Напоминание

Фундамент и основные факторы психоречевого развития ребенка раннего возраста


Авторы: Ружанская Екатерина Ивановна, Чиботарь Анна Сергеевна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №34
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Фундамент и основные факторы психоречевого развития ребенка раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фундамент и основные факторы психоречевого развития ребенка

раннего возраста»

Психоречевом развитие детей идет неравномерно и очень отличается в

разном возрасте. Обращать внимание на психоречевом развитие ребенка и

его особенности следует и родителям и воспитателям задолго до того, как

ребенок начнет разговаривать.

Быстрее всего изменения происходят в раннем возрасте. Это означает,

что именно в этом возрасте можно скорректировать и повлиять на развитие

ребенка для того, чтобы избежать задержек в его психоречевом развитии.

Некоторые факторы, на первый взгляд,

далекие от речи, являются

показателем развития ребенка в нужном темпе. К ним можно отнести,

например, своевременное умение держать голову, развитие способности

ходить, приседать, подниматься на ступеньку, качаться на качелях.

Немаловажным является и умение сосредоточить внимание на чем-то

конкретном,

желание

взаимодействовать

с

большим

количеством

разнообразных предметов, конструировать и т.д. В этом возрасте дети уже

стремятся подражать взрослым и имитировать их действия – махать рукой на

прощание, посылать воздушный поцелуй. На втором году жизни у ребенка

должны быть развиты и навыки самообслуживания – кушать ложкой, пить из

чашки, причем делать это самостоятельно, без помощи взрослого.

Начиная с двух лет психоречевом развитие резко ускоряется. Если на

втором году жизни ребенок пользуется десятком слов, то в два года и более

позднем возрасте малыш уже должен уметь строить простые предложения.

Конечно же, чаще всего они являются нераспространенными и состоят из

трех-четырех слов. К трем годам словарный запас ребенка должен

увеличиться в разы.

Малыш в этом возрасте начинает узнавать цвета, причем он не просто

может показать цвет и назвать его, но и сгруппировать предметы по цвету

или форме.

Для того чтобы достичь всех этих результатов необходимо уделять

достаточное внимание ребенку с самого раннего детства. На успешное

решение этой задачи влияют следующие факторы:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное

общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений

взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом

году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит

звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается

эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым

тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем

закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью

осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее

важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и

общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и

может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит

примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно

может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки,

ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и

разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится

речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в

коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая

стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.

Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка,

совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание

является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем

возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный,

предметный

и

деловой

характер,

становясь

основой

и

важнейшей

предпосылкой для общения со сверстниками. При дефиците общения в

раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку

трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может

вырасти необщительным, замкнутым.

Психоречевом развитие имеет широкий индивидуальный диапазон.

Если один ребенок начал говорить на месяц раньше другого, это не значит,

что второй отстает в развитии. Однако есть определенные периоды в жизни

ребенка к которым он должен уметь делать определенные действия.

О задержке речевого развития можно говорить на 2-3 году жизни. У

части детей вследствие индивидуальных особенностей развития на 2 и даже 3

году жизни активная речь может быть очень ограничена или отсутствовать,

при этом в последующем эти дети имеют нормальное развитие. Пассивная

речь у них, как правило, развита лучше. Тем не менее, дети у которых

активная

речь

отсутствует

к

3

году

жизни,

требуют

консультации

специалистов, возможно – проведения корригирующих методик.

Обращать на это внимание нужно, поскольку общемировая статистика

говорит о том, что каждый четвертый ребенок четырехлетнего возраста

имеет различные психоречевом нарушения и отсутствия мероприятий по их

коррекции могут задерживать общее развитие ребенка и, следовательно,

повлиять негативно на его социализацию и способность к школьному

обучению.



В раздел образования