Напоминание

"Организация предметно-пространственной развевающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"


Автор: Вавина Вера Константиновна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Организация предметно-пространственной развевающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

Консультация для воспитателей

«Организация предметно-пространственной

развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Воспитатель: Вавина Вера Константиновна,

I квалификационная категория

Ханты-Мансийск, 2020

Консультация для воспитателей

«Организация предметно-пространственной

развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Воспитатель: Вавина Вера Константиновна,

I квалификационная категория

Ситуация развития современной системы образования Российской

Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного

образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период

целенаправленного развития базовых качеств личности.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования

является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в

соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных

стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п.

3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной

деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для

уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и

содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО» -

Письмо Министерства образования науки России от 28.02.14 № 08-240

«Комментарии к ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда» – это специфические

для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование,

мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства

организации (группы) .

Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между

педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных

областей и другие условия… »

Принципы по ФГОС ДО

• полифункциональность

• трансформируемость

• вариативность

• насыщенность

• достаточность

• безопасность

Основные принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции позиции при взаимодействии - принцип ориентирован на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком на основе

пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает

соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить,

уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого (Использование

разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и

ребенка в создании окружающей среды (Использование больших модульных

наборов; стен, ширм)

Принцип стабильности-динамичности. Игровые комнаты для детей каждой

возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной

мебели; игрушечной мебели; емкостей для хранения игрушек; мягкие плоскости,

подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в

универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью

трансформируемости пространства, здесь же возможно создание тематических зон

(Использование игровых столов сложной конфигурации; мебель-трансформер;

игрушки-заменители).

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Эстетическая

организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению

предметной среды.

Гендерный принцип. Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую

идентификацию;

Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется

особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на

содействие становлению ребенка как личности.

В организации предметно-пространственной среды группового помещения

предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового

помещения Н. А. Коротковой

Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под

свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.

Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое

пространство на три части:

1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,

2) активную зону,

3) рабочую зону,

для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в

ДОУ.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента,

должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и

расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Рабочий блок (50%) Здесь размещаются центры науки, игротека (математики,

искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в

рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное,

трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование

для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия

познавательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности

детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы

разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры

маркируются с помощью табличек с условным обозначением.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы

между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние

мольберты, крупные объемные модули и т. п.). Разделение смысловыми маркерами

включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий

материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо

чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по

дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы следует хранить в удобных

и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках,

контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

- Детские столы и стулья

- Доска

- Стеллажи

- Игровые настенные панели

- Магнитные плакаты

ООД и виды самостоятельной детской деятельности (продуктивная,

познавательно-исследовательская) .

Блок активной деятельности (30%)

Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием

пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п.

(условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры,

строительно-конструктивных игр, физкультурное оборудование.

- Ковер

- Крупный конструктор

- Крупные игровые маркеры

- Игровые модульные трансформеры

- Игровые настенные панели

- Физкультурное оборудование

Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,

двигательная. конструирование

Блок спокойной деятельности (20 %)

Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной

деятельности».

- Ковер

- Столик, диван

- Многофункциональные ячеечные стеллажи

- Уголок природы

- Ширма (театральный, музыкальный уголки)

- Мобильный игровой стол

Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная,

театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познавательно-

исследовательская

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода

на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых

важных является задача индивидуализации образования.

Использование компонентов предметно-пространственной среды

Группа ДОУ может иметь свое название и соответствующий ему

стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по

оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены

визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике

каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки — данные его

родителей, контактные телефоны.

С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться

следующие компоненты детской субкультуры: стенд или уголок с фотографиями

детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом,

названием сезона, месяца, числа; в приемных размещаются желания детей ко дню

рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком

(6-7 лет). В группе оформляется «Уголок именинника», «Паровозик желаний» и т.

д.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня

можно благодаря рубрике «Мое настроение».

В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках

и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например,

дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется

рубрика «Я молодец, я научился».

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных

комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать

детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна

быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры,

помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и

возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения,

партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном

мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин,

конструкторов, предметов для двигательной активности.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах

детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях,

газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и

продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов

(книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.)

Коллекционирование — доступный детям вид деятельности, учитывающий

их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве

сокровищ».

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных

достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах,

выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением

необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов

детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная

пластика и т. д.)

Рекомендации моделирования

развивающей предметно - пространственной среды

- Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин

известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе

«Социокультурные истоки» по теме: «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе

слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая

книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»;

«Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые

уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и

рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской

сказки» и т.д.;

Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов,

иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля

Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.

- Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы;

художественные альбомы с разными видами декоративно- прикладного искусства,

образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного

искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов

культуры и быта народа и др.;

- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр: сюжетно-

ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные;

строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от

возраста детей;

- Игры: кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий;

домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных

сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам»,

«Путешествие в историю родного города, края, России» и др.;

- Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости

от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки

книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов

классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические

календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками;

книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей- классиков и поэтов-

писателей своего региона, музыкантов, художников и др.

- Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей

региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества,

фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»;

«Дружная семья»; «Бабушкин двор»;

«Богатырская застава»; «Город чудный, город

древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам

православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных

ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты

России и

родного края и др.

- Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей

для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды

изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.

Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать

возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с

учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная нами

развивающая предметно-пространственная среда:

— системная, отвечает целям и задачам Программы;

— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их

достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;

— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к

познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также

к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые

идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру,

конструирование), так и развитие детей в ней;

— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых

компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых

ее форм к более сложным, содержательным.

Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным

нормам и правилам и спроектировано на основе:

реализуемой программы;

требований нормативных документов;

материальных и архитектурно-пространственных условий;

предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого

зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных

элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого

ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к

потребностям и нуждам ребенка).



В раздел образования