Напоминание

Система организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в России.


Авторы: Гладилина Татьяна Васильевна, Бадаева Алсу Мавлютовна
Должность: старший воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №34
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Система организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в России.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система организации логопедической помощи детям дошкольного

возраста в России.

Воспитание и обучение детей в условиях специальных учреждений

основывается

на

обще

дидактических

принципах,

разработанных

дошкольной

педагогикой.

Однако

выбор

методических

приемов

определяется следующим:

а) характером и структурой дефекта;

б) временем возникновения дефекта;

в) уровнем психического развития ребенка.

Применение в тесном единстве общедидактических и специальных

принципов

обучения

позволяет

обеспечивать

развитие

всех

сторон

познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы,

способностей и личности в целом.

Условия специальных учреждений дают возможность применения в

случае необходимости различных лечебно-коррекционных мероприятий.

В детских садах (группах) для детей с нарушениями речи оказывается

массовая помощь детям с различными отклонениями в речевом развитии.

Основная

задача,

которую

должны

решать

работники

специальных

дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционного

обучения устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить

ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе иди в школе

для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В специальных учреждениях осуществляется дифференцированное

обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями.

Создаются следующие группы:

- для детей с общим недоразвитием речи;

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;

- для детей с нарушениями произношения отдельных звуков;

- для заикающихся детей.

Отбор детей с нарушениями речи в специальные дошкольные

учреждения

проводится

медико-педагогической

комиссией

с

учетом

основных принципов: принципа отграничения детей с речевой патологией от

детей

с

другими

аномалиями,

возрастного

принципа

и

принципа

дифференцированного

обучения

дошкольников

с

различными

видами

речевых нарушений.

В специализированные детские сады принимаются дети только с

сохранным слухом и интеллектом. Группы организуются с учетом возраста.

Дети с заиканием зачисляются в возрасте от 2 до 6 лет; дети с общим

недоразвитием речи - в возрасте от 3 до 5 лет; дети с фонетико-

фонематическим недоразвитием, а также дети с нарушением произношения

отдельных звуков - в возрасте от 5 до 6 лет.

Детей с речевыми недостатками выявляют логопед поликлиники или

логопед

детского

сада,

врач-педиатр,

заведующая

детским

садом

и

воспитатель.

Члены медико-педагогический комиссии должны определить, в группу

какого профиля направляется ребенок, с какого времени и на какой срок

пребывания. Так, дети с общим недоразвитием речи зачисляются на 2-3 года

обучения, в зависимости от возраста и уровня речевого развития; дети с

фонетико-фонематическим недоразвитием, заиканием - на один год; дети с

нарушением произношения отдельных звуков - на полгода.

По

окончании

установленного

срока

дети,

нуждающиеся

в

продолжении

обучения,

повторно

обследуются

членами

медикопедагогической

комиссии.

Основаниями

для

продления

срока

обучения могут быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, частые

пропуски занятий (по уважительным причинам).

Не зачисляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями

речи умственно отсталые дети, дети со снижением слуха (слабослышащие),

зрения (слабовидящие), с нарушениями опорнодвигательного аппарата,

психопатоподобным

поведением,

эпилептическими

припадками

и

психическими нарушениями.

Эти

дети

получают

логопедическую

помощь

в

специальных

дошкольных учреждениях по ведущему дефекту, а также в стационарах,

яслях, санаториях системы здравоохранения.

В системе логопедических учреждений Министерства здравоохранения

ведущее место занимают так называемые речевые стационары или отделения

при специализированных детских больницах. В них созданы необходимые

условия

для

оказания

квалифицированной

помощи

лечебно-

оздоровительного и психологопедагогического характера детям, имеющим,

помимо речевых дефектов, сопутствующие отклонения в психическом

развитии. Такие дети нуждаются в коррекционном воздействии на личность

и поведение в целом.

Детей со сходными речевыми дефектами объединяют в группы, за

которыми

закрепляются

логопед

и

воспитатель.

Занятия

проводятся

ежедневно в течение 3-6 мес. в утренние часы. Для детей, имеющих

выраженные отклонения в поведении, комбинированные формы дефекта и

т.п., организуются индивидуальные занятия.

В

период

пребывания

ребенка

в

стационаре

осуществляется

систематическое наблюдение за его развитием, Психическим состоянием и

речевой динамикой.

По истечении 3-5 мес. проводится повторное обследование ребенка,

устанавливается

окончательный

диагноз,

даются

рекомендации

по

дальнейшему лечению и обучению в соответствующем типе педагогического

или лечебного учреждения. Родителям даются советы по воспитанию

ребенка в домашних условиях.

В системе здравоохранения получили широкое распространение

сурдологические кабинеты, в которых обслуживаются дети с нарушениями

слуха и речи. Такие специальные кабинеты могут существовать как

самостоятельно, так и при поликлиниках и стационарах. В сурдологических

кабинетах

работают

разные

специалисты:

врачи

(отоларингологи,

психоневрологи), сурдопедагоги и логопеды. Они проводят большую

профилактическую консультационно-диагностическую работу, оказывают

практическую помощь логопедам в детских поликлиниках, больницах в

масштабе

города,

района,

области,

направленную

на

своевременное

выявление детей раннего возраста со снижением слуха и определение их в

специальные учреждения соответствующего типа. Кроме того, указанные

специалисты помогают родителям этих детей при проведении лечебных

мероприятий.

Логопедический

кабинет

является

самым

распространенным

подразделением в системе логопедической помощи по линии Министерства

здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до

14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня

интеллектуального развития и сохранности физического слуха. Логопед

ведет первичный прием, помогает в выявлении и направлении детей с

дефектами речи на медико-педагогическую комиссию для их устройства в

дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями речи или

речевой

стационар.

В

обязанности

логопеда

входит

проведение

диспансеризации детей начиная с 3-летнего возраста (как организованных,

так

и

неорганизованных).

Он

регулярно

выпускает

логопедические

бюллетени,

где

в

популярной

форме

освещает

актуальные

вопросы

логопедии, основные направления профилактической работы.

В специализированные ясли направляются начиная с 2-3-летнего

возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие.

В яслях проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические

занятия по исправлению речи, а также занятия по всем видам учебной

деятельности. На протяжении всего года дети находятся под наблюдением

медицинского персонала.

В яслях дети находятся до 4 лет. Затем их переводят в дошкольное

учреждение соответствующего профиля.



В раздел образования