Автор: Вавина Вера Константиновна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Организация предметно-пространственной развевающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»
Консультация для воспитателей
«Организация предметно-пространственной
развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Воспитатель: Вавина Вера Константиновна,
I квалификационная категория
Ханты-Мансийск, 2020
Консультация для воспитателей
«Организация предметно-пространственной
развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Воспитатель: Вавина Вера Константиновна,
I квалификационная категория
Ситуация развития современной системы образования Российской
Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного
образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период
целенаправленного развития базовых качеств личности.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования
является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в
соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных
стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п.
3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для
уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и
содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО» -
Письмо Министерства образования науки России от 28.02.14 № 08-240
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования
«Развивающая предметно-пространственная среда» – это специфические
для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование,
мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства
организации (группы) .
Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между
педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных
областей и другие условия… »
Принципы по ФГОС ДО
• полифункциональность
• трансформируемость
• вариативность
• насыщенность
• достаточность
• безопасность
Основные принципы построения развивающей среды
• Принцип дистанции позиции при взаимодействии - принцип ориентирован на
организацию пространства для общения взрослого с ребенком на основе
пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает
соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить,
уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого (Использование
разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
• Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и
ребенка в создании окружающей среды (Использование больших модульных
наборов; стен, ширм)
• Принцип стабильности-динамичности. Игровые комнаты для детей каждой
возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной
мебели; игрушечной мебели; емкостей для хранения игрушек; мягкие плоскости,
подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в
универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью
трансформируемости пространства, здесь же возможно создание тематических зон
(Использование игровых столов сложной конфигурации; мебель-трансформер;
игрушки-заменители).
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Эстетическая
организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению
предметной среды.
• Гендерный принцип. Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую
идентификацию;
Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется
особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на
содействие становлению ребенка как личности.
В организации предметно-пространственной среды группового помещения
предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового
помещения Н. А. Коротковой
Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под
свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.
Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое
пространство на три части:
1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,
2) активную зону,
3) рабочую зону,
для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в
ДОУ.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента,
должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и
расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Рабочий блок (50%) Здесь размещаются центры науки, игротека (математики,
искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в
рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное,
трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование
для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия
познавательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности
детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы
разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры
маркируются с помощью табличек с условным обозначением.
Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы
между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние
мольберты, крупные объемные модули и т. п.). Разделение смысловыми маркерами
включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий
материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо
чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по
дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы следует хранить в удобных
и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках,
контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.
- Детские столы и стулья
- Доска
- Стеллажи
- Игровые настенные панели
- Магнитные плакаты
ООД и виды самостоятельной детской деятельности (продуктивная,
познавательно-исследовательская) .
Блок активной деятельности (30%)
Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием
пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п.
(условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры,
строительно-конструктивных игр, физкультурное оборудование.
- Ковер
- Крупный конструктор
- Крупные игровые маркеры
- Игровые модульные трансформеры
- Игровые настенные панели
- Физкультурное оборудование
Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,
двигательная. конструирование
Блок спокойной деятельности (20 %)
Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной
деятельности».
- Ковер
- Столик, диван
- Многофункциональные ячеечные стеллажи
- Уголок природы
- Ширма (театральный, музыкальный уголки)
- Мобильный игровой стол
Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная,
театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познавательно-
исследовательская
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода
на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых
важных является задача индивидуализации образования.
Использование компонентов предметно-пространственной среды
Группа ДОУ может иметь свое название и соответствующий ему
стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по
оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены
визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике
каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки — данные его
родителей, контактные телефоны.
С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться
следующие компоненты детской субкультуры: стенд или уголок с фотографиями
детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом,
названием сезона, месяца, числа; в приемных размещаются желания детей ко дню
рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком
(6-7 лет). В группе оформляется «Уголок именинника», «Паровозик желаний» и т.
д.
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня
можно благодаря рубрике «Мое настроение».
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках
и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например,
дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется
рубрика «Я молодец, я научился».
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных
комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать
детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна
быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры,
помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и
возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения,
партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном
мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин,
конструкторов, предметов для двигательной активности.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах
детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях,
газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и
продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов
(книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.)
Коллекционирование — доступный детям вид деятельности, учитывающий
их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве
сокровищ».
Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных
достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах,
выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением
необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов
детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная
пластика и т. д.)
Рекомендации моделирования
развивающей предметно - пространственной среды
- Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин
известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе
«Социокультурные истоки» по теме: «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе
слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая
книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»;
«Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые
уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и
рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской
сказки» и т.д.;
Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов,
иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля
Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.
- Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы;
художественные альбомы с разными видами декоративно- прикладного искусства,
образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного
искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов
культуры и быта народа и др.;
- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр: сюжетно-
ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные;
строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от
возраста детей;
- Игры: кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий;
домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных
сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам»,
«Путешествие в историю родного города, края, России» и др.;
- Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости
от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки
книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов
классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические
календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками;
книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей- классиков и поэтов-
писателей своего региона, музыкантов, художников и др.
- Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей
региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества,
фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»;
«Дружная семья»; «Бабушкин двор»;
«Богатырская застава»; «Город чудный, город
древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам
православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных
ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты
России и
родного края и др.
- Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей
для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды
изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.
Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с
учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная нами
развивающая предметно-пространственная среда:
— системная, отвечает целям и задачам Программы;
— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их
достижения задаются предметной средой;
— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;
— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к
познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также
к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые
идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру,
конструирование), так и развитие детей в ней;
— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых
компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых
ее форм к более сложным, содержательным.
Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным
нормам и правилам и спроектировано на основе:
реализуемой программы;
требований нормативных документов;
материальных и архитектурно-пространственных условий;
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого
зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных
элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к
потребностям и нуждам ребенка).