Автор: Терехова Нина Алексеевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №%
Населённый пункт: г.Борисоглебск, Воронежской обл.
Наименование материала: Тематический план внеурочной деятельности
Тема: Лабораторный практикум по биологии и экологии
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №5
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ БГО СОШ №5
Протокол от 27.08.2020 года №1
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ БГО СОШ №5
от 31.08.2020 года №118
Директор МБОУ БГО СОШ №5
_______________Н.В. Попова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Хоршева Т.Н.
«__28_»_______08___2020___ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Лабораторный практикум по биологии и экологии»
(9 класс)
Разработчик программы:
Терехова Н.А.,
учитель химии и биологии
Борисоглебск, 2020
1
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Нормативно-правовых документов:
-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29. 12. 2012);
-Концепция развития дополнительного образования детей
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного
образования детей;
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с
Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных
программ (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
Наименование программы: Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Лабораторный практикум по биологии и экологии».
Направленность: учебно-познавательная.
Актуальность программы:
Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы обучающихся в сфере
проектной деятельности.
Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, углубляет знания в области
биологии и экологии, способствует развитию логического мышления, стимулирует к
2
самостоятельному применению и пополнению знаний, а также самостоятельность и
способность к самореализации.
В настоящем практикуме предлагаются тематические серии практических работ и опытов,
отражающих актуальные показатели состояния окружающей среды, в то же время по уровню
сложности соответствующих базовым курсам биологии, химии, экологии и доступных для
выполнения школьниками старших классов.
Практикум построен по принципам научности, методической достаточности, широты
оцениваемых показателей, актуальности тематики работ и опытов, информационной и
дидактической насыщенности изложения.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной внеурочной деятельности, -14- 15
лет.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы:
психологические особенности обучающихся 14 -15 лет.
В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом,
профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный
смысл.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего
к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это
важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как
классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом
внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции.
Подросток приобретает взрослую логику мышления,
Срок реализации: 1 год
Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов – 34 часа, 1 занятие в неделю по 1 часу.
Формы и виды занятий: лекции, самостоятельные поиски нужной информации и
практические занятия.
Формы организации обучения:
3
коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная;
Основные виды проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, лекции, круглые столы.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия проводятся на базе кабинета биологии «Зеленая лаборатория» МБОУ БГО СОШ №5.
Реализацию программы осуществляет учитель по биологии МБОУ БГО СОШ №5.
Форма промежуточной и итоговой аттестации: защита индивидуального и грппового
проектов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с
окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.
Задачи:
Образовательные:
Развитие познавательного интереса к окружающей природе.
Выяснение роли экологии в жизни человека.
Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его
рациональное использование ресурсов.
Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его
сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний
в практической деятельности.
Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального
использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных
социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии
Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в
изменении биологического разнообразия Земли.
Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.
Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.
Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики, химии,
истории и других наук при изучении окружающей природы.
Обучающие:
- расширить и систематизировать знания учащихся по вопросам общей биологии и экологии
- научить учащихся методически правильно и практически эффективно решать
биологические и экологические задачи.
4
Развивающие:
1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе
экологического проектирования
2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и
анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных
результатов.
3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными
формами презентации творческих работ.
4. Развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и
формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.
5. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Воспитывающие:
1.3. Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-
ветственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного поведения;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
развитие интеллектуальных способностей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
5
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу-
ментировать и отстаивать свое мнение.
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в
соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной
знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);
1.4. Содержание программы
Тема №1 Введение -1 час
Введение. Инструктаж по ТБ
Тема №2 Методы исследований в биологии-5 часов
Биологические методы в исследовании.
Приготовление микропрепаратов
Постановка культур простейших
Микроскопические методы
Тема№3 Практикум по биологии-4
Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки»
6
Лабораторная работа №2 «Строение животной клетки»
Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов»
Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов»
Тема №4 Исследование воздуха-6 часов.
Экологические исследования по теме «Воздух». Вводная информация
Лабораторная работа №5 «Изучение СО2 как компонента воздушной среды и показатель
дыхания человека.»
Лабораторная работа №6 «Изучение запыленности воздуха.»
Лабораторная работа №7 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа №8
«Определение запыленности пришкольной территории»
Лабораторная работа №9 «Обнаружение в воздухе наличия микроорганизмов»
Тема №5 Исследование воды-4 часа.
Экологические исследования по теме «Вода». Вводная информация
Лабораторная работа №10 «Кислотный и минеральный состав воды. Правила отбора проб
воды»
Лабораторная работа №11 «Кислотность воды, её определение и устранение»
Лабораторная работа №12 «Количественное определение хлоридов и сульфатов в воде»
Тема №6 Исследование почвы-2 часа.
Экологические исследования почвы. Вводная информация. Анропогенные нарушения почвы
Лабораторная работа №13 «Определение кислотности почвенной вытяжки и оценка
кислотности почвы. Оценка качества продуктов питания на содержание в них нитратов»
Тема №7 Окружающая среда и здоровье человека-8 часов.
Экологические исследования по теме « Окружающая среда и здоровье человека. Вводная
информация»
Лабораторная работа №14 «Изучение экологической опасности загрязнения тяжелыми
металлами»
Лабораторная работа №15 «Оценка качества продуктов питания на содержание в них
нитратов»
Лабораторная работа №16 «Изучение воздействие вредных химических факторов на
здоровье человека»
Лабораторная работа №17 «Влияние кислотности среды на активность ферментов»
Лабораторная работа №18 «Влияние кислотности среды на свойства белка»
Лабораторная работа №19 «Влияние курения на свойства слюны»
Лабораторная работа №20 «Воздействие алкоголя на свойство белков»
7
Тематическое планирование
№
занятия
Тема
Форма
организации
занятия
Количество
часов
Тема №1 Введение -1 час
1.
Введение. Инструктаж по ТБ
Беседа.
1
Тема №2 Методы исследований в биологии-5 часов
2.
Биологические методы в исследовании.
Лекция,
составления
опорного
конспекта.
1
3.
Приготовление микропрепаратов
Лекция,
составления
опорного
конспекта,
практическая
работа
микрогруппами
1
4.
Постановка культур простейших
Лекция,
составления
опорного
конспекта,
практическая
работа
микрогруппами
1
5.
Микроскопические методы
Лекция
1
Тема№3 Практикум по биологии-4
6.
Лабораторная работа №1 «Строение
растительной клетки»
Лабораторная
работа в группах
1
7.
Лабораторная работа №2 «Строение
животной клетки»
Лабораторная
работа в группах
1
8.
Лабораторная работа №3 «Ткани
Лабораторная
1
8
растительных организмов»
работа в группах
9.
Лабораторная работа №4 «Ткани животных
организмов»
Лабораторная
работа в группах
1
Лабораторный практикум по экологии.
Тема №4 Исследование воздуха-6 часов.
10.
Экологические исследования по теме
«Воздух». Вводная информация
Беседа
1
11.
Лабораторная работа №5 «Изучение СО2 как
компонента воздушной среды и показатель
дыхания человека»
Лабораторная
работа в группах
1
12.
Лабораторная работа №6 «Изучение
запыленности воздуха».
Лабораторная
работа в группах
1
13.
Лабораторная работа №7 «Определение
состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная
работа в группах
1
14.
Лабораторная работа №8 «Определение
запыленности пришкольной территории»
Лабораторная
работа в группах
1
15.
Лабораторная работа №9 «Обнаружение в
воздухе наличия микроорганизмов»
Лабораторная
работа в группах
1
Тема №5 Исследование воды-4 часа.
16.
Экологические исследования по теме «Вода».
Вводная информация
Беседа
1
17.
Лабораторная работа №10 «Кислотный и
минеральный состав воды. Правила отбора
проб воды»
Лабораторная
работа в группах
18.
Лабораторная работа №11 «Кислотность
воды, её определение и устранение»
Лабораторная
работа в группах
1
19.
Лабораторная работа №12 «Количественное
определение хлоридов и сульфатов в воде»
Лабораторная
работа в группах
1
Тема №6 Исследование почвы-2 часа.
21.
Экологические исследования почвы. Вводная
информация. Анропогенные нарушения
почвы
Лекция.
1
9
22.
Лабораторная работа №13 «Определение
кислотности почвенной вытяжки и оценка
кислотности почвы», «Оценка качества
продуктов питания на содержание в них
нитратов»
Лабораторная
работа в группах
1
Тема №7 Окружающая среда и здоровье человека-8 часов.
23.
Экологические исследования по теме «
Окружающая среда и здоровье человека.
Вводная информация»
Лекция. Работа с
интернет
ресурсами
1
24.
Лабораторная работа №14 «Изучение
экологической опасности загрязнения
тяжелыми металлами»
Лабораторная
работа в группах
1
25.
Лабораторная работа №15 «Оценка качества
продуктов питания на содержание в них
нитратов»
Лабораторная
работа в группах
1
26.
Лабораторная работа №16 «Изучение
воздействие вредных химических факторов на
здоровье человека»
Лабораторная
работа в группах
1
27.
Лабораторная работа №17 «Влияние
кислотности среды на активность ферментов»
Лабораторная
работа в группах
1
28.
Лабораторная работа №18 «Влияние
кислотности среды на свойства белка»
Лабораторная
работа в группах
1
29.
Лабораторная работа №19 «Влияние курения
на свойства слюны»
Лабораторная
работа в группах
1
30.
Лабораторная работа №20 «Воздействие
алкоголя на свойство белков»
Лабораторная
работа в группах
1
Защита проектов-4 часа.
31-
34
Защита проектов
Выступления по
защите проекта
4
Всего-34 часа
Аннотация к курсу внеурочной деятельности «Лабораторный практикум по экологии и
биологии» -9 класс.
10
Цель реализации курса: развитие естественнонаучного образа мышления,
формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий.
Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, углубляет знания в области
биологии и экологии, способствует развитию логического мышления, стимулирует к
самостоятельному применению и пополнению знаний, а также самостоятельность и
способность к самореализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения (35 ч), 1 ч. в неделю.
Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-
ориентированной деятельности учащихся. Особое место занимают лабораторный
экологический практикум и опыты, проводимые в школьных курсах биологии, химии,
экологии.
Программы школьных курсов предусматривают проведение практических работ по
изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние
окружающей среды и экологическую ситуацию в целом. В настоящем практикуме
предлагаются тематические серии практических работ и опытов, отражающих актуальные
показатели состояния окружающей среды, в то же время по уровню сложности
соответствующих базовым курсам биологии, химии, экологии и доступных для выполнения
школьниками старших классов.
Практикум построен по принципам научности, методической достаточности, широты
оцениваемых показателей, актуальности тематики работ и опытов, информационной и
дидактической насыщенности изложения.
Перечень оборудования: лабораторный инструментарий, учебные модели. Технические
и информационно-коммуникативные средства обучения.
Комплекты печатных демонстрационных пособий.
Содержание курса:
№
Название темы
Количество
часов.
1
Введение. Инструктаж по ТБ
1
2
Тема №2 Методы исследований в биологии
5
3
Тема№3 Практикум по биологии
4
4
Лабораторный практикум по экологии.
6
11
Тема №4 Исследование воздуха.
5
Тема №5 Исследование воды
4.
6
Тема №6 Исследование почвы
2
7
Тема №7 Окружающая среда и здоровье человека
8
8
Защита проектов
4