Напоминание

Конспект интегрированного элективного занятия по математике и химии по теме: «Решение задач на смеси, растворы и сплавы».


Авторы: Сайфуллина Марина Николаевна, Сунгатова Гюзель Мазитовна
Должность: учитель математики, учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного элективного занятия по математике и химии по теме: «Решение задач на смеси, растворы и сплавы».
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект интегрированного элективного занятия по математике и химии

по теме: «Решение задач на смеси, растворы и сплавы».

Сайфуллина Марина Николаевна, учитель математики 1 кв.категории МБОУ «СОШ №167», г.Казани

Сунгатова Гюзель Мазитовна учитель химии 1 кв.категории МБОУ «СОШ №167», г.Казани

Класс: 8

Цель занятия: повторить приемы решения задач на смеси, растворы и сплавы в математике и химии,

развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в

природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

Задачи:

закрепить полученные ранее знания о таких теоретических понятиях, как "процент", "массовая доля

растворенного вещества";

отработать умения производить расчеты по химическим формулам и с помощью алгебраических

уравнений;

продолжить формирование расчетных умений по использованию указанных выше понятий;

сориентировать обучающихся на применение новых знаний в системе междисциплинарных

понятий;

раскрыть важность использования понятия "процент" в повседневной жизни;

научиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в

группах, используя коммуникативные навыки;

cформировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать их способы проверки .Регулятивные:

составлять план и последовательность действий, оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию

невраждебным для оппонентов образом.

Личностные: умение контролировать свои действия; развитие культуры речи; формирование навыка

осознанного выбора наиболее эффективного способа решения, формирование устойчивой мотивации к

изучению алгебры.

Тип занятия: элективное интегрированное

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

карточки для проведения рефлексии.

Ход урока

1.Организационныйэтап.(2мин)

Цели этапа:

Создание благоприятного психологического настроя на работу;

Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Уч.математики- Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие мы начнем словами М.В. Ломоносова:

«Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике».

Уч.химии:-«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».

Демонстрация портрета

М.В. Ломоносова

и краткой биографии с помощью проектора и

компьютера. Михаил Васильевич Ломоносов - родился 8 ноября 1711 года, в деревня Денисовка (ныне

Ломоносово), Архангелогородская губерния. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового

значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного

русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения,

науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. Разработал проект Московского

государственного университета, впоследствии названного в его честь. Умер 15 апреля 1765 года, в городе

Санкт-Петербург

-Как вы понимаете эти слова?

-Согласны ли вы с этими утверждениями? Почему?

-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к нашему занятию? (дети отвечают)

Учитель математики:

Растворы и сплавы - это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. Сегодня на уроке мы

вспомним не только математические, но и химические понятия, чтобы в очередной раз показать,

насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы будем решать задачи на смеси и сплавы, которые

встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто

вызывают затруднения, но “решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно,

научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве

образцов”.

Ребята, какую цель занятия мы поставим перед собой? (повторить приемы решения задач на смеси,

растворы и сплавы в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить

знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную

картину о взаимосвязи предметов в школе).

Назвать тему занятия

Многие задачи, которые мы будем решать, связаны с химическими процессами.

Для решения задач необходимо повторить некоторые теоретические моменты.

2этап. Актуализация знаний.10 мин

Цели этапа: Актуализация опорных знаний

Учитель химии: внимание, на проектор:

ВОПРОС №1

Система, состоящая из нескольких веществ, не связанных между собой постоянными

соотношениями. (смесь)

№2.Однородная система переменного состава, содержащая два или большее число веществ.

По агрегатному состоянию эти системы делятся на твердые, жидкие и газообразные

№3 Однородные смеси, образовавшиеся вследствие затвердения раствора двух или нескольких

отдельных веществ

№4 Укажите тип смеси и способ разделения :

а)Раствор поваренной соли

б) Смесь порошков алюминия и железа

в)Раствор уксуса

№5 Решить задачи:

1.Найти 35% от числа 200 (70)

2.Найти число, если его 10% равны 80 (800)

3. Сколько процентов составляет 15 от 25? (60)

4. Найдите объём кислорода, полученного из 500 л воздуха, если известно, что объёмная доля

кислорода в воздухе составляет 21 %.(105 л)

3 этап. Решение задач.

Уч.матем-Перед вами на столе стоят таблички, на которых написано: химики, математики,

универсалы. Химики решают и оформляют задачи химическим способом, математики-математическим,

универсалы - любым удобным способом .

Задача

№1 200 г 10%-ного раствора вещества Х добавить 30 г этого же вещества.

А) Чему равна массовая доля вещества Х в полученном растворе ?

Б) К какому классу веществ относится соединение Х ?

В) Как вы это определили ?

Ответ:а)

№2 Водные растворы уксусной кислоты поступают в продажу под названием

уксуса (3-5%-й раствор) и уксусной эссенции

(70-80%-й раствор) и широко используются в пищевой промышленности.

Вычислите массу воды, которую следует добавить к 300 г 70 %-ного раствора уксусной кислоты,

чтобы получить 3 %-ный раствор.

4 этап. Физкультминутка. 1 мин

Цель этапа: -Смена вида деятельности и обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

И внимание –сюда!

Кислота – руки вверх

Основание – руки в стороны

Соль – руки вперёд

Оксид - взяться за ухо

5 этап: Информация о сплавах.

Цель этапа:

-проверка усвоенности учащимися материала

закрепление материала и решение сложных заданий;

Коррекция отработки нового способа действий.

Учитель контролирует правильность решения и разъясняет при затруднениях.

№3 Определите массы золота и серебра, которые содержатся в обручальном кольце массой 3

грамма и пробой 585. Ответ:

№4 Имеется сплав меди с массой 12 кг, содержащий 45 % меди. Сколько чистого олова надо

добавить, чтобы получить сплав, в котором содержится 40% меди? Ответ:

№5 Собрали 8 кг свежих лепестков роз, влажность которых 85%. После того как лепестки

высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса лепестков роз после сушки? Ответ:

Дополнительные задачи:

№6 Апельсиновый сок содержит 12% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 5 кг сока, чтобы

содержание сахара стало 8%?

№7 Вычислите массы меди и никеля, необходимые для производства 30 кг мельхиора. Мельхиор –

сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля.

№8 Из 400 г 10%-ного раствора медного купороса (сульфата меди (II) )

выпарили 100 г воды. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе ?

Ответ укажите в граммах с точностью до целых.

6 этап. Шифровка.

1.Решить задания

2. Отгадать слово

Найти 10% от 190; число 0,18 выразить в процентах; найти число, если 30% его равны 1,8;

любимая оценка «отличника»? 100% от 1 ?

7этап. Информация о домашнем задании. 1 мин.

Цель этапа: -Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

д/з решить остальные задачи.

8 этап. Подведение итогов урока.

Цель этапа:

Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

Организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной

деятельности.

- Ребята, а теперь подведём итоги изучения темы.

Учитель задаёт вопросы:

Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока?

Почему так считаете?

Какие трудности возникли при изучении и закреплении темы?

Какое значение для вас имеют полученные знания?

Подтвердились ли высказывания М.В.Ломоносова

9. Рефлексия.- Ребята, молодцы, хорошо работали на уроке. Теперь оцените свою работу на

уроке

Закончите предложение

Сегодня мне удалось

Было трудно

На сегодняшнем уроке я понял, я

узнал, я разобрался

Я похвалил бы себя

Особенно мне понравилось

После урока мне захотелось

Урок окончен. До свидания!



В раздел образования