Автор: Дульцева Екатерина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Натальинская СОШ"
Населённый пункт: поселок Натальинск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ
Раздел: среднее образование
КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ТРЕНИНГА
ОБЩЕНИЯ
Дульцева Екатерина Анатольевна, п Натальинск, Свердловская обл.
Для
современного
общества,
развивающегося
быстрыми
темпами,
необходим человек с гибким мышлением, имеющий чувство солидарности,
эмоциональное благополучие, самоуважение, умение подчиняться и в то же
время отстаивать свои права, человек способный устанавливать связи между
знаниями и социальной ситуацией, находить пути решения той или иной
проблемы. Все эти качества дает ему общение. В общении информационный
обмен выступает в качестве прямой и обратной связи. Без учета информации
обратной
связи
человек
не
в
состоянии
ориентироваться
в
системе
индивидуальных и социальных отношений.[1, с.14 ] Общение выдвигается как
важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а
иногда и прекращается формирование личности.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, но в
тоже время наблюдаются коммуникативные нарушения у детей данной
возрастной категории. Отсюда появилась проблема: как проводить коррекцию
по устранению коммуникативных нарушений у детей подросткового возраста.
Был выбран следующий метод коррекции - тренинг общения. Он позволяет
эффективно
решать
задачи,
связанные
с
развитием
навыков
общения,
управления
собственными
эмоциональными
состояниями,
корректного
выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих.[3, с.7 ] С одной
стороны он стимулирует социальное развитие участников, создает условия для
самопознания, способствует повышению уровня рефлексивности. С другой
стороны с его помощью происходит обучение поведенческим моделям, что
касается не столько поведения в каких-либо конкретных ситуациях, сколько
выработки навыков конструктивного общения в целом. Это актуально, так как
тренинг общения проводится с детьми подросткового возраста, у которых еще
полностью не сформирована система ценностей, неустойчивая самооценка и
социальные ориентиры.[1, с.37 ]
В ходе наблюдения была выбрана экспериментальная группа подростков в
возрасте от 11 до 13 лет с целью выявления уровня развития коммуникативных
навыков. Были поставлены следующие задачи:
- выявить уровень потребности в общении у детей данной группы;
- выявить уровень коммуникативных умений;
- определить уровень самооценки.
Для выполнения поставленных задач проведена следующая диагностика:
«Потребность
в
общении»,
«Тест
оценки
коммуникативных
умений»,
«Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации
А.М.Прихожан»
Анализ результатов проведенных методик показал, что в данной группе
подростков доминирует уровень потребности в общении ниже среднего,
средний
уровень
коммуникативных
умений,
имеются
учащиеся
как
с
завышенной, так и с заниженной самооценкой.
В связи с этим была поставлена следующая цель для проведения
коррекционных занятий: способствовать развитию у подростков навыков
общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств
окружающих людей, активизации механизмов самопознания и самовыражения.
Для проведения коррекции разработано восемь занятий. Форма работы -
групповая. Каждое занятие состоит в основном из пяти упражнений, в число
которых входит: разминка, 2-3 основных упражнения и в заключении
проводится рефлексия. Разминка способствует эмоциональному разогреву,
вносит оживление, позволяет подключить к работе всех участников. В качестве
основных использовала следующие упражнения «Слушание в разных позах»,
«Если бы я был…», «Ладошка», «Антивремя», «Гвалт», «Мои сильные и
слабые стороны» и многие другие. Содержание занятий
направлено на
создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия, на
развитие
навыков
эффективного
слушания,
на
формирование
навыков
невербальной информации, адекватной самооценки и умение находить в людях
положительные качества, развитие социальной наблюдательности, вербального
взаимодействия и обучение способам избегания конфликтных ситуаций.
Рефлексия помогает участникам тренинга сосредоточиться на самих себе,
проанализировать занятие и свое участие в нем.
После проведения цикла занятий дети данной группы стали внимательнее
друг к другу, увереннее в себе. Это проявляется и в интонации голоса, в
движениях учащихся. Снизился уровень конфликтности.
Таким образом, тренинг общения является одним из эффективных методов
при коррекции коммуникативных нарушений у детей подросткового возраста.
Он позволяет развивать ценные навыки эффективного развития, умения
адекватно выражать свои чувства и эмоции, дает возможность повысить свой
уровень рефлексивности, стать уверенней в себе. Все это благотворно влияет на
формирование и развитие личности ребенка и самореализацию его в
современном обществе.
«Список литературы»
1. Бойков Д.И Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная
дифференциация личности учебно-методическое пособие. - СПб. .: КАРО,
2005. – 288с.
2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001. –
183 с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.