Автор: Шипилова Анна Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Киселёвск
Наименование материала: статья
Тема: "Трудности в обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование
Трудности в обучении младших школьников
Трудности
в
обучении
-
это
испытывание
в
силу
различных
биологических и социальных причин ребёнком стойких затруднений в
усвоении
образовательных
программ
при
отсутствии
выраженных
нарушений интеллекта,
отклонений в
развитии
слуха,
зрения,
речи,
двигательной сферы.
Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не
имеющий каких-либо органических дефектов, может усвоить знания в
объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть
необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают
учебный материал.
Специалисты
разных
отраслей
педагогической
науки
уделяли
преимущественное внимание данной проблеме. Дидакты основным объектом
изучения
делают
педагогические
условия,
особенности
учебно-
воспитательного процесса, которые способствуют преодолению трудностей в
обучении.
Психологи направляют внимание на изучение особенностей
личности учащихся, имеющих трудности в обучении, проявляющихся в
процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной
деятельности.
Психологи выделяют причины возникновения трудностей в обучении у
школьников. Основное значение приобретают причины, зависящие от
учащегося:
1) особенности личностного развития;
2) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;
3) отрицательное отношение к учению;
4) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный
уровень общего развития.
А.М. Гельмонт указывает, как тесно переплетаются причины, зависящие
от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход,
который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как
отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения
новых отрицательных качеств еще больше затрудняющих процесс обучения.
Длительные неудачи в процессе обучения вызывают у школьника моральную
и психическую травму, порождает неверие в свои силы. Неверие в свои силы
является особенностью личностного развития младшего школьника.
В.И. Самохвалова выделяет три показателя, на основе которых могут
быть рассмотрены особенности их личности:
1) отношение к учению;
2) организация учебной работы;
3) усвоение знаний и навыков.
Эти показатели могут по-разному проявляться у детей с одинаковой
успеваемостью, т.к. не обнаруживается однозначных связей между степенью
успешности в учении и отношение к учению. Характеризуя группы детей с
одинаковой успеваемостью, можно выделить какую-либо одну группу черт,
которая определяет все остальное.
В своих работах М.Н. Волокитина опирается на отношение учащихся к
учебе. Она считает, что учащиеся с высокоразвитым чувством ученического
долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые
формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности
разрешения имеющихся у них проблем.
Работы Н.А. Менчинской и З. И. Калмыковой показали, что учащиеся не
знают рациональных приемов запоминания учебного материала и не умеют
мыслить, что они не обучены этим умениям, это, в свою очередь, вызывает
трудности в обучении.
Понятие «обучаемость» использовал Б. Г. Ананьев, трактуя этот термин
как восприимчивость ребенка к
обучению.
Различие
в обучаемости
проявляется у школьников достаточно широко при усвоении различных
предметов и в разных видах деятельности, а также характеризуется
относительной устойчивостью.
Многие психологи, анализируя процесс обучения, отмечают, что он
является недостаточно управляемым процессом. Одним из возможных путей
сделать обучение управляемым процессом – специальная организация
процесса
усвоение
как
процесса
заданного.
В.В.
Давыдов
считает
специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ученика
теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему
способы ориентации. Поставить перед школьником учебную задачу – это
значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно
общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных
вариантах условий. Одним из значимых компонентов учебной деятельности
является система особых действий по решению задач.
В конце 50-x годов Д.П. Эльконин выдвинул общую гипотезу о
строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии
ребенка. Д.П. Эльконин выделил 2 типа ведущей деятельности: деятельность
в системе «ребенок -общественный предмет» и деятельность в системе
«ребенок - взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы
человеческих взаимоотношений. Учебная деятельность относится к группе
деятельностей, где происходит усвоение выработанных способов действий c
предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или иные их стороны.
Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом
является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности
заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере
научных понятий. Характер усваиваемого содержания является внешней,
независимой от субъекта формой существования действительности, которая
оказывает влияние на его психическое развитие. Были вычленены такие
структурные компоненты, как: учебная задача, учебные действия и операции,
учебные действия контроля и оценки. Исследования, проведенные Н.Ф.
Добрыниным, показывают, что общее значение получаемых в школе знаний
постепенно переходит в личную значимость их для учащихся, связанную с
потребностями, интересами и убеждениями личности. Личностный подход
при
изучении
умственных
особенностей
школьников
присущ
ряду
исследований
последних
лет,
проводимых
под
руководством
Н.А.
Менчинской.
Трудностей в обучении, с которыми сталкиваются младшие школьники,
большое количество, все они имеют свои причины. Основной причиной
являются - особенности личностного развития младшего школьника.