Авторы: Гладилина Татьяна Васильевна, Бадаева Алсу Мавлютовна
Должность: старший воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №34
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Система организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в России.
Раздел: дошкольное образование
Система организации логопедической помощи детям дошкольного
возраста в России.
Воспитание и обучение детей в условиях специальных учреждений
основывается
на
обще
дидактических
принципах,
разработанных
дошкольной
педагогикой.
Однако
выбор
методических
приемов
определяется следующим:
а) характером и структурой дефекта;
б) временем возникновения дефекта;
в) уровнем психического развития ребенка.
Применение в тесном единстве общедидактических и специальных
принципов
обучения
позволяет
обеспечивать
развитие
всех
сторон
познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы,
способностей и личности в целом.
Условия специальных учреждений дают возможность применения в
случае необходимости различных лечебно-коррекционных мероприятий.
В детских садах (группах) для детей с нарушениями речи оказывается
массовая помощь детям с различными отклонениями в речевом развитии.
Основная
задача,
которую
должны
решать
работники
специальных
дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционного
обучения устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить
ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе иди в школе
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В специальных учреждениях осуществляется дифференцированное
обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями.
Создаются следующие группы:
- для детей с общим недоразвитием речи;
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- для детей с нарушениями произношения отдельных звуков;
- для заикающихся детей.
Отбор детей с нарушениями речи в специальные дошкольные
учреждения
проводится
медико-педагогической
комиссией
с
учетом
основных принципов: принципа отграничения детей с речевой патологией от
детей
с
другими
аномалиями,
возрастного
принципа
и
принципа
дифференцированного
обучения
дошкольников
с
различными
видами
речевых нарушений.
В специализированные детские сады принимаются дети только с
сохранным слухом и интеллектом. Группы организуются с учетом возраста.
Дети с заиканием зачисляются в возрасте от 2 до 6 лет; дети с общим
недоразвитием речи - в возрасте от 3 до 5 лет; дети с фонетико-
фонематическим недоразвитием, а также дети с нарушением произношения
отдельных звуков - в возрасте от 5 до 6 лет.
Детей с речевыми недостатками выявляют логопед поликлиники или
логопед
детского
сада,
врач-педиатр,
заведующая
детским
садом
и
воспитатель.
Члены медико-педагогический комиссии должны определить, в группу
какого профиля направляется ребенок, с какого времени и на какой срок
пребывания. Так, дети с общим недоразвитием речи зачисляются на 2-3 года
обучения, в зависимости от возраста и уровня речевого развития; дети с
фонетико-фонематическим недоразвитием, заиканием - на один год; дети с
нарушением произношения отдельных звуков - на полгода.
По
окончании
установленного
срока
дети,
нуждающиеся
в
продолжении
обучения,
повторно
обследуются
членами
медикопедагогической
комиссии.
Основаниями
для
продления
срока
обучения могут быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, частые
пропуски занятий (по уважительным причинам).
Не зачисляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями
речи умственно отсталые дети, дети со снижением слуха (слабослышащие),
зрения (слабовидящие), с нарушениями опорнодвигательного аппарата,
психопатоподобным
поведением,
эпилептическими
припадками
и
психическими нарушениями.
Эти
дети
получают
логопедическую
помощь
в
специальных
дошкольных учреждениях по ведущему дефекту, а также в стационарах,
яслях, санаториях системы здравоохранения.
В системе логопедических учреждений Министерства здравоохранения
ведущее место занимают так называемые речевые стационары или отделения
при специализированных детских больницах. В них созданы необходимые
условия
для
оказания
квалифицированной
помощи
лечебно-
оздоровительного и психологопедагогического характера детям, имеющим,
помимо речевых дефектов, сопутствующие отклонения в психическом
развитии. Такие дети нуждаются в коррекционном воздействии на личность
и поведение в целом.
Детей со сходными речевыми дефектами объединяют в группы, за
которыми
закрепляются
логопед
и
воспитатель.
Занятия
проводятся
ежедневно в течение 3-6 мес. в утренние часы. Для детей, имеющих
выраженные отклонения в поведении, комбинированные формы дефекта и
т.п., организуются индивидуальные занятия.
В
период
пребывания
ребенка
в
стационаре
осуществляется
систематическое наблюдение за его развитием, Психическим состоянием и
речевой динамикой.
По истечении 3-5 мес. проводится повторное обследование ребенка,
устанавливается
окончательный
диагноз,
даются
рекомендации
по
дальнейшему лечению и обучению в соответствующем типе педагогического
или лечебного учреждения. Родителям даются советы по воспитанию
ребенка в домашних условиях.
В системе здравоохранения получили широкое распространение
сурдологические кабинеты, в которых обслуживаются дети с нарушениями
слуха и речи. Такие специальные кабинеты могут существовать как
самостоятельно, так и при поликлиниках и стационарах. В сурдологических
кабинетах
работают
разные
специалисты:
врачи
(отоларингологи,
психоневрологи), сурдопедагоги и логопеды. Они проводят большую
профилактическую консультационно-диагностическую работу, оказывают
практическую помощь логопедам в детских поликлиниках, больницах в
масштабе
города,
района,
области,
направленную
на
своевременное
выявление детей раннего возраста со снижением слуха и определение их в
специальные учреждения соответствующего типа. Кроме того, указанные
специалисты помогают родителям этих детей при проведении лечебных
мероприятий.
Логопедический
кабинет
является
самым
распространенным
подразделением в системе логопедической помощи по линии Министерства
здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до
14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня
интеллектуального развития и сохранности физического слуха. Логопед
ведет первичный прием, помогает в выявлении и направлении детей с
дефектами речи на медико-педагогическую комиссию для их устройства в
дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями речи или
речевой
стационар.
В
обязанности
логопеда
входит
проведение
диспансеризации детей начиная с 3-летнего возраста (как организованных,
так
и
неорганизованных).
Он
регулярно
выпускает
логопедические
бюллетени,
где
в
популярной
форме
освещает
актуальные
вопросы
логопедии, основные направления профилактической работы.
В специализированные ясли направляются начиная с 2-3-летнего
возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие.
В яслях проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические
занятия по исправлению речи, а также занятия по всем видам учебной
деятельности. На протяжении всего года дети находятся под наблюдением
медицинского персонала.
В яслях дети находятся до 4 лет. Затем их переводят в дошкольное
учреждение соответствующего профиля.