Автор: Гудилина Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 69"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Урок русского языка в 5 классе
Тема: "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Двойная роль букв
е, ё, ю, я.
Цели:
1)
обобщить и закрепить знания по “Фонетике”;
2)
познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;
3)
выявить уровень знаний учащихся;
4)
развивать познавательный интерес к предмету;
5)
воспитывать речевую культуру.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивационный момент.
II. Актуализация знаний.
1)
Беседа:
- расскажите о написании сочетаний букв чн, чт, нч, нщ;
- расскажите о постановке ь знака для обозначения мягкости.
2) Орфографическая диктовка с самопроверкой по закрытой доске:
Веселые помощники, пришел пораньше, просьба поспешить, изящная
птичка, посидел у речки перешел через мостик, посадил кустик, почистил
зонтик, чудесная местность.
Поставили себе оценки на полях тетради карандашом.
III. Основная часть.
1)
Самостоятельное чтение материала учебника на с. 126.
- О чем прочитали?
- Что узнали?
2)
Работа с упражнением № 304.
- Выпишите слова из первого столбика, записываем в столбик, рядом
запишем слова в транскрипции.
мера -
м
,
эра
полет -
пал
,
от
клюв -
кл
,
ув
сяду _
с
,
аду
- Где стоят буквы е, ё, ю, я в данных словах? В начале или в середине
слова?
- Сколько звуков они обозначают?
- После каких согласных они стоят, после твердых или после мягких?
- Сделайте вывод.
Если буквы е, ё, ю, я стоят после мягкого согласного, они
обозначают один звук.
- Выпишем слова второго столбика и запишем их в транскрипции:
Ем-
йэм
Ёлка -
йолка
Юг -
йуг
Ясный -
йасный
- Где в данных словах стоят буквы е, ё, ю, я?
- Сколько звуков обозначают? Какие?
- Выпишем слова 3-го и 4-го столбиков, запишем в транскрипции:
Боец -
бойэц
Прием -
прийом
Каюта -
кайута
Стоят -
стойат
Отъезд -
атйэст
Съёмка -
сйомка
Вьюга -
вйуга
Обезьяна -
абезйана
- Делаем вывод.
2) Самостоятельное чтение материала учебника на с. 127, под
вертикальной чертой.
- Верно мы с вами сделали вывод?
3) Заполнение таблицы в Словаре – справочнике.
Буквы е, ё, ю, я
Обозначают один звук
Обозначают два звука
После мягких согласных:
1) в начале слова:
2) после гласных:
3) после ь и ъ:
4)
Выполнение упр. № 305 устно по цепочке.
Письмо – 6б., 5 зв.,
Мысль -5 б, 4 зв.
Возьмём – 7 б., 6 зв.
Восьмой - 7 б., 6 зв.
Баян -4 б., 5 зв.
Юг -2 б., 3 зв.
Еда -3 б., 4 зв.
Ёлка -4 б., 5 зв.
Честный - 7 б., 6 зв.
Праздник - 8 б., 7 зв.
5)
Самостоятельное выполнение упр.№ 306.
IV.Заключительная часть (рефлексивно – оценочный этап).
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?
Выставление оценок.
V. Итоговое слово преподавателя.