Напоминание

КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ


Автор: Дульцева Екатерина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Натальинская СОШ"
Населённый пункт: поселок Натальинск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ТРЕНИНГА

ОБЩЕНИЯ

Дульцева Екатерина Анатольевна, п Натальинск, Свердловская обл.

Для

современного

общества,

развивающегося

быстрыми

темпами,

необходим человек с гибким мышлением, имеющий чувство солидарности,

эмоциональное благополучие, самоуважение, умение подчиняться и в то же

время отстаивать свои права, человек способный устанавливать связи между

знаниями и социальной ситуацией, находить пути решения той или иной

проблемы. Все эти качества дает ему общение. В общении информационный

обмен выступает в качестве прямой и обратной связи. Без учета информации

обратной

связи

человек

не

в

состоянии

ориентироваться

в

системе

индивидуальных и социальных отношений.[1, с.14 ] Общение выдвигается как

важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а

иногда и прекращается формирование личности.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, но в

тоже время наблюдаются коммуникативные нарушения у детей данной

возрастной категории. Отсюда появилась проблема: как проводить коррекцию

по устранению коммуникативных нарушений у детей подросткового возраста.

Был выбран следующий метод коррекции - тренинг общения. Он позволяет

эффективно

решать

задачи,

связанные

с

развитием

навыков

общения,

управления

собственными

эмоциональными

состояниями,

корректного

выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих.[3, с.7 ] С одной

стороны он стимулирует социальное развитие участников, создает условия для

самопознания, способствует повышению уровня рефлексивности. С другой

стороны с его помощью происходит обучение поведенческим моделям, что

касается не столько поведения в каких-либо конкретных ситуациях, сколько

выработки навыков конструктивного общения в целом. Это актуально, так как

тренинг общения проводится с детьми подросткового возраста, у которых еще

полностью не сформирована система ценностей, неустойчивая самооценка и

социальные ориентиры.[1, с.37 ]

В ходе наблюдения была выбрана экспериментальная группа подростков в

возрасте от 11 до 13 лет с целью выявления уровня развития коммуникативных

навыков. Были поставлены следующие задачи:

- выявить уровень потребности в общении у детей данной группы;

- выявить уровень коммуникативных умений;

- определить уровень самооценки.

Для выполнения поставленных задач проведена следующая диагностика:

«Потребность

в

общении»,

«Тест

оценки

коммуникативных

умений»,

«Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации

А.М.Прихожан»

Анализ результатов проведенных методик показал, что в данной группе

подростков доминирует уровень потребности в общении ниже среднего,

средний

уровень

коммуникативных

умений,

имеются

учащиеся

как

с

завышенной, так и с заниженной самооценкой.

В связи с этим была поставлена следующая цель для проведения

коррекционных занятий: способствовать развитию у подростков навыков

общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств

окружающих людей, активизации механизмов самопознания и самовыражения.

Для проведения коррекции разработано восемь занятий. Форма работы -

групповая. Каждое занятие состоит в основном из пяти упражнений, в число

которых входит: разминка, 2-3 основных упражнения и в заключении

проводится рефлексия. Разминка способствует эмоциональному разогреву,

вносит оживление, позволяет подключить к работе всех участников. В качестве

основных использовала следующие упражнения «Слушание в разных позах»,

«Если бы я был…», «Ладошка», «Антивремя», «Гвалт», «Мои сильные и

слабые стороны» и многие другие. Содержание занятий

направлено на

создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия, на

развитие

навыков

эффективного

слушания,

на

формирование

навыков

невербальной информации, адекватной самооценки и умение находить в людях

положительные качества, развитие социальной наблюдательности, вербального

взаимодействия и обучение способам избегания конфликтных ситуаций.

Рефлексия помогает участникам тренинга сосредоточиться на самих себе,

проанализировать занятие и свое участие в нем.

После проведения цикла занятий дети данной группы стали внимательнее

друг к другу, увереннее в себе. Это проявляется и в интонации голоса, в

движениях учащихся. Снизился уровень конфликтности.

Таким образом, тренинг общения является одним из эффективных методов

при коррекции коммуникативных нарушений у детей подросткового возраста.

Он позволяет развивать ценные навыки эффективного развития, умения

адекватно выражать свои чувства и эмоции, дает возможность повысить свой

уровень рефлексивности, стать уверенней в себе. Все это благотворно влияет на

формирование и развитие личности ребенка и самореализацию его в

современном обществе.

«Список литературы»

1. Бойков Д.И Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная

дифференциация личности учебно-методическое пособие. - СПб. .: КАРО,

2005. – 288с.

2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001. –

183 с.

3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.



В раздел образования