Авторы: Ружанская Екатерина Ивановна, Чиботарь Анна Сергеевна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №34
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Фундамент и основные факторы психоречевого развития ребенка раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Фундамент и основные факторы психоречевого развития ребенка
раннего возраста»
Психоречевом развитие детей идет неравномерно и очень отличается в
разном возрасте. Обращать внимание на психоречевом развитие ребенка и
его особенности следует и родителям и воспитателям задолго до того, как
ребенок начнет разговаривать.
Быстрее всего изменения происходят в раннем возрасте. Это означает,
что именно в этом возрасте можно скорректировать и повлиять на развитие
ребенка для того, чтобы избежать задержек в его психоречевом развитии.
Некоторые факторы, на первый взгляд,
далекие от речи, являются
показателем развития ребенка в нужном темпе. К ним можно отнести,
например, своевременное умение держать голову, развитие способности
ходить, приседать, подниматься на ступеньку, качаться на качелях.
Немаловажным является и умение сосредоточить внимание на чем-то
конкретном,
желание
взаимодействовать
с
большим
количеством
разнообразных предметов, конструировать и т.д. В этом возрасте дети уже
стремятся подражать взрослым и имитировать их действия – махать рукой на
прощание, посылать воздушный поцелуй. На втором году жизни у ребенка
должны быть развиты и навыки самообслуживания – кушать ложкой, пить из
чашки, причем делать это самостоятельно, без помощи взрослого.
Начиная с двух лет психоречевом развитие резко ускоряется. Если на
втором году жизни ребенок пользуется десятком слов, то в два года и более
позднем возрасте малыш уже должен уметь строить простые предложения.
Конечно же, чаще всего они являются нераспространенными и состоят из
трех-четырех слов. К трем годам словарный запас ребенка должен
увеличиться в разы.
Малыш в этом возрасте начинает узнавать цвета, причем он не просто
может показать цвет и назвать его, но и сгруппировать предметы по цвету
или форме.
Для того чтобы достичь всех этих результатов необходимо уделять
достаточное внимание ребенку с самого раннего детства. На успешное
решение этой задачи влияют следующие факторы:
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное
общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений
взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом
году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит
звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается
эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым
тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем
закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью
осмысленно произносимых и понимаемых слов.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее
важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и
общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и
может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит
примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно
может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки,
ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и
разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится
речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в
коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая
стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка,
совершенно отличная от общения с взрослыми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание
является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем
возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный,
предметный
и
деловой
характер,
становясь
основой
и
важнейшей
предпосылкой для общения со сверстниками. При дефиците общения в
раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку
трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может
вырасти необщительным, замкнутым.
Психоречевом развитие имеет широкий индивидуальный диапазон.
Если один ребенок начал говорить на месяц раньше другого, это не значит,
что второй отстает в развитии. Однако есть определенные периоды в жизни
ребенка к которым он должен уметь делать определенные действия.
О задержке речевого развития можно говорить на 2-3 году жизни. У
части детей вследствие индивидуальных особенностей развития на 2 и даже 3
году жизни активная речь может быть очень ограничена или отсутствовать,
при этом в последующем эти дети имеют нормальное развитие. Пассивная
речь у них, как правило, развита лучше. Тем не менее, дети у которых
активная
речь
отсутствует
к
3
году
жизни,
требуют
консультации
специалистов, возможно – проведения корригирующих методик.
Обращать на это внимание нужно, поскольку общемировая статистика
говорит о том, что каждый четвертый ребенок четырехлетнего возраста
имеет различные психоречевом нарушения и отсутствия мероприятий по их
коррекции могут задерживать общее развитие ребенка и, следовательно,
повлиять негативно на его социализацию и способность к школьному
обучению.