Автор: Морозова Алла Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Цифра 5»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»
Конспект образовательной деятельности
в области «Познавательное развитие» на тему: «Цифра 5»
в старшей группе.
Подготовила: Морозова Алла Валерьевна
Тема: «Цифра 5»
Цель: выявить и закрепить полученные знания, развивать познавательный интерес к математике.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, который по счёту день.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, внимание; развивать связную речь;
- развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки, развивать
познавательный интерес
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию, чувство радости от достигнутого результата;
-воспитывать интерес к математике
Оборудование
Демонстрационный материал: 2 куклы, яблоко, шапочка «волка».
Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7 штук для каждого ребенка), набор цифр от 1 до 7 на каждого ребёнка, игра
«Колумбово яйцо». ,
Методы и приёмы: словесный (объяснение, напоминания, вопросы), наглядный (демонстрация, иллюстрации) и игровой
(использование сюрпризного момента).
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-
коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми: разучивание считалочки «Волк и зайцы», чтение художественных произведений, просмотр
мультфильмов.
Предварительная работа с родителями: консультация: «Математические игры для детей»
Словарная работа: колумбово яйцо.
Деятельность детей
Деятельность воспитателя
Примечание
Вводная часть.
Цель: сплотить детей на дальнейшие действия.
Задачи: развивать интерес к познавательной деятельности.
(Ребёнок приносит письмо).
- Мне передали вот это письмо и
сказали:
«Это письмо Непоседам».
Дети: Нужно собрать картинку!
(Дети собирают разрезную картинку)
Дети: Это знаменитый Чебурашка!
Дети: «Готовы!»
Дети: «Один за всех и все за одного!»
(Стук в дверь.)
-Дети, кажется кто-то постучал в нашу дверь.
- Посмотри, (имя ребёнка), пожалуйста кто к нам пришёл?
(Воспитатель читает написанный на конверте адрес).
-Действительно, на конверте написано: «Детский сад №36. Непоседам».
-Ребята, давайте откроем конверт и тогда узнаем от кого он прислан
(открываем конверт, а в нем разрезная картинка персонажа из мультфильма,
письмо и 4 цветных конверта с заданиями).
-
А что нужно сделать, чтобы узнать от кого письмо?
-Ребята, кто это? Все ясно! Это написал нам «Чебурашка»! Нужно скорее
прочитать его, может там, что-то важное!
(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы очень хорошие и дружные
ребята. Я учусь в лесной школе нам задали очень сложные задания по
математике, помогите пожалуйста мне их решить. Вы готовы выполнить их?
Мои задания в цветных конвертах.
Желаю удачи!»
-И так ребята, вы готовы выполнить эти задания?
-Давайте все возьмёмся за руки, почувствуем тепло и поддержку друг друга,
улыбнёмся друг другу и наш девиз: «Один за всех и все за одного!»
Основная часть.
Цель:
- совершенствовать умение решать примеры;
- закрепить знания о геометрических фигурах
-закреплять умение различать цифры от1до 9
Задачи:
- учить составлять изображение предмета из геометрических фигур по образцу;
- закрепить знания детей о днях недели
- закрепить знание порядкового счёта.
- развивать мыслительные операции, внимание, развивать связную речь.
Дети: Это дни недели!
Дети: Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Ответ: Пятый день недели –пятница.
Ответ: Второй день недели- вторник.
Ответ: Четвёртый день недели-
четверг.
Ответ:
Выходные
дни-
суббота
и
воскресенье.
-Давайте откроем первый конверт и узнаем первое задание.
- Нужно отгадать загадку:
Этих братьев ровно 7
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом
Попрощается последний, появляется передний
-Как вы думаете, кто эти братья? (Дни недели)
-Правильно!
-Как их зовут? (Поочерёдно)
-Молодцы, верно!
-А какой пятый день недели?
-Умница!
-А второй?
-Верно!
-А четвёртый?
-Молодец!
-А выходные дни?
-Правильно! С первым заданием мы справились!
Ответ: Под номером 2!
Дети: это ракета!
Вместе с воспитателем дети
рассматривают картинку с
изображением ракеты, составленной с
помощью геометрических фигур.
По заданию воспитателя дети
выкладывают по образцу ракету.
Ответ: игра называется колумбово
яйцо.
Дети
играют
в
подвижную
игру:
«Автомобили и гаражи».
Дети: задание под номером 3.
-Ребята, а под каким номером будет следующее задание?
-Открываем конверт под номером 2. Следующее задание:
Воспитатель загадывает детям загадку:
-Правильно!
Дидактическая игра «Колумбово яйцо».
- Ребята, попробует собрать точно такую же картинку, как показано на
образце.
-Молодцы, у вас получились!
-Ребята, как называется игра?
-Верно!
-Ребята, вы отлично справились и со вторым заданием! Ребята, давайте мы по
играем в игру.
Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
На ковре разложены карточки с изображением от 3 до 8 кругов. Это гаражи.
У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.
Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер,
обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей
такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с
соответствующими номерами и объясните свой выбор».
Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.
-Вперёд за следующем заданием! Какое следующее по счёту будет оно?
-Правильно!
Ответ: мы отсчитали 5 кругов.
Ответ: я взяла один круг красного
цвета, один круг жёлтого цвета, один
круг синего цвета, один круг зелёного
цвета и один круг оранжевого цвета.
Ответ: мы составили число 5.
Ответ: следующее задание под № 4
Ответ: на две части мы разделили
яблоко.
Ответ: можно назвать половина.
Ответ: получились две половины
Ответ: можно сказать, одна вторая.
Дети: одна часть меньше, чем целое.
Дети: целое состоит из двух частей.
- Следующее задание: Игровое упражнение «Составим число».
Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов
разного цвета. После выполнения задания спрашивает:
-«Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли?
Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»
-Под каким номером следующее задание?
Правильно! И следующее задание:
«Угостим гостью».
Воспитатель говорит детям: «К кукле в гости пришла подружка.
Кукла хочет
угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»
Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части.
Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей
мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть
яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому
назвать одну половину?» (Одна вторая.)
Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это
одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть
можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)?
Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит
(Дети считают количество слогов в
словах: «подарок» и «море».)
Дети: в слове «подарок» 3 слога, а в
слове «море»-2.
целое?»
-Верно! И с этим заданием вы легко справились!
-Осталось последнее задание.
-Под каким номером следующее задание?
-Правильно!
(Воспитатель читает задание)
«Чтобы найти подарок нужно знать, где он спрятан. Для этого необходимо
сделать несколько шагов в нужном направлении. А направление вам укажет
стрелка. Нужно встать на стрелку и сделать столько шагов вперёд, сколько
слогов в слове «Подарок», и столько шагов вправо сколько слогов в слове
«Море».
-Дети, давайте все вместе посчитаем сколько слогов в словах подарок и море.
Молодцы! Итак, вперёд делаем 3 шага, а потом 2 шага вправо.
Заключительная часть.
Цель: подвести итог занятию, воспитывать навыки самооценки.
Задачи: развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, воспитывать интерес к математике.
(Дети отсчитывают шаги в заданном
направлении,
находят
сундук
и
открывают его.)
-Ребята, смотрите, какой красивый сундук! Давайте
посмотрим, что в нём.
(Открываем сундук. В нём дидактическая игра.)
Это игра от Чебурашки» для вас, дети.
Вы
справились со всеми заданиями и заслуженно
получили такой хороший подарок.
Ребята, а какие задания вам сегодня пришлось
преодолевать и какие были самыми трудными, или
Ответ: А, мне понравилось, как мы
играли в игру «Автомобили и гаражи»
Ответ: Я думаю, что самым трудным
было собрать птичку из треугольников
четырёхугольников.
Ответ: преодолевать все трудности нам
помогла дружба!
интересными для вас?
Как вы думаете, что помогло вам преодолеть все
трудности?
-А вы правы, ребята, дружба и взаимопомощь друг
друга, поможет преодолеть любые препятствия. Я
желаю вам всегда оставаться такими дружными,
смелыми и жизнерадостными.