Автор: Зинкина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ № 22 д/с
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Чистота тела-залог здоровья человека»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
на тему: «Чистота тела-залог здоровья человека»
Конспект разработала: Зинкина И.А.
Цель:Формирование у детей представления значимости сознательного отношения к
своему здоровью.
Задачи:
1.
Дать
детям
понятие
"личная
гигиена",
научить
различать
предметы
индивидуального и общего пользования.
2.
Развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов.
3.
Совершенствовать навыки диалогической речи.
4.
Активизировать словарь детей словами: "личная гигиена".
5.
Развивать мелкую моторику рук.
6.
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, уважать мнение товарища.
Материалы
и
оборудование: ноутбук;
аудиоплеер;
видеозапись
мультфильма
«Мойдодыр»; посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены; конверт с письмом;
два клубочка ниток, кувшин с водой; 3 тазика; мыло; полотенце; макет зубов; зубная
щетка; словарь Даля; стакан; пленка; кусочек жира; носовые платки в подарок, картинки с
изображением предметов личной гигиены , лупа, 1/2 альбомного листа,
набор
карандашей на каждого ребенка; 2 розетки с жетонами.
Предварительная работа: познавательная беседа "Если хочешь быть здоров", экскурсия
в медкабинет, просмотр мультфильма "Мойдодыр", заучивание новой физкультминутки,
заучивание сценки с девочкой- чумазой, разгадывание загадок, дидактические игры "Ура
и Уф" ( на примере хорошего поступка дети хором говорят "Ура", на примере плохого
поступка "Уф") , "Запрещается-разрешается" (по ситуации), сюжетно-ролевая игра "На
приеме у врача", разгадывание кроссвордов "Мое тело"
Ход :
1.Организационный момент.
(Дети стоят в кругу ).
-Дети, у меня сегодня такое хорошее настроение! А какое у вас? (Ответы детей.)
-У меня есть волшебный клубочек. Он берет и дарит только хорошее настроение и
улыбки. Давайте улыбнёмся и, передавая клубочек друг другу , поделимся своим
хорошим настроением. А теперь гостям передадим (гости возвращают клубок большего
размера) . Оказывается у них тоже хорошее настроение.
Показ фрагмента мультфильма «Мойдодыр» .
-Ребята, вы узнали это произведение? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, почему от мальчика сбежали все вещи? (Ответы детей.)
-А как можно назвать этого мальчика? (Ответы детей.)
-Почему плохо быть грязнулей? (Ответы детей.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика? (Ответы
детей.)
- Молодцы! Именно об этом мы сегодня и поговорим.
2.Беседа с детьми.
(Дети проходят на ковер и садятся )
-А как вы думаете, что это такое "личная гигиена?" (Ответы детей.)
-Давайте заглянем в словарь Даля и узнаем, что "Личная гигиена – это уход за своим
телом, содержание его в чистоте".
-Покажите мне ваши руки, в чистоте ли вы их содержите?
Сценка про грязнулю.
Воспитатель:
Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки.
Девочка:
Я на солнышке лежала
Руки к верху всё держала
Вот они и загорели.
Воспитатель:
Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.
Девочка:
Я на солнышке лежала
Носик к верху я держала
Вот он и загорел
Воспитатель:
-Девочка, нужно руки тебе помыть.
Девочка:
Не трогайте ладошки
Они не будут белые,
Они же загорелые.
3.Экспериментальная деятельность
Воспитатель:
-А ты попробуй.(моет без мыла)
-Давайте посмотрим на её руки. А ладошки -то не отмылись. Как вы думаете,
почему? (Ответы детей.)
- А теперь давайте проведем опыт и узнаем правильно вы думаете или нет.
(Дети садятся за столы)
- Возьмите лупу и проведем обследование кожи рук. Что вы видите? (Ответы детей.)
-На коже видны волоски, поры, через которые выделяется жир. Предлагаю вам проверить.
Кончиком пальца свободной руки потрите лоб и коснитесь им лупы. Что вы увидели на
стекле лупы? (Ответы детей.)
-А какое это пятно, если кожа выделяет жир? (Ответы детей.)
- Значит наша кожа жирная. Ребята, положите лупы в коробочки.
-Представим, что этот кусочек пленки наша кожа, а чтобы она стала жирной, смажу ее
сливочным маслом.
Проведение опыта.
На пленку, смазанную жиром насыпать немного песка и попробовать стряхнуть его.
Весь песок не стряхивается, песчинки прилипли к пленке из-за жира. Прополоскать
пленку в миске с простой водой, затем в миске с мыльной водой. После полоскания в
простой воде грязь на пленке осталась, а после мыльной воды пленка стала более чистой.
-При каком условии грязь с пленки смылась? (Ответы детей.)
-Что нужно, чтобы чисто вымыть руки? (Ответы детей.)
-Девочка, теперь ты поняла, как правильно мыть руки? (Ответы детей.)
-А теперь пойдемте вместе посмотрим как правильно мыть руки.
- А Даша тебе поможет. (Над тазиком льём воду, девочка с мылом моет руки).
-Ребята, а когда нужно мыть руки? (Ответы детей.) Правильно. Обязательно моют руки
перед
едой,
после
прогулки,
если
играли
с
животными,
после
посещения
туалета. (Ответы детей закрепляются показом фотографий.)
4. Физкультминутка.
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом.
Рано утром не ленись,
На физкультминутку становись.
Микроб.
Надо нам перед едой (все дружно шагаем)
Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)
Чтобы злой-презлой микроб (Пазы руками)
Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)
5. Сюрпризный момент. Предметы личной гигиены.
(Дети стоят в центре группы).
Воспитатель:
-Ребята, пока мы проводили физкультминутку,к нам пришло письмо с посылкой. Давайте
узнаем от кого они.
(Читают надпись: Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней
находятся
интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать . Желаю удачи. До
свидания. Ваш Мойдодыр.)
Воспитатель:
-Ну что, ребята, отгадаем загадки? (Зачитываются загадки,
по ходу воспитатель
достает из посылки предметы.)
Чтобы волосы блестели
и красивый вид имели,
чтоб сверкали чистотой,
мною их скорей помой.
(шампунь)
Кирпичик белый, розовый, душистый
Потри его и будешь чистым.
(мыло)
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
(мочалка)
Худая девчонка –
Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается.
(зубная щётка)
6.Практическая деятельность.
(Дети проходят и садятся на стульчики.)
Воспитатель:
-Молодцы, вы отгадали все загадки . Ребята, эти вещи служат для ухода за телом, т. е. они
нужны нам для чего? Вспомните два слова, которые мы сегодня изучили. (Ответы
детей.)
-Скажите, что мы делаем с помощью зубной щётки? (Ответы детей.)
-Для чего надо чистить зубы? (Ответы детей.)
-На зубах постоянно образуется налёт . Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища
застревает между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
-А сейчас давайте поучимся правильно чистить зубы.
(показ чистки зубов на макете)
-Сначала чистим стенки зубов изнутри ,затем снаружи плавно водим щёточкой сверху
вниз и нижний ряд зубов чистим снизу вверх.
- А теперь все вместе почистим зубы. Возьмите в руку воображаемую щетку, а один из вас
будет чистить зубы на макете вместе с вами.
-Сколько раз надо чистить зубы? (Ответы детей.)
-Молодцы.
7. Игровая деятельность.
-А сейчас я предлагаю поиграть.
(Дети делятся на две команды и подходят к столу.)
-Есть предметы гигиены. Одними из них могут пользоваться все члены семьи. Другие
должны быть у каждого члена семьи индивидуальные, у папы свой, у мамы свой и у тебя
свой .
Дидактическая игра «Личное или общее?»
Одна команда из предложенных предметов гигиены выбирает те предметы, которыми
могут пользоваться все члены семьи, другая команда выбирает только те предметы,
которыми нужно пользоваться индивидуально и кладет их на поднос.
8.Художественное творчество.
«Что с чем дружит?»
-Ребята, сядьте за столы и возьмите лист бумаги и карандаши.
( В коробке у каждой команды лежат картинки с изображением нос…, ладошки...,
ногти…,
волосы..,
зубы..? Задача
детей:
нарисовать
предметы
гигиены в
соответствии с их предназначением. Например, нос-носовой платок, ладошки- мыло,
ногти-ножницы, волосы- расческа, зубы- зубная щетка.)
-Перед каждым из вас лежит фотография с определенной частью тела. Нарисуйте предмет
личной гигиены, с помощью которого можно ухаживать за этой частью тела. Но сначала
хорошенько подумайте.
9. Подведение итогов.
(Дети проходят и встают в круг.)
Воспитатель:
-Ребята, мы сегодня узнали много нового. О чем сегодня шла речь? (Ответы детей.)
-А что больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
-А сейчас я предлагаю сделать следующее. Если вам не понравилось то, чем мы сегодня
занимались, потопайте ногами, а если понравилось, похлопайте.
-Что ж, мне тоже хочется показать вам свое отношение. (Хлопаю в ладоши.)
(Воспитатель случайно заглядывает в посылку.)
-Ой, ребята! А чтобы вы не забывали о сегодняшнем дне, Мойдодыр прислал каждому
носовой платочек.
-Спасибо вам, ребята, вы были активными и внимательными.