Авторы: Сайфуллина Марина Николаевна, Сунгатова Гюзель Мазитовна
Должность: учитель математики, учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного элективного занятия по математике и химии по теме: «Решение задач на смеси, растворы и сплавы».
Раздел: среднее образование
Конспект интегрированного элективного занятия по математике и химии
по теме: «Решение задач на смеси, растворы и сплавы».
Сайфуллина Марина Николаевна, учитель математики 1 кв.категории МБОУ «СОШ №167», г.Казани
Сунгатова Гюзель Мазитовна учитель химии 1 кв.категории МБОУ «СОШ №167», г.Казани
Класс: 8
Цель занятия: повторить приемы решения задач на смеси, растворы и сплавы в математике и химии,
развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в
природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Задачи:
закрепить полученные ранее знания о таких теоретических понятиях, как "процент", "массовая доля
растворенного вещества";
отработать умения производить расчеты по химическим формулам и с помощью алгебраических
уравнений;
продолжить формирование расчетных умений по использованию указанных выше понятий;
сориентировать обучающихся на применение новых знаний в системе междисциплинарных
понятий;
раскрыть важность использования понятия "процент" в повседневной жизни;
научиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в
группах, используя коммуникативные навыки;
cформировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать их способы проверки .Регулятивные:
составлять план и последовательность действий, оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом.
Личностные: умение контролировать свои действия; развитие культуры речи; формирование навыка
осознанного выбора наиболее эффективного способа решения, формирование устойчивой мотивации к
изучению алгебры.
Тип занятия: элективное интегрированное
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран,
карточки для проведения рефлексии.
Ход урока
1.Организационныйэтап.(2мин)
Цели этапа:
Создание благоприятного психологического настроя на работу;
Мотивация к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Уч.математики- Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие мы начнем словами М.В. Ломоносова:
«Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике».
Уч.химии:-«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».
Демонстрация портрета
М.В. Ломоносова
и краткой биографии с помощью проектора и
компьютера. Михаил Васильевич Ломоносов - родился 8 ноября 1711 года, в деревня Денисовка (ныне
Ломоносово), Архангелогородская губерния. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового
значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного
русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения,
науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. Разработал проект Московского
государственного университета, впоследствии названного в его честь. Умер 15 апреля 1765 года, в городе
Санкт-Петербург
-Как вы понимаете эти слова?
-Согласны ли вы с этими утверждениями? Почему?
-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к нашему занятию? (дети отвечают)
Учитель математики:
Растворы и сплавы - это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. Сегодня на уроке мы
вспомним не только математические, но и химические понятия, чтобы в очередной раз показать,
насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы будем решать задачи на смеси и сплавы, которые
встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто
вызывают затруднения, но “решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно,
научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве
образцов”.
Ребята, какую цель занятия мы поставим перед собой? (повторить приемы решения задач на смеси,
растворы и сплавы в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить
знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную
картину о взаимосвязи предметов в школе).
Назвать тему занятия
Многие задачи, которые мы будем решать, связаны с химическими процессами.
Для решения задач необходимо повторить некоторые теоретические моменты.
2этап. Актуализация знаний.10 мин
Цели этапа: Актуализация опорных знаний
Учитель химии: внимание, на проектор:
ВОПРОС №1
•
Система, состоящая из нескольких веществ, не связанных между собой постоянными
соотношениями. (смесь)
•
№2.Однородная система переменного состава, содержащая два или большее число веществ.
•
По агрегатному состоянию эти системы делятся на твердые, жидкие и газообразные
•
№3 Однородные смеси, образовавшиеся вследствие затвердения раствора двух или нескольких
отдельных веществ
№4 Укажите тип смеси и способ разделения :
а)Раствор поваренной соли
б) Смесь порошков алюминия и железа
в)Раствор уксуса
№5 Решить задачи:
1.Найти 35% от числа 200 (70)
2.Найти число, если его 10% равны 80 (800)
3. Сколько процентов составляет 15 от 25? (60)
4. Найдите объём кислорода, полученного из 500 л воздуха, если известно, что объёмная доля
кислорода в воздухе составляет 21 %.(105 л)
3 этап. Решение задач.
Уч.матем-Перед вами на столе стоят таблички, на которых написано: химики, математики,
универсалы. Химики решают и оформляют задачи химическим способом, математики-математическим,
универсалы - любым удобным способом .
Задача
№1 200 г 10%-ного раствора вещества Х добавить 30 г этого же вещества.
А) Чему равна массовая доля вещества Х в полученном растворе ?
Б) К какому классу веществ относится соединение Х ?
В) Как вы это определили ?
Ответ:а)
№2 Водные растворы уксусной кислоты поступают в продажу под названием
уксуса (3-5%-й раствор) и уксусной эссенции
(70-80%-й раствор) и широко используются в пищевой промышленности.
Вычислите массу воды, которую следует добавить к 300 г 70 %-ного раствора уксусной кислоты,
чтобы получить 3 %-ный раствор.
4 этап. Физкультминутка. 1 мин
Цель этапа: -Смена вида деятельности и обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся.
•
Быстро встали, улыбнулись.
•
Выше-выше потянулись.
•
Ну-ка плечи распрямите,
•
Поднимите, опустите.
•
Вправо, влево повернитесь,
•
Рук коленями коснитесь.
•
Сели, встали, сели, встали.
•
И внимание –сюда!
•
Кислота – руки вверх
•
Основание – руки в стороны
•
Соль – руки вперёд
•
Оксид - взяться за ухо
5 этап: Информация о сплавах.
Цель этапа:
-проверка усвоенности учащимися материала
закрепление материала и решение сложных заданий;
Коррекция отработки нового способа действий.
Учитель контролирует правильность решения и разъясняет при затруднениях.
•
№3 Определите массы золота и серебра, которые содержатся в обручальном кольце массой 3
грамма и пробой 585. Ответ:
№4 Имеется сплав меди с массой 12 кг, содержащий 45 % меди. Сколько чистого олова надо
добавить, чтобы получить сплав, в котором содержится 40% меди? Ответ:
№5 Собрали 8 кг свежих лепестков роз, влажность которых 85%. После того как лепестки
высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса лепестков роз после сушки? Ответ:
Дополнительные задачи:
№6 Апельсиновый сок содержит 12% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 5 кг сока, чтобы
содержание сахара стало 8%?
№7 Вычислите массы меди и никеля, необходимые для производства 30 кг мельхиора. Мельхиор –
сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля.
№8 Из 400 г 10%-ного раствора медного купороса (сульфата меди (II) )
выпарили 100 г воды. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе ?
Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
6 этап. Шифровка.
1.Решить задания
2. Отгадать слово
Найти 10% от 190; число 0,18 выразить в процентах; найти число, если 30% его равны 1,8;
любимая оценка «отличника»? 100% от 1 ?
7этап. Информация о домашнем задании. 1 мин.
Цель этапа: -Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.
д/з решить остальные задачи.
8 этап. Подведение итогов урока.
Цель этапа:
Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
Организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной
деятельности.
- Ребята, а теперь подведём итоги изучения темы.
Учитель задаёт вопросы:
Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока?
Почему так считаете?
Какие трудности возникли при изучении и закреплении темы?
Какое значение для вас имеют полученные знания?
Подтвердились ли высказывания М.В.Ломоносова
9. Рефлексия.- Ребята, молодцы, хорошо работали на уроке. Теперь оцените свою работу на
уроке
Закончите предложение
Сегодня мне удалось
Было трудно
На сегодняшнем уроке я понял, я
узнал, я разобрался
Я похвалил бы себя
Особенно мне понравилось
После урока мне захотелось
Урок окончен. До свидания!