Автор: Гришко Светлана Павловна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Фонограммы. Новые возможности работы с учащимися ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Югорска»
Методический доклад
«НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В РАБОТЕ
С УЧАЩИМИСЯ ДШИ
С ПОМОЩЬЮ ФОНОГРАММ»
Автор:
Гришко Светлана Павловна
преподаватель по классу виолончели
Югорск 2020
Содержание
1. Вступление
2. Компьютерные музыкальные программы и их возможности
3. Плюсы использования фонограмм
Вступление
В
современном
мире
компьютерные
технологии
пришли
на
помощь
преподавателям музыкальных школ и студий. В связи с этим неоценимые
возможности для учащихся и их преподавателей появились для выступлений
как в концертных, где нет возможности иметь концертмейстера, так и в
домашних занятиях. Наличие компьютеров в каждой семье стало неотъемлемой
частью жизни каждого человека. Гаджеты в руках каждого ребенка и взрослого
превратились в возможность слушать музыку и аудиокниги, смотреть видео,
фильмы и передачи в любой момент их свободного времени каждый деть,
получать огромное количество информации ежеминутно.
Компьютерные музыкальные программы и их возможности
С появлением множества новых музыкальных программ стало удобным
заниматься аранжировками произведений с возможностью прослушивания
получающегося результата при изменении партий инструментов, так и для
написания
элементарных
фонограмм
аккомпанемента.
Программы Final,
Sibelius, Cubase и другие уже много лет используются в моей практике и дают
мне вышеуказанные возможности.
Эти программы, которые часто называют нотными редакторами, используются
мной в качестве простого набора нот для их распечатки при отсутствии партий
в сборниках, для переложений произведений из скрипичных сборников,
которые гораздо чаще появляются в продаже с новыми интересными
произведениями, нежели сборники виолончельной музыки. С помощью
программ я могу создать фонограмму для солирующего инструменты, где
аккомпанементом будет не просто фортепиано (что я делаю для домашних
занятий), а звучание целого камерного или даже симфонического оркестра.
Кроме того огромной важностью является то, что любые фонограммы для детей
могут
быть
написаны
в
различных
темпах,
тональностях,
легко
транспонируются
на
различные
интервалы
выше
или
ниже
основной
тональности.
Данные программы дают большие возможности для написания аккомпанемента
и произведения в цельной партитуре с различными изменениями темпа внутри
основного, взятого с самого первого такта через ввод замедлений (rit., rall. и др)
и ускорений (accelltrando), а так же с возможностью эмоциональной фразировки
с помощью cresc., dim., f, ff, p и других нюансов.
Плюсы использования фонограмм
Таким образом, ребенок уже на самом начальном этапе освоения музыкального
произведения может многократно прослушивать его после нескольких уроков
разбора произведения, а также пытаться играть его в очень медленном темпе.
При постепенном освоении музыкального произведения ребенку можно
предлагать более высокий темп для дальнейшего прогресса. Так постепенно,
шаг за шагом исполнение произведения доводится до нужного темпа.
Такая работа способствует развитию интереса учащихся в занятиях музыкой
как в классной работе, так и в домашних занятиях. Важное значение таких
занятий состоит в том, что любое произведение учащийся прослушивает в
чистой интонации, к которой он соответственно должен стремиться, а также
ребенок легче и быстрее понимает и запоминает ритмический рисунок любого
произведения. Конечно же нужна предварительная и постоянная работа с
ребенком на уроке над штрихами, переходами, качеством звука, вибрацией и
другими немаловажными моментами качественной игры на инструменте.
Опыт моей работы показал, что с такими фонограммами учащийся быстрее,
интонационно чище и смелее осваивает музыкальный материал. А так же с
удовольствием практикует свои выступления, показывает и записывает видео
своих домашних занятий и семейных выступлений.
Домашние занятия по специальности под фонограмму (где не концертмейстер
«ловит» солиста, чувствует, знает его слабые места и может замедлить, сыграть
тише или громче) способствуют устойчивости исполнения разучиваемых
произведений,
приучает
к
способности
«ловить»
продолжающийся
музыкальный тест, не останавливаться при ошибках и недочетах штрихов.
Учащийся учиться «играть в ансамбле», который не останавливается. Таким
образом он сможет и при концертном выступлении соло или же в ансамбле не
остановиться, не опустить руки, а подхватить нечаянно оборвавшуюся в его
руках мелодию!
Даже записи этюдов (технический репертуар обучающегося) в звучании самого
инструмента соло в фонограмме без аккомпанемента способствуют хорошему
продвижению ребенка в плане ровности темпа, чистой интонации.
Вывод
Нужно понимать, что новые технологии облегчают процесс обучения детей при
правильном их использовании. Важно соблюдать принцип последовательности
работы над музыкальным произведением, принцип от простого к сложному и
принцип наглядности, когда ребенок видит как играет педагог и к чему нужно
стремиться ему в своем обучении с помощью фонограмм. Фонограммы
помогают быстрее развивать музыкальный слух, способствуют развитию
чувства
ритма,
учат
играть
сосредоточенно,
развивают
уверенность
и
пробуждают интерес к музицированию и к собственным выступлениям перед
любой аудиторией.