Напоминание

" Права и обязанности"


Автор: Шорникова Елена Альвовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БОУ
Населённый пункт: Чувашия, Шумерлинский район, п. Саланчик
Наименование материала: Воспитательский час
Тема: " Права и обязанности"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема занятия:

«Мои права и обязанности»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка

воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка»

отражающей права и обязанности детей.

Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и

«обязанность», показать их единство.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Ход воспитательского часа

Приветствие:

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Педагог: Радостно от того, что мы собрались снова вместе. Мы собрались

для того, чтобы поговорить на очень серьезную и важную для всех тему.

Сегодня мы с вами будем говорить на тему: «Мои права и обязанности».

Ребята, давным-давно на Земле появились люди. Вместе с ними возникли

и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что

не могут? На что имеют право и на что не имеют?

Люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они

пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом

обществе. Со временем договорились, и эти правила записали во «

Всеобщую декларацию прав человека". В ней изложены права взрослых

людей.

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них

есть права и обязанности. В 1989 году Организация Объединенных Наций

создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности

детей. Этот документ называется « Конвенция о правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые

подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права

ребенка приобретают силу норм международного права. Данный документ

состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня

мы познакомимся с некоторыми из них, прописанными в « Конвенции о

правах ребёнка».

Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы

жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как

1

выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, защищать своих

граждан, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- Ребята, как вы думаете, есть ли права у вас, у детей?

- Есть.

Чтобы вам было легче работать, я хочу подарить вам вот такую

памятку, которая называется «Мои права и обязанности ». На одной

стороне написаны права, а на другой обязанности. Сначала мы рассмотрим

права, а потом обсудим обязанности.

Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами,

заключёнными в данной Конвенции. Ребята, давайте по очереди

прочитаем, на что вы имеете право?

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого

достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность

жилища, тайну переписки.

Право на детский труд

Право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи.

А теперь, одноклассники прочитают стихи, и вы должны будете

угадать, о каком праве идёт речь.

1.

Акмаль. Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое. Право на имя при рождении ст.№7

На что имеет право при рождении?

2.

Дима. Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята. Право на заботу и воспитание родителями

ст.9

С кем должны жить дети?

3.

Костя. Есть еще такое право

помнить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить. Право на всестороннее развитие и уважение

человеческого достоинства ст12,13,14

Если ребёнок думает, творит, развивается, то он имеет право на что?

2

4. Люба.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. Право на детский труд ст.32

Если вы посадили росточек, то должны за ним постоянно ухаживать, т.е.

трудиться без этого он не вырастит.

5. Максим. Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. Право на медицинскую помощь ст.24

Если вы заболели, то на что имеете право?

6.Костя. Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке. Право говорить на родном языке и соблюдать родные

обычаи ст.30

По конвенции о правах ребёнка все дети могут разговаривать на каком

языке?

7.Люба. Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас. Право на образование ст.28

На что имеют право дети при достижении школьного возраста?

8. Акмаль. Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано. Право на жизнь ст.6

На что имеет право каждый человек, который родился на белый свет?

Педагог: Молодцы, справились с заданием.

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к

юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди,

которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы

сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в

игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к

вам за советом приходят литературные герои. – Маугли и Гарри Поттер.

Посмотрите на слайд, подумайте, какие права ребенка нарушены и

разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию,

ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так:

«Согласно Конвенции «О правах ребенка…»

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и

вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

3

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до

18 лет. Маугли еще нет 18 лет, значит, он ребенок и имеете те же права, что

и все дети.

Маугли: Я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке

зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной

как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать

ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу

перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское

обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма,

адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на

личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на

уважение его достоинства.

Педагог: Молодцы, я думаю, теперь литературные герои могут постоять за

себя.

Психотренинг.

Все встают в круг. Педагог объясняет задание: глядя друг другу в глаза,

надо сказать “Я уважаю, твое право на …, и не стану тебе мешать…”.

Собеседник благодарит и продолжает.

Люба.1. “Я уважаю, твое право на собственное мнение и не буду тебя

перебивать».

Дима. 2.“Я уважаю, твое право на имя при рождении и не буду звать тебя

только по имени».

Максим.3.“Я уважаю, твое право на образование и не буду тебя отвлекать во

время уроков»

Акмаль. 4.“Я уважаю, твое право на отдых не буду тебя мешать, когда ты

занимаешься своими делами»“

Костя. 5. “Я уважаю, твое право говорить на родном языке и не буду тебя

перебивать, когда ты разговариваешь на родном языке”

Дима. 6. “Я уважаю, твое право на детский труд и не буду тебя отвлекать,

когда ты делаешь разные поделки».

Костя.7. “Я уважаю, твое право на заботу и воспитание родителями и

буду уважительно относиться к твоим родителям».

Акмаль.8. Я уважаю, твое право на тайну переписки и не буду читать твои

сообщения ».

Игра идет по кругу. Молодцы, поиграли, давайте работать дальше.

4

Нужно знать свои права.

Нужно уважать права других людей.

Нельзя забывать об обязанностях.

В каждой стране есть своя Конституция, куда внесены права и

обязанности гражданина данного государства, которая является основным

законом, по которому должны жить граждане страны. В нашей стране она

называется « Конституция Российской Федерации».

Педагог

:

Как вы понимаете, что такое обязанности?

Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на

кого-нибудь и безусловных для выполнения». Обязанности бывают разные в

школе, семье, общественном месте и так далее.

Сейчас поговорим об обязанностях в школе, повторим некоторые из них.

Давайте сейчас вернёмся к памятке школьника с обязанностями, которая, я

надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

Выполняй устав школы.

Соблюдай дисциплину.

Не пропускай занятия без уважительной причины.

Береги школьное имущество.

Участвуй в школьных мероприятиях.

Ученик поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или

ответить на вопрос учителя.

Принимает участие в мероприятиях по благоустройстве школы и

школьной территории.

Учащийся обязан иметь на занятиях учебники, тетради, пособия.

Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки.

Дежурные по классу после окончания уроков готовят класс для

следующего рабочего дня.

Запрещается бегать по школе, толкать друг друга, драться.

В школе не разрешается жевать жевательную резинку.

Запрещается пользоваться телефонами на уроках.

Запрещается физическое насилие, запугивание , издевательства,

попытки унижения личности.

Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от

занятий посторонними разговорами, играми и другими, не

относящимися к уроку делами

Учащийся обязан приходить в школу чистый, опрятный, снимать в

гардеробе верхнюю одежду.

Педагог: Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у

тебя не будет. Сейчас займёмся разбором ситуаций.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

5

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда,

когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей -

обязанность каждого человека. Чьи права они нарушают? Какие обязанности

не выполняют?

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом

разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой

музыкой.

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Мама права она уважает права других людей, а сын думает только

о себя, в то же время забывает о своих обязанностях.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах

ребенка» запрещено насилие над детьми.

Объясните, пожалуйста, в чем Дима не прав.

Это не насилие, а посильный труд. Кроме того дежурный должен

подготовить доску к следующему уроку это входит в его

обязанность.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети

ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

– рисованием!

Разъясните Иванову его права и обязанности.

Парта – это школьное имущество, на ней нельзя рисовать. Для

того чтобы рисовать есть альбом для рисования.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Нет, он не прав. Во время уроков дети должны учиться, а не бегать

по классу.

Педагог: Молодцы, выяснили, что кроме прав есть и обязанности.

Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.

Акмаль. 1.Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.

Дима. 2.Нужен ветер, нужно поле, нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.

Костя. 3.Невозможно без природы, без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.

Люба. 4.Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.

Максим.5.Главное для всех на свете это – мама, дом, семья.

Не обижайте близких, дети – это лучшие друзья.

Костя. 6.Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,

Но знаем, важно делать то, что благо для других.

6

Подведение итогов беседы.

В конце воспитательского часа давайте подведём итоги. Итак, о каких

правах и обязанностях мы сегодня говорили? Давайте, по очереди

перечислим некоторые из них. Отстаивая свои права, вы всегда должны

помнить, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом и

другими людьми.

Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из

нас, хотелось бы поверить в ваши знания, и на то, что вы будете применять

в повседневной жизни.

Педагог: Спасибо за работу и активное участие

7



В раздел образования