Автор: Хорева Марина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Тополёк" ст.Фастовецкой
Населённый пункт: станица Фастовецкая Тихорецкого района
Наименование материала: статья
Тема: Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Использование развивающих игр В.В. Воскобовича
в коррекционно-развивающей работе
педагога-психолога с детьми с ТНР
МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой
Хорева М.А., педагог-психолог
Одна из важнейших задач воспитания ребёнка-дошкольника – развитие его
ума,
формирование таких мыслительных
умений и способностей,
которые
позволяют легко осваивать новое.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с
отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен
интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление
психики. Учитывая это при проведении занятий с дошкольниками с ТНР важно
использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и
игровыми
приемами.
Необходим
личностно-ориентированный
подход,
коррекционно-развивающая
деятельность
должна
быть
ориентирована
на
психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном
общении.
При поиске новых форм и методов, которые помогут достичь высоких и
стабильных результатов в работе педагога-психолога в группах компенсирующей
направленности для детей с ТНР я обратила внимание на развивающие игры
Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Вячеслав Вадимович Воскобович, физик по образованию – один из первых
российских изобретателей развивающих игр для детей. Занимаясь собственными
малышами и изучив венных педагогов-новаторов (Н.А.Зайцева, Никитиных) он
создал свою методику, в которую вошли увлекательные развивающие игры и
игровые комплексы.
Эти игры представляют технологию интенсивного развития интеллектуальных
способностей детей. (Авторы В.В.Воскобович, Т.Г.Харько, Т.И. Балацкая).
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-
игровой деятельности ребёнка на результат, который достигается при решении
проблемных и творческих задач.
Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-
игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение
проблемных
и
творческих
задач,
её
доминирующая
цель
–
развитие
интеллектуальных способностей дошкольников.
В качестве задач выступает комплекс психолого-педагогических проблем,
таких как:
1. Формирование познавательных интересов, желания и потребности узнать
новое.
2. Развитие наблюдательности, организации исследовательского подхода к
явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие
воображения,
креативности
мышления
(умения
гибко,
оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного
и логического начал.
5. Формирование
базисных
представлений
(об
окружающем
мире,
математических), речевых умений.
6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-
творческому развитию детей в игре.
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и
очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес,
познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения,
забавные персонажи, которые побуждают ребёнка к мышлению и творчеству.
Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности.
Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по
целям развития на три группы.
Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе
освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур, пространственных
отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести
игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное
моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-
цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку
приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять
слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька»,
Снеговик». «Ромашка»).
Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик»,
«Игровизор»).
Несмотря
на
различную
направленность,
все
игры
и
пособия
дают
возможность ребёнку участвовать в творческом процессе, который проявляется в
придумывании различных образов, задач и действий.
Предлагаю
вашему
вниманию
несколько
игр
используемых
мною
в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
Квадрат Воскобовича двухцветный.
Игра способствует освоению ребенком приемов
конструирования геометрических фигур и алгоритмов
сложения предметных форм. Возраст: 2-6 лет.
На квадратную основу из ткани (140х140 мм)
нанесены треугольники из плотного картона. Одна
сторона «Квадрата» – красная, другая – зеленая; альбом
схем.
Волшебные превращения Квадрата способствуют развитию логического
мышления, пространственного воображения, конструктивных умений, мелкой
моторики рук.
«Змейка» четырехцветная.
Игра способствует развитию логики и пространственного мышления, навыков
конструирования геометрических предметных фигур.
Возраст: 2-6 лет.
На
прямоугольную
основу
из
ткани
(280х65)
нанесены
треугольники
из
плотного
картона.
Одна
сторона «Квадрата» – красного и зеленого цвета, другая –
синего и желтого; альбом фигур, буклет с приёмами
сложения плоскостных и объемных фигур.
Четырехцветная
«Змейка»
поможет
ребёнку
в
конструировании геометрических предметных фигур, в
развитии внимания, памяти, логики и пространственного
мышления, умения сравнивать и анализировать, развитии мелкой моторики.
Прозрачный квадрат.
Игра развивает образное и пространственное
мышление, логику, тренирует внимание и память, дает
математические знания и представления о геометрии,
развивает воображение. Возраст: 3-9 лет.
Игра
представляет
собой
30
пластинок
из
прозрачного пластика (62х62 мм), на каждую нанесено
изображение
геометрической
фигуры
–
квадрата,
прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции,
пятиугольника или шестиугольника; буклет со схемами
складывания фигурок.
Ребёнок конструирует, составляет геометрические фигуры или фигурные
силуэты,
накладывая
квадратные
пластинки
друга
на
друга
и
совмещая
закрашенные части, или прикладывая пластинки друг к другу для выполнения
определенных заданий. Эта игра прекрасно развивает образное и пространственное
мышление, логику. Сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание,
совершенствует память, дает математические знания и представления о геометрии,
развивает воображение.
Игру дополняет методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс».
Прозрачная цифра.
Игра развивает психические процессы восприятия,
внимания, памяти, логического мышления, воображения,
тренирует математические представления, активизирует
творческие способности. Возраст: 4-9 лет
Это 24 пластинки на прозрачной пленке ПВХ (297х105
мм) с нарисованными цветными полосками в различном
пространственном
положении;
карточки-трафареты
с
цветными цифрами от 0 до 9 (по принципу электронной
восьмерки) и буклет со схемами.
Накладывая игровые пластинки друга на друга, ребёнок совмещает полоски и
составляет цифры сначала по образцу, а потом и по памяти, решает развивающие
головоломки. Из полосок можно конструировать еще и буквы, и предметные
силуэты (как из альбомов, так и собственные, фантазийные).
Геовизор.
Игра способствует совершенствованию
интеллекта,
развитию
математических
представлений
и
творческих
способностей,
тренирует мелкую моторику пальцев кисти.
Возраст:5-9 лет.
Блокнот из двух сброшюрованных листов
(210х150 мм). Нижний лист – ламинированный
картон, верхний – прозрачная пленка ПВХ с
нанесенной координатной сеткой. В 33 её точках сделаны отверстия; маркер для
белой доски; альбом схем.
Геовизор – это многофункциональное игровое пособие, на котором ребёнок
маркером отмечает точки координатной сетки, соединяет их линией на пленке или
листе бумаги и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры,
узоры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.
Все игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – необыкновенные пособия,
которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их
простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и
образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода
психологически комфортны. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется,
экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны,
многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся
раскрепощенными, уверенными в себе.
Игры имеют ряд особенностей, которые обусловлены структурой самой игры:
во-первых, вариативность и некая незавершённость игровых действий, то есть
возможностью
решать,
придумывать
и
воплощать
в
действительность
разнообразные игровые задания и задачи;
во-вторых, охватывают широкий возрастной диапазон участников игр – от
малышей до взрослых;
в-третьих, дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым.
Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес ребёнка в течение
длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы
и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».
Использование развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича, делает
коррекционно-развивающую деятельность интересным занятием для ребёнка,
снимает проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым
знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогает в реализации основной цели
образовательной
деятельности
любого
педагога
–
создание
условий
для
полноценного развития воспитанника.