Автор: Матюхина Ольга Вениаминовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ ЕПГ (Енисейская православная гимназия)
Населённый пункт: г.Енисейск, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок русского языка по теме "Имя числительное"
Раздел: среднее образование
Тема: Имя числительное как часть речи
Цель:
Признаки числительного как части речи (общее значение,
морфологические признаки, синтаксическую роль)
-
Отличие числительного от других частей речи с числовым значением
уметь (сможет продемонстрировать):
-
находить числительные в тексте;
-
работать с различными источниками;
- исправлять речевые недостатки
Ход урока
1.Постановка цели и задачи урока.
С чего мы начинаем работу в тетради каждый урок? Сколько учеников присутствует в
классе? К какой части речи относятся эти слова? О чем мы сегодня будем говорить на
уроке? С какой целью мы изучаем числительное ?
2.Актуализация знаний.
Сейчас мы разобьемся на 3 группы, прочитаем текст на интерактивной доске и каждая
группа попытается ответить на 2 вопроса. Вопросы записаны на карточки.
1гр.Как изображались раньше числа? Что возникло раньше: счет или название чисел?
2гр.Что такое пометы? Подберите синоним к слову «зарубки».
3гр.Какие инструменты счета существуют сейчас? Представьте себе, сколько же
предметов обозначало слово «много»?
История происхождения чисел .
В древнейшие времена числа обозначались пометами(«палочками»);одна палочка
изображала единицу, две-двойку и т. д. .Этот способ записи происходит от зарубок. Он и
поныне сохранился в римских цифрах.
Факты убедительно свидетельствуют о том, что счет возник раньше, чем название чисел
________Человек пользовался окружавшими его предметами. Инструментами счета были
пальцы, камешки, узелки, нарисованные на стене черточки, зарубки на палках, на
деревьях, кучки камней.
Сначала
использовались слова: один , два, три и много. Когда же возникла
необходимость в более точном подсчете ,стали считать и десятками: по количеству
пальцев на руках , на основе числа 20-по количеству пальцев на руках и ногах.
Название «числительное « произошло от слова «число».
3.Первичное усвоение новых знаний.
Как же изменяются числительные? Возьмем слово один и изменим его. Как его можно
изменить?( по родам, числам и падежам) .Так какие грамматические категории имеет
числительное? Но все ли так просто? Прочитаем отрывок из выступления диктора
местного телевидения. Что же там не так? А может все правильно? Поработайте в парах,
поделитесь своим мнением.
Сейчас мы ведем репортаж из старинного города Енисенйска, которому уже более
четыреста
лет.
В
нем
проживает
около
триста
пятьдесят
тысяч
человек.
На
замечательной набережной к юбилею города два года назад соорудили памятник
основателям
этого
города.
Сейчас
экскурсовод
рассказывает
пятьдесят
гостям,
приехавшим из разных уголков Красноярского края о том, как возник этот город .Итак,
что вы можете сказать?
Так в чем же трудность при изучении числительного?
Сейчас мы с вами попробуем определить синтаксическую роль числительных в
предложении.
Для
этого
работаем
в
парах
Перед
вами
карточки
с
предложениями .Найдите числительное и определите, каким членом предложения оно
является. Карточка№1 Три и два-пять. В окне на девятом этаже погас свет.
Карточка№2 Мы живем в одной квартире. В семь часов я была в парке.
Карточка№3 Маша с Петей учатся в шестом классе. Тринадцать-несчастливое число.
Выступает представитель каждой пары.
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
Недавно я прочитала удивительное стихотворение и очень хочу вас с ним познакомить .
Триста тридцать три жильца
Знал я невысокий дом в переулке за углом
Здесь когда-то проживало 333 жильца.
На работу шли ,бывало, восемьдесят два отца.
Уходили по делам девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрестка девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли и детский сад.
Двадцать бабушек вставали,
Всем жильцам носки вязали,
Шли гулять в аллеях сквера
Три седых пенсионера.
Замечательный был дом:
Дружно люди жили в нем.
Это стих. написал Ю Коринец, детский поэт. О чем хотел сказать нам автор? Докажите.
Найдите ключевые слова. Назовите числительные. Почему все числительные я
прописала буквами, а 333-цифрой? Так чем же отличается числительное от других частей
речи ? Почему в доме так мало пожилых людей? Ваши предположения. Встречали ли вы
в жизни такой дом?
5.Обобщение и систематизация знаний
Давайте подведем итоги. 1.Соберите разбросанные слова и дайте определение имени
числительному
Числительное речи часть порядок обозначающая количество или при предметов
самостоятельная счете.
2.Попутно мы с вами заполняем таблицу.
Как изменяются числительные?
Каким членом предложения могут быть?
Где используются они в речи ?
Нужно ли нам изучать?
С какими трудностями мы можем столкнуться при их изучении в дальнейшем?
Таблица
Значение
Морфологические
признаки
Синтаксическая роль
Выставление оценок за работу на уроке.
6.Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: на выбор 1.Сочини сказку о числительном 2. Придумай 7
предложений с числительным и подчеркни его как член предложения.
При написании сказки учитывается грамотность, логичность, последовательность
изложения, справились ли вы с поставленной целью.