Автор: Маркина Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: г.Ессентуки Ставропольский край
Наименование материала: Познавательный проект «Разноцветный мир»
Тема: сенсорное развитие
Раздел: дошкольное образование
Познавательный проект «Разноцветный мир»
Автор проекта:
Маркина М.В. -воспитатель МБДОУ № 8 «Зоряночка».
Целевая группа:
Проект предназначен для детей от 3 до 4 лет.
В работе по проекту участвуют:
- дети от 3 до 4 лет;
- воспитатель;
- родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий
По числу участников – групповой
Длительность проекта: Долгосрочный проект с сентября 2020г. по май 2021 г.
Целевой раздел
Пояснительная записка:
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать
познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте
усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на
учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет
расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать
условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить
уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего
возраста
Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной
на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста
Задачи проекта:
1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному
развитию детей;
2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
Форма занятий
1. Дидактические игры
2.Создание центра сенсомоторный уголок в группе;
3.игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
4.развлечения;
5.игровые сеансы "Предметы вокруг нас";
6.игровые сеансы "Наши помощники";
Формы подведения реализации проекта
Сценарий праздника- развлечение «шарики воздушные – очень непослушные
Возрастные особенности психофизического развития детей 3-4 лет
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность
ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической
(знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном
опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу
ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре
происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет
воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения,
создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Содержательный раздел
Актуальность проекта:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые
познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность
ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической
(знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе
раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей
действительности,
служит
основой
познания
мира.
Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.
Методы, используемые на занятиях проектной деятельности:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные.
Организационно-методические обеспечение программы
Изучение педагогического опыта по проблеме; изучение
основных методических требований к использованию метода проектов в образовательном
пространстве ДОУ; определение целей и задач работы
Прогнозируемый результат:
• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и
игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания
по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в
изготовлении
пособий
и
оборудования
по
сенсорному
развитию.
Средства, необходимые для реализации программы проекта:
-Дидактические игры и упражнения
-Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация)
- Игровая деятельность
Организационный раздел
Перспективный план проекта
Дата
Тема занятия
Сентябрь
1 неделя
«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие
Отверстия»
Учить детей обращать внимание на форму предметов, знакомя их со
способами обследования предметов разной формы (квадратной,
круглой, учитывать это свойство при выполнении элементарных
действий с игрушками, закрепить знания геометрических фигур;
закрепить понятия «большой», «маленький»;
2 неделя
«Нанизывание больших и маленьких колец на стержень»
Формировать представление о величине предметов, учитывать её при
выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно
ориентироваться на слова большой маленький. Закрепить
представление о круглой форме. Воспитывать произвольный интерес
к занятиям
3 неделя
«Складывание двухместной матрёшки»
Открывать и закрывать матрёшку, выкладывать и вынимать
предметы.
4 неделя
«Раскладывание однородных предметов разной величины на две
группы»
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов,
примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова "такой", "не
такой", "большой", "маленький".
Октябрь
1 неделя
Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на
две группы
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов,
примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова "такой", "не
такой", "большой", "маленький".
2 неделя
Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две
группы
Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и
различия цвета однородных предметов
3 неделя
Нанизывание колец, убывающих по величине
Обогащать зрительно осязательный опыт малышей. Развивать мелкую
моторику.
4 неделя
Складывание трёхместной матрёшки
Открывать и закрывать матрёшку, выкладывать и вынимать
предметы.
Ноябрь
1 неделя
Размещение круглых вкладышей разной величины в
соответствующих отверстиях
Закреплять умение группировать по величине однородные и
соотносить разнородные предметы
2 неделя
Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в
соответствующих гнёздах
Закреплять умение группировать по величине однородные и
соотносить разнородные предметы
3 неделя
Размещение резко отличных по форме вкладышей в
соответствующих отверстиях
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов,
примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова "такой", "не
такой", "большой", "маленький".
4 неделя
Размещение более близких по форме вкладышей в
соответствующие отверстия
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов,
примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова "такой", "не
такой", "большой", "маленький".
Декабрь
1 неделя
Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на
две группы
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов,
примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова "такой", "не
такой", "большой", "маленький".
2 неделя
Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов
Продолжать формирование у детей простейших приемов
установления тождества и различия цвета однородных предметов.
3 неделя
Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в
соответствии с их цветом
Продолжать формирование у детей простейших приемов
установления тождества и различия цвета однородных предметов.
4 неделя
Солнечный круг
Закреплять знание у детей цвета и формы
Январь
2 неделя
Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных
Продолжать формирование у детей простейших приемов
установления тождества и различия цвета однородных предметов
3 неделя
Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в
соответствующих отверстиях
Закреплять умение группировать по величине однородные и
соотносить разнородные предметы
4 неделя
Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из
Четырёх
Закреплять умение группировать по величине однородные и
соотносить разнородные предметы
Февраль
1 неделя
Сделаем кукле бусы
Формировать у детей умение группировать по цвету, учить
нанизывать бусы на нитку, получать удовольствие от взаимопомощи
и действий.
2 неделя
Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»
Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных
предметов и может быть использован для их обозначения. Развивать
мелкую моторику рук.
3 неделя
Выкладывание из мозаики на тему « Домик и флажки»
Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных
предметов и может быть использован для их обозначения. Развивать
мелкую моторику рук.
4 неделя
Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»
Учить выбирать краски двух заданных цветов из четырех
предложенных. Закреплять умение рисовать мазками
Март
1 неделя
Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»
Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных
предметов и может быть использован для их обозначения. Развивать
мелкую моторику рук.
2 неделя
Помоги куклам найти свои игрушки
Закрепить у детей знания об основных цветах: красный, желтый,
синий.
Учить подбирать предметы по цвету
3 неделя
Нанизывание больших и маленьких бус
Учить детей различать предметы по форме
4 неделя
Ёжики
Научить детей подбирать предметы, ориентируясь по цвету, по показу
и по словесному обозначению
Апрель
1 неделя
Рисование красками на тему «Огоньки ночью»
Учить выбирать краски двух заданных цветов из четырех
предложенных. Закреплять умение рисовать мазками
2 неделя
Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
Продолжать обучать детей самостоятельно выбирать заданный цвет
на 4 предложенных. Учить правильно, держать кисточку, воспитывать
желание рисовать красками
3 неделя
Рисование красками на тему «Апельсин»
Продолжать обучать детей самостоятельно выбирать заданный цвет
на 4 предложенных. Учить правильно, держать кисточку, воспитывать
желание рисовать красками
4 неделя
Нанизывание бус разной формы
Учить детей различать предметы по форме
Май
1 неделя
Сделай узор
Развивать у детей интерес к рисованию элементов узора пальчиками
2 неделя
Понимание пространственных отношений предмета в групповой
комнате «наверху – внизу».
Формирование понимания пространственных отношений между
предметами и освоение специальных слов
3 неделя
Понимание пространственных отношений предмета в групповой
комнате «Далеко – близко».
Формирование понимания пространственных отношений между
предметами и освоение специальных слов
4 неделя
Развлечение «шарики воздушные – очень непослушные
Воспитывать культуру общения, эмоциональную
отзывчивость, развивать эстетический вкус.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
Месяц
Форма работы
Сентябрь
Консультация «Развиваемся и взрослеем в игре».
Октябрь
Наглядная информация «Сенсорные игры для малышей».
Ноябрь
Памятка «Актуальность сенсорного развития детей младшего
возраста».
Декабрь
Консультация «Развитие сенсорного восприятия».
Январь
Беседа «Учить цвета легко и просто».
Февраль
Конкурс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию
своими руками».
Март
Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей через
дидактические игры».
Выставка для родителей «Дидактические игры по сенсорному
развитию детей 3-4 лет».
Апрель
Наглядная информация «Как знакомить детей с сенсорными эталонами
дома».
Май
Праздник- Развлечение с родителями «шарики воздушные – очень
непослушные
Методическая литература:
1.Г. И. Винникова «Занятия с детьми 3 лет»
2.О. Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей
раннего возраста» Методическое пособие г. Москва 2006 г 3.«Воспитание сенсорной
культуры ребёнка» Л.А. Венгер
4.«Развёрнутое перспективное планирование» по программе «Детство»
5. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»
6.Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
7.Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»
8.«Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. 4. Г.
Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 1998г.
Приложение
Развлечение для детей
«Шарики воздушные очень непослушные»
Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной
отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.
Познавательное развитие:
1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий,
зеленый, желтый.
Физкультурное развитие:
1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять
умение становиться в круг.
Социально- коммуникативное развитие:
1Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со
взрослыми.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.
Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий,
зеленый, желтый, дудочка).
Действующие лица: воспитатель, родители (мамы) и дети, музыкальный
руководитель.
Ход развлечения:
Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придут гости, а мы спрячемся за ширму
и посмотрим кто это?
В группу входят мамы с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.
Мама : - А где дети?
Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н.
Кругляк.
Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти?
Где же деток мне найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут,
И со мной играть начнут!
Мама играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно
пляшут.
Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: - Наши мамочки! .
Мамы : Здравствуйте дети! Мы пришли с вами играть и веселится. Мы
загадку загадаем, но о чем она не знаем. Помогите нам её отгадать .
Я большой, но пустой.
Взлечу в небо над землей.
И не гордый, но надутый,
Ниткой толстою опутан.
Я с детьми всегда был дружный,
И зовусь я.
Дети: Шар воздушный.
Воспитатель: - Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим, но
сначала шарики надо надуть.
Мама:
Чтобы не было нам скучно,
Я забаву отыщу:
Я надую шар воздушный
И на волю отпущу.
(Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них). Мамы
дарят детям готовые шары.
Игра-хоровод вместе с мамами «Воздушный шар» (2-3раза) .
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел.
Ш-ш-ш-лопнул.
Воспитатель:- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных
шаров. Как весело играете с ними.
Воспитатель: -
Легкий шарик мой воздушный,
Дернул нитку не послушно.
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».
Дети бросают шары и бегут за ними.
Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарили вам
мамочки. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик)
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.
Игра «Найди свой цвет»
Дети по сигналу воспитателя находят маму с шариком такого же цвета
как у них. И это, конечно, их родная мамочка.
Воспитатель:
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары.
Все подбрасывают шары вверх и веселятся под музыку. После праздника
мамочки должны забрать детей домой.