Автор: Морозова Алла Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Страна знаний"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 36 «Колокольчик»
Конспект образовательной деятельности
в области «Познавательное развитие» на тему:
«Страна знаний»
в подготовительной группе.
Подготовила воспитатель: Морозова Алла Валерьевна
г. Рубцовск 2020г.
Цель: воспитывать интерес к занятиям по математике, желание трудиться.
Задачи:
Образовательные задачи: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Учит составлять
целый предмет из частей. Учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая,
одна восьмая и т. д.). Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели. Развивать умение ориентироваться в
пространстве с помощью условных обозначений и схем. Познакомить детей с песочными часами. Формировать навыки определения время
по часам с точность до часа.
Развивающие задачи: Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций,
развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей давать ответы полными, распространенными
предложениями. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ребёнка: квадраты красного цвета по 6 штук, набор цифр до 10, 2 листа бумаги; разрезные
геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат; набор цифр до 7; схематичное изображение группы; круги с буквами П,О,Б,Е,Д,А;
медаль на каждого ребёнка, картинки с изображением часов, песочные часы.
Методы и приёмы: словесный (объяснение, напоминания, вопросы), наглядный (демонстрация, раздаточный материал) и игровой
(использование сюрпризного момента).
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Предварительная работа с детьми: занятия по ФЭМП, дидактические игры: «Весёлая математика», «Сколько»
Предварительная работа с родителями: консультация: «Занимательная математика».
Словарная работа: песочные часы, одна восьмая, одна четвёртая.
Деятельность детей
Деятельность воспитателя
Примечание
Вводная часть.
Цель: сплотить детей на дальнейшие действия.
Задачи: развивать интерес к познавательной деятельности.
Дети: Да!
-Ребята, я сегодня получила необычное письмо. Вот
послушайте! «Здравствуйте ребята, пишет вам Королева
Математики! Как вы готовитесь к школе? Занимаетесь ли вы
математикой? Я прислала вам конверты с моими заданиями.
Если вы справитесь с заданиями, тогда вас ждёт сюрприз!
Желаю удачи!
Королева Математики»
-Ребята, хотите узнать, какие задания на прислала Королева
математики?
Основная часть.
Цель:
воспитывать интерес к занятиям по математике, желание трудиться.
Задачи: учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Учит составлять целый предмет из
частей. Учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.
д.). Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью
условных обозначений и схем. Познакомить детей с песочными часами. Формировать навыки определения время по часам с точность до
часа.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее
самостоятельно. Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей давать ответы полными,
распространенными предложениями. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье.
-Тогда открываем 1 конверт!
- Перечислите по порядку дни недели.
У детей по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель
предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю:
Дети строятся в шеренгу, образуя неделю: первым
встает ребенок, у которого на карточке написана цифра
1 (понедельник), вторым, у которого на карточке –
цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по
порядку и показывают соответствующие карточки с
цифрами.
Никита: У меня число 5.
Никита: Пятый день недели называется- пятница.
Алина: Вторник по счёту –второй день недели.
Кирилл: Выходные дни: суббота и воскресенье.
Ребёнок: Следующее задание под номером 2.
Ребёнок: У нас 6 квадратов.
Ребёнок: Я разложила число 6 на 3 и 3.
Ребёнок: А я разложила число 6 на 4 и 2
Ребёнок: Я разложила число 6 на 5 и 1.
Ребёнок: Я разложил число 6 на 2 и 4
Ребёнок: следующее задание под номером 3
Дети: Время измеряют часами.
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами
первым встает ребенок, у которого на карточке написана
цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке –
цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и
показывают соответствующие карточки с цифрами.
- Никита, какое у тебя число?
- А как называется 5 день недели?
-Алина, а вторник какой по счёту день недели?
-Кирилл, а какие дни выходные?
-Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием! Дети
получают за выполненное задание одну букву из конверта.
-Под каким номером будет следующее задание?
Игровое упражнение «Разложи квадраты».
У детей по 6 квадрата одного цвета одного цвета.
-Сколько всего у вас квадратов?
-Я предлагаю разделить квадраты на две части (кто, как
хочет) и разложить их на двух листах бумаги.
- На какие два числа вы разложили число шесть?
Обсуждаются все возможные варианты.
-Молодцы!
Дети получают за выполненное задание одну
букву из конверта.
- Под каким номером следующее задание следующее задание?
-Чем измеряют время? (часами)
(Показ различных часов) –
от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель
стоит
в
центре
и
произносит
вместе
с
детьми
стихотворные слова.
Дети: Мы - часы, наш точен ход,
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
Дети останавливаются и садятся
с ближайшей карточкой рядом.
Воспитатель. Пять часов!
(Должны встать дети, сидящие возле
карточек с цифрами 5 и 12) .
Игра повторяется несколько раз.
Ребёнок: Следующее задание по счёту четвёртое.
Ребёнок: Мы собрали фигуры: квадрат, круг,
треугольник.
Ребёнок: Треугольник собрали из двух частей.
Ребёнок: Каждую часть можно назвать половина или
одна вторая.
Ребёнок: Целое больше, чем одна вторая.
Ребёнок: Половина меньше целого.
Ребёнок: Квадрат собрали из четырёх частей.
Ребёнок: одна часть называется – одна четвёртая.
«Ходят стрелочки по кругу».
Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до
12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и
произносит вместе с детьми стихотворные слова.
Игра повторяется несколько раз.
-Какое по счёту задание следующее?
Игровое упражнение «Раздели на части».
-Нужно из частей составить геометрические фигуры.
- Какие фигуры вы собрали?
- Из скольких частей вы собрали треугольник?
-Как можно назвать каждую часть?
-Что больше: целое или одна вторая?
-Что меньше: половина или целое?»
-Из скольких частей вы собрали квадрат?
-Как можно назвать каждую часть?
Ребёнок: Целое больше, чем одна четвёртая.
Ребёнок: Три четвёртых меньше целого.
Ребёнок: В целом четыре части.
Ребёнок: Круг собрали из восьми частей.
Ребёнок: Каждая часть называется одна восьмая.
Ребёнок: Целое больше, чем две восьмых
Ребёнок: Три восьмых меньше пяти восьмых.
Ребёнок: Следующее задание по счёту пятое?
Ребёнок: Это песочные часы.
(Дети поднимают руки вверх, взявшись за руки)
Дети по сигналу свистка выполняют упражнения,
одновременно считают их количество.
-Что больше: целое или одна четвёртая?
-Что меньше: три четвёртых или целое?»
-Сколько четвертых частей в целом?
- Из скольких частей вы собрали круг?
-Как можно назвать каждую часть?
-Что больше: целое или две восьмых?
-Что меньше: три восьмых или пять восьмых?»
-Умницы, вы справились с этим сложным заданием. Дети
получают за выполненное задание одну букву из конверта.
-Какое по счёту задание следующее?
-Ребята, кто знает, что это? Да, это песочные часы. Песочные
часы простейший прибор для отсчета промежутков времени,
состоящий из двух сосудов, соединенных узкой горловиной.
Один сосуд частично заполнен песком. Время, за которое
песок через горловину пересыпается в другой сосуд может
быть разным. У меня для вас песочные часы, время которых 1
минута. Есть часы по 2,3,5,10,15 мин и даже несколько часов.
-Как вы думаете, что можно успеть сделать за 1 мин?
-Задание такое, нужно выполнять спортивные упражнения 1
мин, по песочным часам, одновременно считать количество
выполненных упражнений. Нужно разделиться на две группы
Имеются карточки-схемы по выполнению заданий.
–Рассмотрите их.
–Понятно ли группе задание?
-Покажите свою готовность! (Поднятые руки вверх, взявшись
за руки)
-По сигналу свистка, я переворачиваю часы, постарайтесь
сосчитать количество раз выполнения задания.
- Стоп!
Ребёнок: За одну минуту я сделал 17 приседаний.
Ребёнок: За одну минуту я сделала 20 упражнений.
Ребёнок: За одну минуту я сделал 19 упражнений.
Ребёнок: Следующее задание под номером 6?
Дети собирают слово «Победа»
- Сколько раз вы успели выполнить задание за 1 минуту?
(ответы детей)
-Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились!
Дети получают за выполненное задание одну букву из
конверта.
-Под каким номером следующее задание?
- Задание следующее – нужно из полученных букв составить
слово и прочитать!
Дети собирают слово «Победа»
Заключительная часть.
Цель: подвести итог занятию, воспитывать навыки самооценки.
Задачи: развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Дети рассматривают схематичное изображение
группы, находят указанное место. Там находится
сюрприз для детей – это медаль для каждого ребёнка
от Королевы Математики.
Дети: Ура - это медали от Королевы Математики!
Ребёнок: Для меня самое сложное задание было, когда
я сравнивала части целого круга.
Ребёнок: Я сегодня узнал, что такое песочные часы.
Ребёнок: Мне очень нравиться узнавать новое и
интересное!
-Посмотрите, ребята здесь какая-то схема!
Дети рассматривают схематичное изображение группы,
находят отмеченное крестиком, место. Там находится
сюрприз для детей – это медаль для каждого ребёнка от
Королевы Математики.
-Я думаю, вы ребята, их по праву заслужили. Скажите, а
какие задания для вас были самыми сложными? Что вы
сегодня нового узнали? Нравиться ли вам заниматься
математикой, и почему?
-Рада, что вам нравиться узнавать что-то новое, учиться чему-
то. Я думаю, впереди нас ждёт много и интересного!