Напоминание

Лабораторный практикум по биологии и экологии


Автор: Терехова Нина Алексеевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №%
Населённый пункт: г.Борисоглебск, Воронежской обл.
Наименование материала: Тематический план внеурочной деятельности
Тема: Лабораторный практикум по биологии и экологии
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №5

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ БГО СОШ №5

Протокол от 27.08.2020 года №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ БГО СОШ №5

от 31.08.2020 года №118

Директор МБОУ БГО СОШ №5

_______________Н.В. Попова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Хоршева Т.Н.

«__28_»_______08___2020___ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Лабораторный практикум по биологии и экологии»

(9 класс)

Разработчик программы:

Терехова Н.А.,

учитель химии и биологии

Борисоглебск, 2020

1

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Нормативно-правовых документов:

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29. 12. 2012);

-Концепция развития дополнительного образования детей

(утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014

г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного

образования детей;

-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с

Методическими рекомендациями по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ;

-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и

реализации дополнительных общеобразовательных

программ (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной

деятельности и реализации дополнительных

общеобразовательных программ»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам;

Наименование программы: Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Лабораторный практикум по биологии и экологии».

Направленность: учебно-познавательная.

Актуальность программы:

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы обучающихся в сфере

проектной деятельности.

Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, углубляет знания в области

биологии и экологии, способствует развитию логического мышления, стимулирует к

2

самостоятельному применению и пополнению знаний, а также самостоятельность и

способность к самореализации.

В настоящем практикуме предлагаются тематические серии практических работ и опытов,

отражающих актуальные показатели состояния окружающей среды, в то же время по уровню

сложности соответствующих базовым курсам биологии, химии, экологии и доступных для

выполнения школьниками старших классов.

Практикум построен по принципам научности, методической достаточности, широты

оцениваемых показателей, актуальности тематики работ и опытов, информационной и

дидактической насыщенности изложения.

Адресат программы

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной внеурочной деятельности, -14- 15

лет.

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы:

психологические особенности обучающихся 14 -15 лет.

В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом,

профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный

смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего

к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это

важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как

классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом

внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции.

Подросток приобретает взрослую логику мышления,

Срок реализации: 1 год

Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов – 34 часа, 1 занятие в неделю по 1 часу.

Формы и виды занятий: лекции, самостоятельные поиски нужной информации и

практические занятия.

Формы организации обучения:

3

коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная;

Основные виды проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, лекции, круглые столы.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Занятия проводятся на базе кабинета биологии «Зеленая лаборатория» МБОУ БГО СОШ №5.

Реализацию программы осуществляет учитель по биологии МБОУ БГО СОШ №5.

Форма промежуточной и итоговой аттестации: защита индивидуального и грппового

проектов.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с

окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.

Задачи:

Образовательные:

Развитие познавательного интереса к окружающей природе.

Выяснение роли экологии в жизни человека.

Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его

рациональное использование ресурсов.

Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его

сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний

в практической деятельности.

Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального

использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных

социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии

Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в

изменении биологического разнообразия Земли.

Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.

Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.

Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики, химии,

истории и других наук при изучении окружающей природы.

Обучающие:

- расширить и систематизировать знания учащихся по вопросам общей биологии и экологии

- научить учащихся методически правильно и практически эффективно решать

биологические и экологические задачи.

4

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе

экологического проектирования

2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и

анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных

результатов.

3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными

формами презентации творческих работ.

4. Развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и

формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.

5. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Воспитывающие:

1.3. Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,

которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное

многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с

другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-

ветственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки

других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру,

готовность следовать нормам природоохранного поведения;

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

развитие интеллектуальных способностей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных

способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

5

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу-

ментировать и отстаивать свое мнение.

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;

формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в

соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной

знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);

1.4. Содержание программы

Тема №1 Введение -1 час

Введение. Инструктаж по ТБ

Тема №2 Методы исследований в биологии-5 часов

Биологические методы в исследовании.

Приготовление микропрепаратов

Постановка культур простейших

Микроскопические методы

Тема№3 Практикум по биологии-4

Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки»

6

Лабораторная работа №2 «Строение животной клетки»

Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов»

Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов»

Тема №4 Исследование воздуха-6 часов.

Экологические исследования по теме «Воздух». Вводная информация

Лабораторная работа №5 «Изучение СО2 как компонента воздушной среды и показатель

дыхания человека.»

Лабораторная работа №6 «Изучение запыленности воздуха.»

Лабораторная работа №7 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Лабораторная работа №8

«Определение запыленности пришкольной территории»

Лабораторная работа №9 «Обнаружение в воздухе наличия микроорганизмов»

Тема №5 Исследование воды-4 часа.

Экологические исследования по теме «Вода». Вводная информация

Лабораторная работа №10 «Кислотный и минеральный состав воды. Правила отбора проб

воды»

Лабораторная работа №11 «Кислотность воды, её определение и устранение»

Лабораторная работа №12 «Количественное определение хлоридов и сульфатов в воде»

Тема №6 Исследование почвы-2 часа.

Экологические исследования почвы. Вводная информация. Анропогенные нарушения почвы

Лабораторная работа №13 «Определение кислотности почвенной вытяжки и оценка

кислотности почвы. Оценка качества продуктов питания на содержание в них нитратов»

Тема №7 Окружающая среда и здоровье человека-8 часов.

Экологические исследования по теме « Окружающая среда и здоровье человека. Вводная

информация»

Лабораторная работа №14 «Изучение экологической опасности загрязнения тяжелыми

металлами»

Лабораторная работа №15 «Оценка качества продуктов питания на содержание в них

нитратов»

Лабораторная работа №16 «Изучение воздействие вредных химических факторов на

здоровье человека»

Лабораторная работа №17 «Влияние кислотности среды на активность ферментов»

Лабораторная работа №18 «Влияние кислотности среды на свойства белка»

Лабораторная работа №19 «Влияние курения на свойства слюны»

Лабораторная работа №20 «Воздействие алкоголя на свойство белков»

7

Тематическое планирование

занятия

Тема

Форма

организации

занятия

Количество

часов

Тема №1 Введение -1 час

1.

Введение. Инструктаж по ТБ

Беседа.

1

Тема №2 Методы исследований в биологии-5 часов

2.

Биологические методы в исследовании.

Лекция,

составления

опорного

конспекта.

1

3.

Приготовление микропрепаратов

Лекция,

составления

опорного

конспекта,

практическая

работа

микрогруппами

1

4.

Постановка культур простейших

Лекция,

составления

опорного

конспекта,

практическая

работа

микрогруппами

1

5.

Микроскопические методы

Лекция

1

Тема№3 Практикум по биологии-4

6.

Лабораторная работа №1 «Строение

растительной клетки»

Лабораторная

работа в группах

1

7.

Лабораторная работа №2 «Строение

животной клетки»

Лабораторная

работа в группах

1

8.

Лабораторная работа №3 «Ткани

Лабораторная

1

8

растительных организмов»

работа в группах

9.

Лабораторная работа №4 «Ткани животных

организмов»

Лабораторная

работа в группах

1

Лабораторный практикум по экологии.

Тема №4 Исследование воздуха-6 часов.

10.

Экологические исследования по теме

«Воздух». Вводная информация

Беседа

1

11.

Лабораторная работа №5 «Изучение СО2 как

компонента воздушной среды и показатель

дыхания человека»

Лабораторная

работа в группах

1

12.

Лабораторная работа №6 «Изучение

запыленности воздуха».

Лабораторная

работа в группах

1

13.

Лабораторная работа №7 «Определение

состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Лабораторная

работа в группах

1

14.

Лабораторная работа №8 «Определение

запыленности пришкольной территории»

Лабораторная

работа в группах

1

15.

Лабораторная работа №9 «Обнаружение в

воздухе наличия микроорганизмов»

Лабораторная

работа в группах

1

Тема №5 Исследование воды-4 часа.

16.

Экологические исследования по теме «Вода».

Вводная информация

Беседа

1

17.

Лабораторная работа №10 «Кислотный и

минеральный состав воды. Правила отбора

проб воды»

Лабораторная

работа в группах

18.

Лабораторная работа №11 «Кислотность

воды, её определение и устранение»

Лабораторная

работа в группах

1

19.

Лабораторная работа №12 «Количественное

определение хлоридов и сульфатов в воде»

Лабораторная

работа в группах

1

Тема №6 Исследование почвы-2 часа.

21.

Экологические исследования почвы. Вводная

информация. Анропогенные нарушения

почвы

Лекция.

1

9

22.

Лабораторная работа №13 «Определение

кислотности почвенной вытяжки и оценка

кислотности почвы», «Оценка качества

продуктов питания на содержание в них

нитратов»

Лабораторная

работа в группах

1

Тема №7 Окружающая среда и здоровье человека-8 часов.

23.

Экологические исследования по теме «

Окружающая среда и здоровье человека.

Вводная информация»

Лекция. Работа с

интернет

ресурсами

1

24.

Лабораторная работа №14 «Изучение

экологической опасности загрязнения

тяжелыми металлами»

Лабораторная

работа в группах

1

25.

Лабораторная работа №15 «Оценка качества

продуктов питания на содержание в них

нитратов»

Лабораторная

работа в группах

1

26.

Лабораторная работа №16 «Изучение

воздействие вредных химических факторов на

здоровье человека»

Лабораторная

работа в группах

1

27.

Лабораторная работа №17 «Влияние

кислотности среды на активность ферментов»

Лабораторная

работа в группах

1

28.

Лабораторная работа №18 «Влияние

кислотности среды на свойства белка»

Лабораторная

работа в группах

1

29.

Лабораторная работа №19 «Влияние курения

на свойства слюны»

Лабораторная

работа в группах

1

30.

Лабораторная работа №20 «Воздействие

алкоголя на свойство белков»

Лабораторная

работа в группах

1

Защита проектов-4 часа.

31-

34

Защита проектов

Выступления по

защите проекта

4

Всего-34 часа

Аннотация к курсу внеурочной деятельности «Лабораторный практикум по экологии и

биологии» -9 класс.

10

Цель реализации курса: развитие естественнонаучного образа мышления,

формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий.

Курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, углубляет знания в области

биологии и экологии, способствует развитию логического мышления, стимулирует к

самостоятельному применению и пополнению знаний, а также самостоятельность и

способность к самореализации.

Программа рассчитана на 1 год обучения (35 ч), 1 ч. в неделю.

Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-

ориентированной деятельности учащихся. Особое место занимают лабораторный

экологический практикум и опыты, проводимые в школьных курсах биологии, химии,

экологии.

Программы школьных курсов предусматривают проведение практических работ по

изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние

окружающей среды и экологическую ситуацию в целом. В настоящем практикуме

предлагаются тематические серии практических работ и опытов, отражающих актуальные

показатели состояния окружающей среды, в то же время по уровню сложности

соответствующих базовым курсам биологии, химии, экологии и доступных для выполнения

школьниками старших классов.

Практикум построен по принципам научности, методической достаточности, широты

оцениваемых показателей, актуальности тематики работ и опытов, информационной и

дидактической насыщенности изложения.

Перечень оборудования: лабораторный инструментарий, учебные модели. Технические

и информационно-коммуникативные средства обучения.

Комплекты печатных демонстрационных пособий.

Содержание курса:

Название темы

Количество

часов.

1

Введение. Инструктаж по ТБ

1

2

Тема №2 Методы исследований в биологии

5

3

Тема№3 Практикум по биологии

4

4

Лабораторный практикум по экологии.

6

11

Тема №4 Исследование воздуха.

5

Тема №5 Исследование воды

4.

6

Тема №6 Исследование почвы

2

7

Тема №7 Окружающая среда и здоровье человека

8

8

Защита проектов

4



В раздел образования