

количество моделей воспитания, которые зависят от средств, целей и форм

предполагаемого

воздействия

на

личность.

Например,

существует

религиозное

и

светское,

демократическое

и

авторитарное,

интернациональное и национальное и так далее.

Главным остается вопрос цели воспитания. Не осознавая его целостной

задачи, невозможно правильно воспитать ребенка. Л. Н. Толстой полагал, что

любое вмешательство в жизнь ребенка может иметь смысл только в том

случае,

если

оно

способствует

развитию

индивидуальности,

раскрытию

талантов и устранению любых факторов, препятствующих гармоничному

внутреннему развитию.

Работа над собой, помощь в процессе становления личности человека

— вот задачи воспитания в семье. Если в результате человек находит себя в

окружающем мире, а не беспрерывно ограничивается жестким воздействием,

от воспитания будет толк.

Задачи семейного воспитания

Важнейшей задачей семейного воспитания является подведение ребенка в

самостоятельной работе над собой на протяжении всей жизни, к умению

пользоваться даром внутренней свободы. Нередко родители, ограничивая

свободу

ребенка,

оказываются

правы,

но

они

должны

помнить,

что

искусственно усиливать давление не нужно: такое воздействие имеет смысл

только в том случае, если обучает ребенка владеть собственной свободой и

ценить

ее,

а

также

в

полной

мере

контролировать

свои

силы.

Задачи

воспитания не так просты — взять, например, вопрос дисциплины. Если

ребенка с детства приучили к тому, что у него есть много прав, но нет

никаких

обязанностей,

это

не

только

говорит

о

неумении

родителей

воспитывать, но также способно привести к сложностям в самостоятельной

жизни ребенка в будущем.

Место дисциплины в воспитании

Задача семьи — приучить ребенка к его обязанностям с самого детства.

Никогда не задумывались, почему сейчас большая часть молодежи склонна к

легкому,

зачастую

даже

преступному

заработку?

Это

все

последствия

неправильного воспитания: в детстве этих людей не обременяли трудами и

заботами, полностью их обеспечивая. Если ребенку все позволено, и при

этом

он

ни

за

то

не

несет

ответственности,

он

со

временем

начинает

«командовать» своими родителями.

Задачи воспитания состоят в том, чтобы разграничить принятие дисциплины

и обязательных правил и попытки навязать ребенку свой взгляд на мир, свои

вкусы, настроения, чувства и переживания. Важно, чтобы перед глазами был

хороший пример: семья должна следовать единым правилам. Также важно,

чтобы

родители

стремились

понять

точку

зрения

своего

ребенка,

его

интересы

и

вкусы.

У

каждого

в

семье

должны

быть

свои

обязанности,

которые способны закрепить в человеке чувство собственной значимости,

чувство ответственности. Также задачи воспитания состоят в том, чтобы

создать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те

свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально

перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно

больший след.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали

взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами

в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало

прежде

всего:

какая-то

особая

атмосфера

родного

дома,

связанная

со

многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы

переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями.

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены

семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не

остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность

других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с

другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не

скрывают, а пытаются их разрешить. Семья, таким образом, превращается в

мир, в котором отражается вся жизнь, и где все трудности преодолеваются с

помощью всех членов семьи. И, несмотря на потери и кризисные ситуации,

которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к

новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже

возрастает.

Нет никаких сомнений

в том, что

семья, как правило, является лучшей

средой

для

воспитания

детей,

а

часто

и

прочным

эмоциональным

"убежищем"

для

взрослых.

Усилия

помочь

семье

в

решении

ее

экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время

более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и

устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого

ребенку

постоянными

ссорами,

грубостью,

упреками,

взаимными

обвинениями родителей.

Любой ценой сохранить семью ради ребенка - это не всегда лучшее решение

для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с

ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и

ребенок в таких случаях становится более спокойным.

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить

жестокость по отношению к ребенку:

противоречивые,

путаные

объяснения

причин

травм

у

ребенка

и

нежелание внести ясность в происшедшее;

позднее

обращение

за

медицинской

помощью

или

инициатива

обращения за помощью исходит от постороннего лица;

обвинение в травмах самого ребенка;

неадекватность

реакций

родителей

на

тяжесть

повреждения,

стремление к её преувеличению или преуменьшению;

отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

невнимание,

отсутствие

ласки

и

эмоциональной

поддержки

в

обращении с ребенком;

обеспокоенность

собственными

проблемами,

не

относящимися

к

здоровью ребенка;

рассказы о том, как их наказывали в детстве;

признаки

психических

расстройств

в

поведении

или

проявлении

патологических

черт

характера

(агрессивность,

возбуждение,

неадекватность и др.).

Родителям о наказании

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им

дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем

любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он

чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а

порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям.

И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу

возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже

владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей

любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у

родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но

будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока

проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое

оформление

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление

ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной.

Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам,

призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку

грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата

крупного штрафа.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов,

воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за

детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка,

приюты и пр.).

Лишение родительских прав(ст. 69 Семейного кодекса РФ). Эта мера может

быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции

процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее,

нежели процедура по их лишению.

Памятка для родителей

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1.

Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации,

сопряженной с риском для жизни.

2.

Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен

воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.

Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов

людей, которым вы доверяете.

4.

Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих

достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.

Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте

вместе с ним.

6.

Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших

выйти из трудной жизненной ситуации.

7.

Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым

физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные

пути решения возникшей проблемы.

8.

Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически,

запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.

Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в

отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше

с этим человеком.

10.

Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным

проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял

ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.

Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у

него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13.

Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как

будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14.

Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и

чужими людьми.

15.

Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16.

Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и

жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17.

Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную

ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза

вины и ответственности.



В раздел образования