Автор: Васильева Светлана Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №576
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация групповой работы в начальной школе
Раздел: начальное образование
Работа в группе как средство формирования универсальных
учебных действий
Современный темп жизни, обилие информации диктуют новые требования к
компетентности выпускника школы. В Федеральном компоненте государственного
стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-
ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Изменились и
основные цели и задачи образования. Результатом обучения должна стать готовность
детей к постоянному самостоятельному постижению знаний, овладению общеучебными
умениями, которые обеспечат им успешность в будущем. Это означает, что современное
образование должно давать не только фактические теоретические знания, которые
понадобятся в будущем взрослому, но также умение быстро ориентироваться,
способность постоянно обучаться, быть деятельным, активным и коммуникабельным.
Основной задачей начального образования является актуальное и активное
самостоятельное исследование окружающей жизни. Традиционные методы обучения не
всегда справляются с этой задачей. Современный образовательный процесс уже
невозможен без применения информационных и коммуникативных технологий, без
сочетания традиционных средств и методов обучения с новыми технологиями построения
урока.
Наилучшие условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке
создают групповые формы работы. Именно они позволяют ребенку активно и
самостоятельно исследовать окружающий мир, уметь адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни, сформировать способность самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.
Основная цель групповой работы – развитие коммуникативных навыков учащихся,
развитие самоконтроля, волевых качеств, познавательного интереса. Дети открывают
знания совместными усилиями, решают проблемы сообща.
Кроме того, ценность групповой работы заключается в совместном творчестве,
сотрудничестве с одноклассниками, сохранении работоспособности и доброжелательного
настроя внутри детского коллектива, в формировании собственной точки зрения,
уважительного отношения к мнению других. Групповое обучение способствует развитию
социально-значимых отношений между учащимися, формированию детского коллектива,
положительного отношения к школе.
В процессе групповой работы можно выделить несколько этапов:
1.
Самоопределение ребенка в группе.
2.
Процесс исследования учебной задачи
3.
Итог работы, представление результатов
4.
Рефлексия
Основными средствами работы учителя являются определение направления движения
работы группы, контроль за работой, анализ результатов и рефлексия. Учитель оценивает
работу группы в конце занятия. Функции педагога сводятся к следующему:
объяснение цели предстоящей работы;
комплектование групп;
контроль за ходом групповой работы;
участие в работе групп, комментарии к заданиям;
в конце занятия учитель делает выводы, дает оценку работе учащихся.
Одной из самых первых и распространенных форм групповой работы является
работа в парах. С первых дней обучения детей в школе, использование этой формы
приучает их к сотрудничеству. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за
одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее.
У них повышается интерес к этим упражнениям. Это могут быть взаимопроверки,
взаимодиктанты, взаимопомощь. При работе парами дети приучаются внимательно
слушать ответ товарища, учатся говорить, доказывать. Работа в парах может быть
использована с различными целями: выработки предметных умений, отработки навыков,
творческого применения знаний, обучению учащихся контролю, оценке. После отработки
навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов
разделения существует множество:
1.
По желанию;
2.
Случайным образом, рандомно;
3.
По выбору «лидера группы»;
4.
По выбору учителя.
Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы. Это
«Умницы и умники», «Мозговой штурм», «Мяч», «Викторина», технология «Scrum» и
другие.
Работа в группах осуществляется с соблюдением определённых правил.
1.
Работать по алгоритму;
2.
Соблюдать временные рамки;
3.
Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику
безопасности;
4.
Относиться к товарищам доброжелательно.
Групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Повышается
учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха
оказаться неуспешным. Дети оказывают друг другу взаимоподдержку. Повышается
эффективность усвоения. Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Групповой работе надо
сначала научить. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При
непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться
результатами труда более сильных одноклассников.
Работа в группе позволяет регулировать индивидуально нагрузку, сложность материала .
Возможность самостоятельно сравнить и оценивать свою работу и работу товарища,
позволяет развивать корректную самооценку, интерес к предмету, облегчает запоминание
изучаемого материала. Обеспечивает условия для овладения детьми такими сложными
умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Групповые формы обучения можно
использовать как на уроках русского языка, так и литературного чтения, математики,
окружающего мира.
Групповые формы работы позволяют:
Активизировать познавательные навыки детей;
Развивать регулятивные навыки;
Развивать коммуникативные навыки.