Автор: Малева Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Чкаловская ООШ" дошкольная группа
Населённый пункт: п. Чкаловский, Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ, Кемеровская область -Кузбасс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чкаловская основная образовательная школа»
дошкольная группа
Использование
приёмов мнемотехники в развитии
связной речи дошкольников
Выполнила: Малева Надежда Алексеевна,
воспитатель разновозрастной группы «Светлячок»,
первая квалификационная категория
п.Чкаловский 2020г
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Введение
Дошкольный
возраст
–
самый
благоприятный для
закладывания
основ
грамотной,
чёткой,
красивой
речи,
что
является
важным
условием
умственного воспитания ребёнка. Владение родным языком – это не только
умение
правильно
построить
предложение.
Ребенок
должен
научиться
рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о
каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ
должен
состоять
из
ряда
предложений
и
характеризовать
существенные
стороны
и
свойства
описываемого
предмета,
события
должны
быть
последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь
ребенка должна быть связной.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и
умственного
развития
детей,
развития
их
мышления,
восприятия,
наблюдательности.
Чтобы
связно
рассказать
о
чем-нибудь,
нужно
ясно
представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать,
отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества,
устанавливать
причинно-следственные,
временные
и
другие
отношения
между предметами и явлениями.
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного
языка: говорить правильно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко
строить развернутые сложные предложения. У детей с нормой речевого
развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно
высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в
школе, для всестороннего развития личности ребенка.
К
сожалению,
психолого-педагогические
исследования
в
коррекционной
педагогике показывают, что
в
настоящее
время наблюдается устойчивая
тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, для
которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как
пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность
связной речи, и, как её компонента – монологической речи. Поэтому одной
из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование
монологической речи.
Взяв за основу положения отечественных психологов: Эльконина Л.В. об
использовании
наглядности,
Л.
С.
Выготского
о
создании
плана
высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает
ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и
знаки, поэтому использование инновационных технологий речевого развития
дошкольников является наиболее эффективным средством решения данной
проблемы, одним из которых является «мнемотехника».
Актуальность
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется
интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике.
Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых —
несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в
системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально –
экономическим условиям реформирования общества, породившим новый
социальный заказ по отношению к различным уровням образования:
необходимость формирования личности, способной к творческому,
сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к
саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников
изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС ДО основное внимание
уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
(ФГОС ДО пункт 1.2).
С позиции ФГОС ДО, пункта 1.5, в котором говорится об обеспечении
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения, а также обеспечения преемственности целей, задач
и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (ФГОС ДО пункт 1.6), одной из центральных задач
современного образования является формирование общей культуры
личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником
воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие
личности ребенка, его познавательной активности, формирование ключевых
компетентностей, определяющих современное качество образования.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые
возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода
мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима.
То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги
такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.
Комарова и многие другие.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношение со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые
нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими
людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у
детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
−
недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить
распространенное предложение;
−
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить ответ;
−
бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование
не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое
внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность
запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то
значительном для них событии или художественном произведении,
одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Поэтому использование приёмов мнемотехники как средства развития
связной речи дошкольников на сегодняшний день является актуальным.
Этот метод поможет детям быть более общительными, выражать свои мысли,
способствует расширению их словарного запаса, развитию связной речи.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: "Использование
приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное
учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда,
способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей
воспитанников.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно
значимой. Главной и отличительной чертой современного общества
является подмена живого человеческого общения зависимостью от
компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми,
игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число
дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение,
уровень развития их речи также требует большого внимания. Для
повышения уровня речевой активности детей было принято решение
использовать нетрадиционные методы развития, более активно привлекать
родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.
Технология данной работы включает в себя разработку перспективного
плана, конспектов специально-организованной деятельности работы
педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами
учреждения.
Содержание данного опыта включает в себя целенаправленное
развитие речи дошкольников.
Мной было разработано и составлено перспективно-тематическое
планирование, с учетом использования мнемотехники на занятиях, что
позволило охватить самые важные направления развития речи
дошкольников.
Регулярно проводились консультации, беседы, открытые занятия, собрания,
круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и
для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Также
были предоставлены (стенды, брошюры, методические рекомендации) для
дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В
течении года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для
родителей. Предоставляя родителям теоретический и практический материал
по развитию речи и использованию мнемотехники, как помощи в
коррекционно-логопедической работе, у нас получилось повысить их
заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало
плодотворной работе в данном направлении.
В ходе данной работы убедилась, что применять модельные схемы можно и
на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная
деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод
мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так как
связная речь является важным показателем умственных способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые
сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень
часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы
этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание
каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и
обогащению словаря.
В связи с введением ФГОС ДО актуальным стало переосмысление
педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических
направлений становления современного образования.
Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных
предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и
методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из
наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста.
Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных
требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по
объему, ёмким.
Обучение детей – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение
таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого
материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и
интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом
способствует преодолению сложного процесса по формированию
правильной, связной речи дошкольников.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию
связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее
значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц
позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных
ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее
время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием
не только развитие речи, но и развитие памяти (слуховой, зрительной,
двигательной, тактильной, мышления, внимания) и воображения.
Использование мнемотехники в процессе развития речи имеет два
аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время
обучения и одновременно решает следующие задачи:
•
развитие связной речи дошкольников;
•
обучение детей правильному звукопроизношению;
• развитие основных психических процессов (памяти, внимания,
образного мышления);
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Приемы мнемотехники:
•
модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные,
временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения,
символические);
•
картинография;
•
коллаж;
•
план-схем;
•
мнемотаблицы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-
графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-
квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. И, как любая работа,
мнемотехника строится от простого к сложному.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо
на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические
функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы
разнообразного характера:
•
геометрические фигуры;
•
символические изображения предметов
(условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
•
планы и условные обозначения;
•
контрастные рамки; и др.
Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли
представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания,
находили точные, образные слова.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем
детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на
вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям я
стала использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогали детям
самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого
объекта, обогащали словарный запас. Важно учитывать, насколько ребёнок
освоил принцип замещения. Дети легче запоминали образы, если цвет
соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняли или
заменяли другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде:
лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга),
медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста
схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на
яркость символических изображений.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста,
удержать его в памяти, я познакомила детей с мнемодорожкой.
Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая
информация. Поскольку она вначале не знакома детям, мы брали на себя
обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которое вложено в
мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в
активном творческом процессе работы.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали
обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое
или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений
природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных
смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно
наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений,
пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом, все произведение зарисовывается
схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое
изображение, воспроизводит текст целиком.
На начальном этапе я предлагала готовый план-схему, по мере обучения
ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей,
превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка
после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет
значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого
произведения я разрабатывала и составляла свою мнемотаблицу,
подбирала рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). И
так, шаг за шагом, создавалась мнемотаблица. Глядя на нее, дети
эмоционально, выразительно воспроизводили произведение.
Проводя работу в таком направлении постепенно дети, совместно со мной,
научились составлять мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы
описательных рассказов одежды, овощей, фруктов, животных, человека,
модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы
и т.д., так как это интересная творческая работа, способствующая активному
развитию детей по многим направлениям. Опираясь на таблицы, дети легко
запоминали текст, передавали его содержание. Для детей 3-5 лет
необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка
быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста –
таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также
от возраста ребенка.
Этапы работы по мнемотаблицам:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
3 этап: осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме
(в младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно)
Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении
многих задач. Одним из приёмов мнемотехники является работа с
коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки,
буквы, геометрические фигуры и т.д. Это обучающее пособие решает разные
задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия,
логического мышления, расширение словарного запаса и т.д. Данное
пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребёнок
учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.
Для развития навыка творческого рассказывания используем силуэтное
изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты
животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и
т.п.).
Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении
описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения
рассказа распространёнными предложениями, вводили модели «красивые
слова» – употребление детьми качественных прилагательных; «слова –
действия» – употребление глаголов. Незаменимое место отводилось
моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа
вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование
картинно-графических схем способствуют образованию наиболее
отчётливых и правильных представлений об изучающих предметах и
явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания,
мышления, наблюдательности. Наличие зрительного плана делает рассказы
чёткими, связными, полными, последовательными.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления
рассказов по пейзажным картинам используем приём фрагментарного
рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для
составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются
картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно
открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом
фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Строение мнемотехники - от простого к сложному.
Начинается
работа
с
простейших
мнемоквадратов,
последовательно
переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Принципы мнемотехники:
1. Принцип творческого обучения и воспитания:
максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
2.Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности,
доступен пониманию ребёнка.
3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является
непреложной ценностью в процессе воспитания.
4.Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей детей.
Перспективное планирование
непосредственно - образовательной
деятельности педагога с детьми старшего и подготовительного
дошкольного возраста с использованием мнемотехники
Месяц
Тема
Цели
Сентябрь
Мониторинг по образовательной области
«Развитие речи детей»
Выявить уровень
речевого развития
детей.
Рассматривание картины «Кошка с
котятами»
Составлять рассказ по
картине с помощью
мнемотаблицы;
Закрепить знания детей
о кошке (внешнем виде,
повадках и т.д)
Октябрь
Чтение и рассматривание иллюстраций к
сказке «Зимовье».
Формировать умение
перессказывать
короткую сказку,
выразительно
передавая диалоги
персонажей.
Кукольный театр «Зимовье»
Продолжать развивать
умение детей
выразительно
передавать диалог
персонажей
Ноябрь
Рассказывание о своей семье.
Формировать умение
описывать членов
своей семьи с помощью
мнемотаблицы;
-Развивать навыки
диалогической речи.
Составление описательного рассказа по
картине «Как животные приготовились к
зиме»
Побуждать к
составлению
небольшого
описательного рассказа
по картине с помощью
мнемотаблицы.
Декабрь
НОД составление описательного рассказа
по картине «Птицы зимой».
Составлять небольшой
описательный рассказ,
отражающий
содержание картины с
помощью
мнемотаблицы.
Январь
Чтение и пересказ сказки «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»
Формировать умение
пересказывать
короткую сказку,
выразительно
передавая диалоги
персонажей.
Кукольный театр «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
Продолжать развивать
умение детей
выразительно
передавать диалог
персонажей
Февраль
Рассказывание по набору предметов.
Упражнять
в составлении
описательного рассказа
о предметах с помощью
мнемотаблиц;
упражнять в
образовании названий
посуды.
Составление описательного рассказа по
картине «Мама моет посуду».
Составлять
описательный рассказ с
помощью
мнемотаблицы по
картине;
Упражнять детей в
составлении
простейшей
мнемотаблицы.
Март
Беседа о транспорте, составление
описательного рассказа.
Обогатить и уточнить:
- представление о
транспорте;
- понимание
общественной
значимости труда
шофера, водителя.
Помочь составить
описательный рассказ
по теме «Транспорт» с
помощью
мнемотаблицы.
НОД «Правила движения для ребят и
зверят»
Закреплять
представление детей об
улице, перекрестке,
проезжей части дороги,
тротуаре, о назначении
светофора для
транспорта и
пешеходов. Развивать
навыки связной речи,
внимание, память с
помощью
мнемотехники.
Апрель
НОД составление описательного рассказа
по картине «Весна».
Составлять небольшой
описательный рассказ,
отражающий
содержание картины с
помощью
мнемотаблицы;
упражнять детей в
составлении
простейшей
мнемотаблицы.
Составление описательного рассказа об
игрушке (кукла) .
Закреплять умение
составлять
описательный рассказ
об игрушке с помощью
мнемотаблицы.
Май
Беседа о птицах, составление
Обогатить и уточнить:
описательного рассказа.
- представление о
жизни, среде обитания,
внешнем виде птиц;
Помочь составить
описательный рассказ
про птиц с помощью
мнемотаблицы.
Составление описательного рассказа по
картине «Лето».
Составлять небольшой
описательный рассказ,
отражающий
содержание картины с
помощью
мнемотаблицы.
Перспективное планирование самостоятельной деятельности детей
Вид деятельности
Задачи
Игра «Копилка слов»
Обогащать словарный запас, развивать
долговременную память.
Игра «Волшебники»
Обогащать словарный запас, развивать
долговременную память, логическое
мышление.
Дидактическая игра
"Профессии"
Рассказать о какой – либо профессии по
предложенной воспитателем таблице.
Дидактическая игра
"Мое любимое животное"
Описать любимое животное с помощью
мнемодорожки, мнемотаблицы
предложенной воспитателем.
Игра «Цветик-семицветик»
Обогащать глаголами словарный запас
дошкольника
Игра «Фотоаппарат»
Развитие зрительной памяти
Дидактическая игра
"Времена года"
Составить описательный рассказ
о временах года
Театрализованная деятельность
по любимым сказкам
Разыгрывать несложные представления
по знакомым литературным
произведениям; используя выразительные
средства (интонация).
Дидактические игры на развитие
вкусовой, зрительной,
тактильной, слуховой памяти.
Развитие различных видов памяти
Дидактическая игра
"Дорисуй предмет(круг, треугольник,
овал, прямоугольник)
Развивать память, мысленные операции,
вкусовое восприятие, речь, фантазию,
творческие способности
Дидактическая игра"Нарисуй слово"
Создавать образы на основе
схематического изображения
Дидактическая игра
"Птицы»
Описать любую птицу по желанию с
помощью мнемодорожки, мнемотаблицы
предложенной воспитателем.
Дидактическая игра
«Придумай сказку по коллажу"
Развивать у детей внимание, фантазию,
творческие способности. Развивать
умение работать коллажами
Перспективное планирование
совместной деятельности воспитателя и детей
Месяц
Тема
Цели
Сентябрь
Беседа «Наш детский сад».
Составление
описательного
рассказа на заданную
тему.
Октябрь
Наблюдение на прогулке
Составление рассказа « Осень"
Составить небольшой
описательный рассказ
по образцу
воспитателя о
собранном урожае.
Упражнять в
составлении
простейшей
мнемотаблицы .
Ноябрь
Рассматривание комнатных
растений, обсуждение способов
ухода за ними.
Рассматривание таблицы-схемы
«Дежурство по столовой»
Закреплять знания о
растениях;
упражнять в
составлении
простейших
мнемотаблиц.
Декабрь
Профессии. Рассматривание
таблицы-схемы «Все работы
хороши»
Закрепить и расширить
словарь детей по теме
«Профессии»;составле
нию небольшого
текста по
мнемотаблице.
Зимняя прогулка
Закрепить знания
детей о зиме,
формировать понятие
причинно-
следственных связей и
закономерностей
явлений природы.
Упражнять детей в
умении составлять
связный рассказ.
Январь
Снеговик
Упражнять детей в
умении составлять
связный рассказ.
Развивать
наблюдательность,
внимание, наглядно –
действенное
мышление.
Февраль
Наблюдения на прогулке за
птицами;
Составления рассказа "Снегири"
Формировать умение
наблюдать за живым
объектом; воспитывать
доброе отношение к
птицам, проявлять
заботу о них, составить
вместе с детьми
описательный рассказ.
Март
Весна пришла. Заучивание
пословиц о весне.
Закрепить знания
детей о весне,
упражнять детей в
умении заучивания
пословиц по схеме-
модели
Апрель
Наблюдения на прогулке
Составление рассказов о весне
Закрепить и расширить
словарь детей по теме
«Весна», формировать
понятия причинно-
следственных связей и
закономерностей в
явлениях природы.
Потренироваться
самим детям в
составлении
простейшей таблицы.
Май
Ухаживаем за цветами.
Упражнять детей в
умении составлять
связный рассказ по
схеме-модели.
Воспитывать бережное
отношение к цветам,
проявлять заботу о
них.
Перспективный план работы с родителями
Месяц
Содержание работы
Форма проведения
Сентябрь
Речевое развитие детей старшего
дошкольного возраста .
Родительское собрание
Октябрь
Анкетирование родителей
«Приоритетные направления в
развитии речи детей»
Индивидуальные
консультации
Ноябрь
«Создание условий в семье для
речевого развития ребенка 5-8
лет».
Консультация для
родителей
Декабрь
Что такое мнемотехника?
Папка-передвижка
Январь
«Развитие речи у детей 5-8 лет.
Метод мнемотехники».
Родительское собрание
Февраль
« Мнемотехника в разучивании
стихотворений».
Консультация для
родителей
Март
Составляем и используем
мнемотаблицы дома .
Папка передвижка
Апрель
« Рассказываем сказки с помощью
с мнемотаблиц».
Индивидуальные
консультации
Май
«Наши успехи».
Родительское собрание
Результативность метода «мнемотехника»
Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития
связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие
основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в
достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Ожидаемые результаты в отношении детей:
•систематизация знаний детей по лексическим темам, закрепление знаний об
окружающем мире;
• пополнение и активизация словарного запаса детей;
•развитие
логического
и
образного
мышления,
совершенствование
связной
речи;
• формирование целостности окружающего мира;
• умение договариваться и работать слажено;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
•
умение
ребенка
отвечать
на
вопросы
полным
предложением;
•умение
осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для
исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал;
В отношении родителей:
•
повышение
компетентности
в
вопросах
организации
и
проведения
совместной творческой и речевой деятельности;
•
повышение
активности
родителей
в
воспитательно-образовательном
процессе.
Эффективность работы по данному опыту можно отследить по следующим
критериям:
В отношении детей:
• через их совместную работу по поиску и сбору информации;
• по умению анализировать и систематизировать информацию;
• по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
В отношении родителей:
• через повышение родительской активности и их заинтересованностью
воспитательно-образовательным процессом;
• через активное участие в предлагаемых формах работы.
Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно
повысился, видна положительная динамика.
Мониторинг речевого развития детей старшего и подготовительного
дошкольного возраста за 2018-2019 учебный год
Возрастная
подгруппа
Период
проведения
мониторинга
Уровни
Высокий (%)
Средний(%)
Низкий(%)
Старшая
подгруппа
Начало года
0
45
55
Середина года
15
60
25
Конец года
30
70
0
Подготовительная
подгруппа
Начало года
10
50
40
Середина года
30
60
10
Конец года
40
60
0
Мониторинг речевого развития детей старшего и подготовительного
дошкольного возраста за 2019-2020 учебный год
Возрастная
подгруппа
Период
проведения
мониторинга
Уровни
Высокий (%)
Средний(%)
Низкий(%)
Старшая
подгруппа
Начало года
0
50
50
Середина года
25
55
20
Конец года
40
60
0
Подготовительная
подгруппа
Начало года
10
45
45
Середина года
30
55
15
Конец года
50
50
0
Вывод:
таким
образом,
диагностика
уровня
развития
связной
речи
воспитанников показала следующие результаты:
•
у
детей
появилось
желание
пересказывать
сказки,
тексты,
придумывать
интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
•дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей
детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников
с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4.
Выгодский
Л.С.
Мышление
и
речь.
5-е
издание,
исправленное.
Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352
5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному
моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
6.
Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у
дошкольников”.
7.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста
с
общим
речевым
недоразвитием
//
Глухов
В.П.
Дощкольное
воспитание 2004г. № 6, с.
8.
Давьщова
Т.Г.
Ввозная
В.М.
Использование
опорных схем
в
работе
с
детьми
//
Давьщова
Т.Г.
Ввозная
В.М.
Справочник
старшего
воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
9.
Ефименкова
Л.Н.
Формирование
речи
у
дошкольников
/
Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
10.
Коррекционно-педагогическая
работа
в
дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.,
2007 — с.18
11.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с
недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4
с. 51-54.
11.
Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и
воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб. - СПб.,: Акцидент, 1996
12.
Малетина,
Н.
«Моделирование в
описательной
речи
детей
с
ОНР», 2004.
13.
Омельченко
Л.В.
Использование
приёмов
мнемотехники
в
развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
14.
Полянская,
Т.
Б.
«Использование
метода
мнемотехники
в
обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
15.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологию - СПб, 2000 г
16.
Смышляева
Т.Н.
Корчуганова
Е.Ю.
Использование
метода
наглядного
моделирования
в
коррекции
общего
недоразвития
речи
дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
17.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных
рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
18.
Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском
саду М.: Просвещение, 1993
19.
Ушакова
О.С.
Развитие
речи
дошкольников
-
М.:
Институт
психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.
20.
Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного
возраста:
Учеб.
-
метод.
пособие
для
воспитателей
дошк.
образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288
21.
Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
22.
Широких Т.Д.
Учим
стихи
–
развиваем
память
/
Ребёнок в
детском саду. 2004. N2. С.59-
24. Интернет ресурсы.