Напоминание

Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР


Автор: Хорева Марина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Тополёк" ст.Фастовецкой
Населённый пункт: станица Фастовецкая Тихорецкого района
Наименование материала: статья
Тема: Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование развивающих игр В.В. Воскобовича

в коррекционно-развивающей работе

педагога-психолога с детьми с ТНР

МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой

Хорева М.А., педагог-психолог

Одна из важнейших задач воспитания ребёнка-дошкольника – развитие его

ума,

формирование таких мыслительных

умений и способностей,

которые

позволяют легко осваивать новое.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с

отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен

интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление

психики. Учитывая это при проведении занятий с дошкольниками с ТНР важно

использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и

игровыми

приемами.

Необходим

личностно-ориентированный

подход,

коррекционно-развивающая

деятельность

должна

быть

ориентирована

на

психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном

общении.

При поиске новых форм и методов, которые помогут достичь высоких и

стабильных результатов в работе педагога-психолога в группах компенсирующей

направленности для детей с ТНР я обратила внимание на развивающие игры

Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Вячеслав Вадимович Воскобович, физик по образованию – один из первых

российских изобретателей развивающих игр для детей. Занимаясь собственными

малышами и изучив венных педагогов-новаторов (Н.А.Зайцева, Никитиных) он

создал свою методику, в которую вошли увлекательные развивающие игры и

игровые комплексы.

Эти игры представляют технологию интенсивного развития интеллектуальных

способностей детей. (Авторы В.В.Воскобович, Т.Г.Харько, Т.И. Балацкая).

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-

игровой деятельности ребёнка на результат, который достигается при решении

проблемных и творческих задач.

Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-

игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение

проблемных

и

творческих

задач,

её

доминирующая

цель

развитие

интеллектуальных способностей дошкольников.

В качестве задач выступает комплекс психолого-педагогических проблем,

таких как:

1. Формирование познавательных интересов, желания и потребности узнать

новое.

2. Развитие наблюдательности, организации исследовательского подхода к

явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие

воображения,

креативности

мышления

(умения

гибко,

оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного

и логического начал.

5. Формирование

базисных

представлений

(об

окружающем

мире,

математических), речевых умений.

6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-

творческому развитию детей в игре.

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и

очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес,

познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения,

забавные персонажи, которые побуждают ребёнка к мышлению и творчеству.

Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую

деятельность в зоне оптимальной трудности.

Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по

целям развития на три группы.

Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе

освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур, пространственных

отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести

игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное

моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-

цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).

Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку

приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять

слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька»,

Снеговик». «Ромашка»).

Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик»,

«Игровизор»).

Несмотря

на

различную

направленность,

все

игры

и

пособия

дают

возможность ребёнку участвовать в творческом процессе, который проявляется в

придумывании различных образов, задач и действий.

Предлагаю

вашему

вниманию

несколько

игр

используемых

мною

в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

Квадрат Воскобовича двухцветный.

Игра способствует освоению ребенком приемов

конструирования геометрических фигур и алгоритмов

сложения предметных форм. Возраст: 2-6 лет.

На квадратную основу из ткани (140х140 мм)

нанесены треугольники из плотного картона. Одна

сторона «Квадрата» – красная, другая – зеленая; альбом

схем.

Волшебные превращения Квадрата способствуют развитию логического

мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой

моторики рук.

«Змейка» четырехцветная.

Игра способствует развитию логики и пространственного мышления, навыков

конструирования геометрических предметных фигур.

Возраст: 2-6 лет.

На

прямоугольную

основу

из

ткани

(280х65)

нанесены

треугольники

из

плотного

картона.

Одна

сторона «Квадрата» – красного и зеленого цвета, другая –

синего и желтого; альбом фигур, буклет с приёмами

сложения плоскостных и объемных фигур.

Четырехцветная

«Змейка»

поможет

ребёнку

в

конструировании геометрических предметных фигур, в

развитии внимания, памяти, логики и пространственного

мышления, умения сравнивать и анализировать, развитии мелкой моторики.

Прозрачный квадрат.

Игра развивает образное и пространственное

мышление, логику, тренирует внимание и память, дает

математические знания и представления о геометрии,

развивает воображение. Возраст: 3-9 лет.

Игра

представляет

собой

30

пластинок

из

прозрачного пластика (62х62 мм), на каждую нанесено

изображение

геометрической

фигуры

квадрата,

прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции,

пятиугольника или шестиугольника; буклет со схемами

складывания фигурок.

Ребёнок конструирует, составляет геометрические фигуры или фигурные

силуэты,

накладывая

квадратные

пластинки

друга

на

друга

и

совмещая

закрашенные части, или прикладывая пластинки друг к другу для выполнения

определенных заданий. Эта игра прекрасно развивает образное и пространственное

мышление, логику. Сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание,

совершенствует память, дает математические знания и представления о геометрии,

развивает воображение.

Игру дополняет методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс».

Прозрачная цифра.

Игра развивает психические процессы восприятия,

внимания, памяти, логического мышления, воображения,

тренирует математические представления, активизирует

творческие способности. Возраст: 4-9 лет

Это 24 пластинки на прозрачной пленке ПВХ (297х105

мм) с нарисованными цветными полосками в различном

пространственном

положении;

карточки-трафареты

с

цветными цифрами от 0 до 9 (по принципу электронной

восьмерки) и буклет со схемами.

Накладывая игровые пластинки друга на друга, ребёнок совмещает полоски и

составляет цифры сначала по образцу, а потом и по памяти, решает развивающие

головоломки. Из полосок можно конструировать еще и буквы, и предметные

силуэты (как из альбомов, так и собственные, фантазийные).

Геовизор.

Игра способствует совершенствованию

интеллекта,

развитию

математических

представлений

и

творческих

способностей,

тренирует мелкую моторику пальцев кисти.

Возраст:5-9 лет.

Блокнот из двух сброшюрованных листов

(210х150 мм). Нижний лист – ламинированный

картон, верхний – прозрачная пленка ПВХ с

нанесенной координатной сеткой. В 33 её точках сделаны отверстия; маркер для

белой доски; альбом схем.

Геовизор – это многофункциональное игровое пособие, на котором ребёнок

маркером отмечает точки координатной сетки, соединяет их линией на пленке или

листе бумаги и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры,

узоры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.

Все игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – необыкновенные пособия,

которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их

простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и

образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода

психологически комфортны. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется,

экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны,

многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся

раскрепощенными, уверенными в себе.

Игры имеют ряд особенностей, которые обусловлены структурой самой игры:

во-первых, вариативность и некая незавершённость игровых действий, то есть

возможностью

решать,

придумывать

и

воплощать

в

действительность

разнообразные игровые задания и задачи;

во-вторых, охватывают широкий возрастной диапазон участников игр – от

малышей до взрослых;

в-третьих, дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым.

Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес ребёнка в течение

длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы

и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

Использование развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича, делает

коррекционно-развивающую деятельность интересным занятием для ребёнка,

снимает проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым

знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогает в реализации основной цели

образовательной

деятельности

любого

педагога

создание

условий

для

полноценного развития воспитанника.



В раздел образования