Автор: Алексеева Наталья Викторовна
Должность: преподаватель по классу гитару
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль репертуара в обучении агре на гитаре младших школьников"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ
М.А.БАЛАКИРЕВА»
(МБУ ДО Волгограда «ДШИ им.М.А. Балакирева»)
Роль репертуара а обучении игре на гитаре младших
школьников
Методическая разработка
Преподаватель Алексеева Н.В.
Волгоград 2019
2
Начальное
музыкальное
образование,
осуществляемое
в
ДШИ,
является особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель
которого состоит в подготовке образованных музыкантов – любителей
(слушателей и исполнителей) и предпрофессиональное обучение наиболее
одарённых учащихся. Приобщение к музыкально – исполнительскому
искусству, как важнейшей составляющей музыкальной культуры, является
необходимым условием полноценного развития личности обучающихся, их
творческого, эстетического и художественного потенциала.
Предмет «Музыкальный инструмент домра» предполагает проведение
индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения
создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью
всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств,
позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической
практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует
применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным
достоинством индивидуального и дифференцированного обучения является
то, что они позволяют полностью адаптировать содержание, методы и темпы
учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его
действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя
необходимые коррекции в деятельность ученика.
Важнейшим фактором успешного обучения и воспитания детей
является подбор репертуара. В словаре музыкальных терминов «репертуар -
это: (фр.repertoire – перечень, список) - совокупность произведений,
исполняемых отдельными исполнителями или коллективами, а также
предназначенных для исполнения определёнными составами исполнителей
или солистами». От умения педагога правильно спланировать, целесообразно
подобрать
учебно–педагогический
репертуар,
наметить
перспективу
развития ученика на весь период обучения, зависит будущее юного
музыканта.
Ведь
без
педагогического
руководства
никакие
самые
замечательные дарования не смогут себя проявить. Воспитание хорошего
музыканта, исполнителя – это плод огромного труда и воли преподавателя и
ученика, природные данные которого он умело и чутко развивает, результат
их совместного творчества. «Хорошему материалу нужен хороший портной»,
- образно отвечал выдающийся советский педагог П.С.Столярский людям,
пытавшимся объяснить достижения учащихся лишь их талантом. Правильно
подобранный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося,
побуждает
его
к
творческим
поискам,
развивает
в
ученике
самостоятельность.
Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие
учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить,
какие виды техники развиты у учащегося, в той или иной степени.
Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в
подборе
репертуара,
способствующего
оптимальному
техническому
совершенствованию учащегося. Существует два главных аспекта подбора
3
репертуара,
связанные
с
педагогической
диагностикой.
Первый
—
установление индивидуальных технических возможностей учащегося в
начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:
обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;
насколько легко он поддается обучению тем или иным техническим
приёмам; какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники
развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты). Второй аспект —
педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение
его индивидуальности под этим углом зрения — период длительных занятий.
Основной контингент детской школы искусств – это дети от 6 до 15
лет с разным уровнем развития, индивидуальными психологическими
особенностями. Естественно, что в первую очередь педагога привлекает
такой ученик, который обладает не только хорошими творческо – слуховыми
данными, но и быстро, интересно развивается в исполнительской сфере. Есть
и
такие
учащиеся,
которые
обладают
хорошей
музыкальной
восприимчивостью, но ограниченно поддаются техническому развитию или
дети, у которых эмоционально – слуховые и двигательно – технические
способности развиваются замедленно. Поэтому педагогу очень важно найти
индивидуальный подход к каждому своему воспитаннику, « ухватить» в нём
ценное зерно, которое в первую очередь надо развивать, и, учитывая
психофизиологические возрастные особенности учащихся, грамотно и
компетентно подходить к вопросу его воспитания как музыканта.
Следует
также
учитывать
психологические
особенности
школьников.
Условно дети делятся на младших(6-10 лет) и старших (11-15 лет):
Младшие (1-3 классы) - не умеют анализировать, им присуще яркая
эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное
на все новое. Слабость тормозящих процессов, внимание удерживается лишь
30-35 мин. Для них весь материал следует преподносить в форме игры.
ТРУДНО:
выполнять школьный режим; привыкнуть к официальным,
нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать
работу. Капризность, упрямство встречаются еще часто. Интересы не
устойчивы; есть к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять. Для этого
следует делать различные подтекстовки к мелодиям. (Артоболевская).
Старшие (4-8 класс) – бурный, не равномерный рост ребенка во всех
отношениях.
Быстро
развивается
понятийное
мышление,
смысловая,
логическая память. А также развитие волевых черт: настойчивость, умение
преодолевать преграды, начинает чувствовать себя взрослым и чувствителен
к оценкам взрослых.
И здесь в руках педагога имеется главнейший фактор развития
будущего исполнителя – правильно подобранный репертуар. В основе
подбора
репертуара
и
составлении
индивидуальных
планов
важно
«изучение»
каждого
конкретного
ученика:
характер,
достоинства
и
недостатки, уровень общего развития, среду и домашние условия, в которых
он живёт, музыкальные возможности и уровень его исполнительского
4
развития. Эти перечисленные данные позволят педагогу яснее определить
путь работы с обучающимся, направленность педагогического процесса,
исполнительские, художественные и воспитательные задачи. «Надо видеть
не только ученика в целом, но и направление … развития,… тогда можно
планировать и формировать ученика…», - говорил известный педагог
Ю.И.Янкелевич.
Но
не
всегда
в
ходе
обучения
приходится
придерживаться
выработанного плана. Бывает, что намеченное оказывается ненужным, так
как обучающийся уже перерос поставленные ему рамки, или наоборот,
слишком сложным оказался план для выполнения. Ведь степень трудности
произведений
должна
соответствовать
уровню
возрастного,
интеллектуального и исполнительского развития ученика, в особенности для
ученика со средними способностями. Для такой категории детей даже
незначительно завышенный по трудности репертуар является сложным,
перегружает и переутомляет нервную систему и психику детей. И здесь
решающую роль играет педагогическая гибкость, от которой зависит
половина успеха в развитии юного исполнителя. Педагогический опыт даёт
неопровержимые
доказательства
удивительной
пластичности
нервной
системы человека. Под воздействием воспитания, среды, опыта, а также в
связи
с
возрастными
изменениями
происходят
огромные,
порой
поразительные
сдвиги
в
развитии
способностей,
навыков,
умений,
необходимых для успешного обучения и творческой деятельности. Ведь
музыканта нельзя принуждать – его можно увлекать творческим горением,
любовью к искусству, разумностью методов развития исполнительского
мастерства, привлекать чуткостью подхода к индивидуальным особенностям
обучающихся.
Современные
дети
требуют
нового
подхода
в
обучении.
Проникновение новых технологий в образовательную практику открывает
новые возможности. Поэтому в настоящее время становится всё более
актуальным вопрос о репертуаре, на основе которого происходит обучение
на музыкальных инструментах в ДШИ. Репертуар, являясь главным
компонентом содержательного аспекта обучения детей, показателем их
исполнительского и творческого роста, требует особого внимания к его
подбору. Технология подбора музыкальных произведений базируется на
главных
принципах
музыкальной
педагогики:
единства
в
развитии
художественной и технической сторон музыкально – исполнительского
мастерства,
индивидуального
подхода
к
каждому
обучающемуся,
постепенности,
последовательности;
на
таких
положениях,
которые
направляют внимание педагога на гармоничное воспитание музыкальных
способностей, творческой инициативы и самостоятельности; указывают на
необходимость подчинять выбор репертуара педагогическим целям и
задачам.
Поэтому уже с первых лет обучения юного музыканта нужно
приобщать только к качественной музыке, основанной на лучших образцах
5
классики, народного творчества, произведений современных композиторов.
Использование в репертуаре традиционных, известных всем народных песен
и созданных на их основе обработок очень важны для воспитания детей.
Ведь народные песни являются историей народа, его душой, составляют его
духовное богатство. Для начального обучения и воспитания обучающихся
подходят яркие, образные, доступные по содержанию, разнообразные по
характеру образцы детского фольклора, способствующие приобщению
начинающих музыкантов к русской народной культуре. Ведь дети этого
возраста
воспринимают
музыку
непосредственно,
конкретно
и
эмоционально, с большим интересом и радостью познавая этот неизведанный
и
влекущий
их
мир,
постепенно
накапливая
художественный
и
исполнительский опыт.
Не
менее
важным
является
включение
в
учебный
репертуар
классических произведений русских и зарубежных композиторов. Именно на
прохождении этих сочинений закладывается надёжная база, формируется
музыкальный, исполнительский вкус, понятие стиля, целостное ощущение
формы произведения и многие другие факторы, без которых не мыслима
творческая личность музыканта. Но важно предостеречь, что ребёнок в
ДШИ, играя сложные классические произведения, не в состоянии в силу
своего возраста приблизиться к полноте решения сложных художественных
задач в исполнении таких произведений, которые требуют владения
нужными средствами выразительности, музыкальным развитием и, что не
менее важно, общим его развитием. Поэтому у детей надо формировать
представления о классике постепенно, начиная с лёгких переложений и
обработок.
И
здесь
педагогу
надо
правильно
анализировать,
какое
классическое произведение дать обучающемуся. Для особо одарённых и
успевающих учеников возможны отступления от официальной программы.
Но, как известно на практике: чем талантливее ученик, тем труднее с ним
работать, потому что делать это надо в десять раз интенсивнее, чем со
средним учеником. И он не терпит давления на личность, а поддаётся только
убеждениям.
Развитию исполнительского и творческого потенциала обучающихся,
расширению их музыкального кругозора, активизации процесса обучения
способствует включение в репертуар оригинальных сочинений современных
композиторов, которые увлекают юных музыкантов освоением новых для
них интонаций, ритмов, образов, иного характера мелодий, постижением
новых ладогармонических и выразительных средств музыкального языка.
Вызовет интерес и популярная музыка самых разных направлений и стилей.
Знакомство
с
джазовыми
пьесами,
отличающимися
от
привычного
репертуара усложнённой гармонией и синкопированным ритмом, создаёт
определённые трудности при их изучении. Но в данном случае всё будет
зависеть от музыкальных способностей обучающихся и их стремления к
творчеству.
6
Для успешного музыкального развития и технического продвижения
обучения, благодарным материалом можно считать произведения малой
формы, доступные по своему содержанию, нетрудные по изложению,
вызывающие у детей большой интерес. Доступность является одним из
главных принципов музыкальной педагогики, обращённого в первую очередь
к духовному и эмоциональному развитию детей. Именно эта мера
предопределяет уровень требований к обучающимся, учитывает природу их
возможностей.
Ярко «театральные» произведения, народные жанры, программные
произведения дают очень много для формирования образного мышления,
творческой
фантазии,
расширения
музыкального
и
художественного
кругозора, особенно в начальный период обучения. Такие небольшие пьесы –
лучший материал для развития тонкости, артистизма.
Интерес и стремление детей играть доступную музыку педагог может
умело направить на решение многих задач, предусматривающих развитие
каждого ученика. Методика продвижения обучающихся с использованием
«лёгкого» материала является интересной педагогической задачей, которая
преследует цель сложный процесс обучения на инструменте наполнить
музыкальным содержанием, осмысленными музыкальными задачами. Ведь,
чем «легче» фактура исполняемого произведения, тем более серьёзные
художественные,
исполнительские
задачи
можно
ставить
перед
обучающимися: высокое качество звука, чёткость штрихов, сознательное
владение динамикой и так далее. Ведь одним из показателей творческого
развития
ребёнка
является
уровень
его
художественно
–
образного
мышления и креативности. Более доступный художественный материал
заставляет детей более взыскательно относиться и к себе, и к произведению.
Такой подход имеет огромное воспитательное значение, способствует
мотивации к обучению.
В репертуаре каждого ученика должны обязательно присутствовать
произведения крупной формы, объёмные циклические произведения, что
благоприятствует
появлению
исполнительского
масштаба
в
игре,
способности объединять отдельные части в целое.
Для закрепления приобретённых исполнительских навыков важно
включать
в
репертуар
большое
количество
произведений
примерно
одинаковой трудности, проводя усложнение постепенно и лишь в том случае,
если ученик подготовлен к преодолению больших трудностей. Изучение
чрезмерно сложных произведений, к которым обучающийся не подготовлен
в музыкальном или техническом отношении, вызывает перенапряжение
мышц,
перегрузку
нервной
системы,
приводит
к
искажению
ранее
налаженных игровых движений и приносит больше вреда, чем пользы, а
часто – и непоправимый ущерб. Очень полезным и познавательным бывает
вместо одного трудного произведения пройти несколько менее сложных с
разнообразным музыкальным содержанием, различных по жанру, доступных
детскому
восприятию.
Ведь
ребёнку
бывает
интересно,
когда
одно
7
произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда
преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения. В этом
случае хорошие результаты доставляют ему радость.
Правильно
подобранный
репертуар
позитивно
сказывается
на
отношении детей к занятиям на инструменте, активизирует их творческий и
познавательный
потенциал.
Следовательно,
глубокое
и
всестороннее
наблюдение за формированием творческих сил обучающихся должно
продолжаться на протяжении всего периода их обучения; в соответствии с
происходящими переменами должен определяться репертуар и задачи его
изучения.
Важное значение для всестороннего и гармоничного воспитания
обучающихся имеет разнообразие и объём репертуара. Разножанровость,
разнохарактерность музыкальных пьес, знакомство с музыкой разных стилей,
эпох, народов способствует пониманию основ исполняемого сочинения,
качественного, стилистически верного выбора звуковой фактуры и, как
следствие, положительно влияет на развитие обучающихся. Каждое новое, по
– настоящему выученное произведение – ещё один шаг на пути роста юного
музыканта; оно обогащает интеллектуальную и эмоциональную сферу его
творческой личности идеями и эмоциями, отражёнными в музыкальных
образах, развивает мышление и чувство, память и творческое воображение,
внимание и волю, исполнительскую технику и приёмы игры на инструменте.
Поэтому, чем больше пьес в репертуаре обучающегося, чем богаче, глубже и
разносторонней воплощённый в них мир музыкальных образов, чем
разнообразнее требуемая для их воспроизведения исполнительская техника –
тем многограннее и гармоничнее будет развиваться его творческий облик,
тем больших высот он достигнет в своём художественном мастерстве.
Достижение
поставленной
и
достигнутой
цели
является
решающим
стимулом быстрого развития для обучающихся. При этом у них возникает
ощущение собственной полноценности, уверенности в себе и преподавателе,
вера в собственные силы. Такой подход к подбору репертуара позволит
развить эрудицию и интеллект исполнителя, будет с самого раннего возраста
способствовать
развитию
творческой
личности,
способной
к
самовыражению.
Заключение: Итак, можно выделить следующие принципы подбора
репертуара:
1. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память и т.д.).
2.
Учет
индивидуальных
психологических
особенностей
(внимание,
логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
3. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует
учитывать
психолого-педагогические
возрастные
особенности
ребенка
(психологические
особенности
познавательной
сферы,
ведущую
деятельность, соответствующие данному возрасту).
8
4.
Выбранный
репертуар
должен
соответствовать
существующим
программным требованиям по отбору музыкального материала (контрольных
уроков, экзаменов, академических концертов).
5. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование
художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на
развитие его исполнительской техники.
6. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и
увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных
задач.
Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания
учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью
содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а
также объёмностью и многообразием. Обучение детей музыке - сложный и
многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем
огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные
качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания
ученика-инструменталиста.
Дополнение (по желанию).
Типологические особенности нервной системы и высшей нервной
деятельности
детей
являются
физиологической
базой,
на
которой
формируется темперамент ребенка. Со времен Гиппократа в психологии
утвердилось учение о темпераментах, что в переводе с латинского обозначает
«надлежащее соотношение частей». Такими частями в организме человека
Гиппократ полагал четыре типа жидкостей - крови(по-латыни - сангвис),
лимфы (по-гречески – флегма),желчи ( по-гречески – холе) и черной
желчи( по-гречески – мелана холе). Отсюда и возникли названия четырех
типов темпераментов – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик,-
сохранившиеся
до
настоящего
времени.
Физиологическое
объяснение
природы темперамента дал в своих исследованиях И.П. Павлов, который
связал тип темперамента с основными свойствами нервной системы
человека. И.П. Павлов рассматривал три таких свойства: - силу нервной
системы,
проявляющейся
в
её
способности
выдерживать
длительное
напряжение;
-уравновешенность
нервных
процессов
торможения
и
возбуждения; -подвижность нервных процессов, которая заключается в
способности к быстрой смене возбуждения торможением, и наоборот.
Рассмотрим традиционные типы темпераментов:
Тип темперамента – сангвиник.
Основные свойства нервной системы:
сильный — способен к длительным моторным нагрузкам,
уравновешенный
—
процессы
возбуждения
и
торможения
сбалансированы,
т.
е.
организм
имеет
врожденный
потенциал
управления своими реакциями в зависимости от заданных стимулов,
9
подвижный — легко переключается с одного вида двигательной
реактивности на другой.
Характеристика
типичных
сенсомоторных
свойств
организма:
склонность к метрической и темповой стабильности, сохранению длительной
активности, проявлению легкой адаптивности лишь к сильным воздействиям
новых условий деятельности. Энергетическая активность нервных процессов
обусловливает:
1)тенденции
устойчиво-метрического
чувствования
временных впечатлений и 2)врожденный потенциал как возможность
преодолевать
возникающие
помехи
или
сдерживать
(тормозить)
импульсивные потребности организма (потенциал эмоционально-волевой
регуляции). Трудно реагирует на тонкие, слабые, оттеночные воздействия.
Испытывает затруднения при нюансировке, детализации эмоциональных
реакций — утонченных отклонениях от основных метроритмических
параметров движения.
Для
сангвиника
доминирующими
методами
развития
музыкальных
способностей являются: метод интеллектуального воздействия, метод показа,
метод сравнительной характеристики, метод художественного сравнения.
Тип темперамента – холерик.
Основные свойства нервной системы:
сильный — способен к умеренным моторным нагрузкам,
неуравновешенный
—
процессы
возбуждения
доминируют
над
процессами торможения, т.е. не способен самостоятельно управлять
моторными реакциями без посторонней помощи или без длительного
тренинга регулятивных навыков,
подвижный
—
легко
переключается
с
одного
вида
моторной
реактивности на другой, т. е. легко отвлекается и вовлекается.
Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко
сохраняет моторную активность, проявляет мобильность в переключении
метроритмических моторных реакций; легкая отвлекаемость на любые
воздействия извне обусловливает аметричность, угловато-резкие моторные
реакции, трудность в сохранении темповой стабильности своих движений, в
концентрации
своей
энергии
и
упорядоченности
действий,
темпометрической
организации
временных
соотношений.
Склонен
интуитивно
(на
слух)
реагировать
на
сенсомоторные
воздействия
и
ритмическую детализацию (мелизматику) действий. Легкая возбудимость
нервных клеток порождает психо-эмоциональную гиперактивность, но
“поверхностную”, неглубокую чувствительность.
Для
холерика
доминирующими
методами
развития
являются:
метод
эмоционально
–
волевого
воздействия,
метод
целостного
анализа
музыкального произведения, метод обобщения.
Тип темперамента – флегматик.
Основные свойства нервной системы:
10
сильный – способен к продолжительным моторным нагрузкам,
стабильный – процессы торможения доминируют над процессами
возбуждения, это позволяет управлять своими реакциями в стабильных
условиях деятельности,
инертный – склонен действовать в привычном темпо – ритмическом
режиме;
медленно
реагирует
на
новые
требования
моторной
организации действий.
Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко
сохраняет моторную активность и упорядоченность движений в стабильных
условиях темпо – метрической деятельности. Энергетическая активность
нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью),
отсюда склонность к устойчиво – замедленному темпо – ритмическому и
эмоциональному самовыражению. Трудно адаптируется в новых условиях
деятельности, к новым требованиям моторной регуляции; слабо реагирует на
тонкие нюансы эмоций и ритмической детализации временных соотношений.
Для флегматика доминирующими педагогическими методами развития
являются – метод эмоционально – волевого воздействия, метод подражания,
метод словесной интерпретации музыкального образа.
Тип темперамента – меланхолик.
Основные свойства нервной системы:
слабый – высокая чувствительность к даже слабым стимулам, легкая и
быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и
внешних условий деятельности. Быстрая энергетическая истощаемость
и непродолжительная (циклическая) работоспособность.
Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: чуткая
утонченно – ситуативная моторная реактивность, склонность реагировать
даже на мелкие детали ритмической мелизматики, легкая и быстрая моторная
и эмоциональная адаптация. Склонность к плавным, округло – мягким и
осторожным
движениям.
Высокая
степень
чувствительности,
восприимчивости, эмоциональной реактивности. Быстрая утомляемость и
невозможность
двигательно-стабильной
мышечной
активности
при
длительных
моторных
нагрузках,
склонность
к
частому
отдыху,
-
восстановлению сил, энергии. Быстрая истощаемость энергии сочетается с
высокой “требовательностью” к нюансам, оттенкам новых впечатлений, что
обусловливает
потенциал
глубокой
и
тонкой
чувствительности,
эмоциональной
реактивности
психики;
доминирующая
направленность
переживаний — негативно-ситуативная.
Для меланхолика доминирующими методами развития являются: метод
интеллектуального воздействия, метод “поэтапного” изучения материала,
метод дифференцированного анализа музыкального произведения.
Список литературы