Напоминание

"Трудности в обучении младших школьников"


Автор: Шипилова Анна Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Киселёвск
Наименование материала: статья
Тема: "Трудности в обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Трудности в обучении младших школьников

Трудности

в

обучении

-

это

испытывание

в

силу

различных

биологических и социальных причин ребёнком стойких затруднений в

усвоении

образовательных

программ

при

отсутствии

выраженных

нарушений интеллекта,

отклонений в

развитии

слуха,

зрения,

речи,

двигательной сферы.

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не

имеющий каких-либо органических дефектов, может усвоить знания в

объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть

необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают

учебный материал.

Специалисты

разных

отраслей

педагогической

науки

уделяли

преимущественное внимание данной проблеме. Дидакты основным объектом

изучения

делают

педагогические

условия,

особенности

учебно-

воспитательного процесса, которые способствуют преодолению трудностей в

обучении.

Психологи направляют внимание на изучение особенностей

личности учащихся, имеющих трудности в обучении, проявляющихся в

процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной

деятельности.

Психологи выделяют причины возникновения трудностей в обучении у

школьников. Основное значение приобретают причины, зависящие от

учащегося:

1) особенности личностного развития;

2) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;

3) отрицательное отношение к учению;

4) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный

уровень общего развития.

А.М. Гельмонт указывает, как тесно переплетаются причины, зависящие

от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход,

который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как

отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения

новых отрицательных качеств еще больше затрудняющих процесс обучения.

Длительные неудачи в процессе обучения вызывают у школьника моральную

и психическую травму, порождает неверие в свои силы. Неверие в свои силы

является особенностью личностного развития младшего школьника.

В.И. Самохвалова выделяет три показателя, на основе которых могут

быть рассмотрены особенности их личности:

1) отношение к учению;

2) организация учебной работы;

3) усвоение знаний и навыков.

Эти показатели могут по-разному проявляться у детей с одинаковой

успеваемостью, т.к. не обнаруживается однозначных связей между степенью

успешности в учении и отношение к учению. Характеризуя группы детей с

одинаковой успеваемостью, можно выделить какую-либо одну группу черт,

которая определяет все остальное.

В своих работах М.Н. Волокитина опирается на отношение учащихся к

учебе. Она считает, что учащиеся с высокоразвитым чувством ученического

долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые

формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности

разрешения имеющихся у них проблем.

Работы Н.А. Менчинской и З. И. Калмыковой показали, что учащиеся не

знают рациональных приемов запоминания учебного материала и не умеют

мыслить, что они не обучены этим умениям, это, в свою очередь, вызывает

трудности в обучении.

Понятие «обучаемость» использовал Б. Г. Ананьев, трактуя этот термин

как восприимчивость ребенка к

обучению.

Различие

в обучаемости

проявляется у школьников достаточно широко при усвоении различных

предметов и в разных видах деятельности, а также характеризуется

относительной устойчивостью.

Многие психологи, анализируя процесс обучения, отмечают, что он

является недостаточно управляемым процессом. Одним из возможных путей

сделать обучение управляемым процессом – специальная организация

процесса

усвоение

как

процесса

заданного.

В.В.

Давыдов

считает

специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ученика

теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему

способы ориентации. Поставить перед школьником учебную задачу – это

значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно

общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных

вариантах условий. Одним из значимых компонентов учебной деятельности

является система особых действий по решению задач.

В конце 50-x годов Д.П. Эльконин выдвинул общую гипотезу о

строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии

ребенка. Д.П. Эльконин выделил 2 типа ведущей деятельности: деятельность

в системе «ребенок -общественный предмет» и деятельность в системе

«ребенок - взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы

человеческих взаимоотношений. Учебная деятельность относится к группе

деятельностей, где происходит усвоение выработанных способов действий c

предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или иные их стороны.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом

является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности

заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере

научных понятий. Характер усваиваемого содержания является внешней,

независимой от субъекта формой существования действительности, которая

оказывает влияние на его психическое развитие. Были вычленены такие

структурные компоненты, как: учебная задача, учебные действия и операции,

учебные действия контроля и оценки. Исследования, проведенные Н.Ф.

Добрыниным, показывают, что общее значение получаемых в школе знаний

постепенно переходит в личную значимость их для учащихся, связанную с

потребностями, интересами и убеждениями личности. Личностный подход

при

изучении

умственных

особенностей

школьников

присущ

ряду

исследований

последних

лет,

проводимых

под

руководством

Н.А.

Менчинской.

Трудностей в обучении, с которыми сталкиваются младшие школьники,

большое количество, все они имеют свои причины. Основной причиной

являются - особенности личностного развития младшего школьника.



В раздел образования