Автор: Успаская Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ №45" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Окружающий мир 4 класс "Горы России"
Раздел: начальное образование
Предмет: «Окружающий мир»
4 класс
Тема урока
: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ
Программа «Планета знаний»
И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин
«Окружающий мир» 4 класс. М.: Астрель, 2013.
Цели урока
:
Сформировать у учащихся представление о горах.
Познакомить с горами на территории России.
Развивать
познавательную
активность
детей,
умение
работать
по
карте,
умение
проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе родной страны и родному краю.
Оборудование:
Физическая
карта
России,
атласы,
мультимедийная
презентация
с
изображением
изучаемых
объектов;
аудиозапись
песни
«Марш
юннатов»
(муз.
Дунаевского,
сл.
Матусовского), «солнышко».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
-
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по
стране, изучая ее, с востока на запад . увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки,
что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она
вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
II. Работа над новой темой
Запись на доске : « Горы России».
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце.)
- Конечно, это солнышко!
Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)
-
С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим
условные
обозначения
физической
карты.
Проведём
тест
на
соответствие.
Задание:
Соедини стрелками. (Взаимопроверка)
Мы успешно справились с заданием и готовы к путешествию. Работаем с атласами в
парах.
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
(Показ слайдов № 2,3 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)
-
Найдите
полуостров
Камчатка
на
ваших
картах.
Солнышко
закрепляется
над
полуостровом Камчатка.
- Что вы интересного знаете о полуострове? (С севера на юг по всему полуострову проходят
горы.)
-
Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота
4750м.)
(Показ слайда № 4 «Вулкан Ключевская Сопка»)
Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская
Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15
октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на
полуострове 28 вулканов.
-
Продолжим
наше
путешествие.
Где
остановилось
наше
«солнышко»? (Над
Средне-
Сибирским плоскогорьем.)
-
Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый,
коричневый.)
- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)
-
Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье
- место с
равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
(Показ слайда № 5 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)
-
В
целом
Средне-Сибирское
плоскогорье
похоже
на
горную
страну,
здесь
много
возвышенного пространства, и выглядит так:
(Показ слайда № 6 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.
А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется
над горами Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым
цветом.)
- А какие горы? (Алтай и Саяны.)
(Показ слайда № 7, 8 с изображением Алтая)
- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они
изображены темно-коричневым цветом.
На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.
(Показ слайда №9 с изображением горы Белуха.)
А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.
(Показ слайдов №10,11 с видом Саян)
- Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.
Солнышко закрепляется над
Уральскими горами.
- Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие
горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)
-
Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские
горы.
(Показ слайда № 14)
Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора -
Народная, ее высота 1895 м..)
(Показ слайда№ 15 с изображением горы Народная.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
(Показ слайда№ 16)
(Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)
-
Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-
невысокие.)
(Просмотр слайда №17 «Уральские горы».
Уральские
горы,
Уральский
хребет,
а
когда-то,
тысячу
лет
назад,
его
называли
Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в
Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.
-
Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.
Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)
-
Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны
пологие.)
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.
III. Физкультминутка
Мы сейчас вес дружно встанем,
Отдохнем мы на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
IV. Продолжение новой темы
Звучит запись песни «Марш юннатов» (на 17 слайде кликнуть значок звука)
- И опять нас дорога зовет.
Мы движемся на запад,
Так солнышко ведет.
- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.
- Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым
цветом. Их называют Кавказскими горами.)
(Просмотр слайдов № 22,23,24 с фотографиями Кавказских гор)
- Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты
снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и
самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м.
Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)
(Просмотр слайда № 25)
Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?
(Слайд № 26)
(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди
равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
-
V-
Исследовательская работа –работа в группах (Давайте сделаем
привал, повернемся лицом друг к другу и исследуем предмет,
который могли найти в горах)
Задание:
•
1.Рассмотрите предмет.
•
2.Определите природный материал
•
3.Почему он мог оказаться в горах
•
4.Раскажите о значении предмета в жизни человека.
Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли
огромный путь от восточных границ до западных и
оказались у себя дома
Начинаем путешествие по родному краю
Никольская гора (Белая гора) – меловой холм с плоской вершиной у северо-восточной
окраины р.п. Сурское на левом берегу реки Суры. Абсолютная высота 176 м, высота от уреза
реки Суры 76 м. У подножья, с восточной стороны находится родник.
1. Происхождение названия.
Прежнее название – Белая гора – связано с цветом холма, сложенного верхнемеловыми
светлыми отложениями. Нынешнее название связывают с легендой явления Николая
Чудотворца на вершине горы во время набега ногайцев. Считается, что стояла их орда перед
острогом Промзино-Городище (так в те времена назывался р.п. Сурское), готовая ринуться в
бой. Но «появился на горе старец огромного роста, и убоялись ногайцы и отступили». Так ли
это было на самом деле, или не так, неизвестно – нет на то документального подтверждения,
но со времени постройки на вершине горы часовни в 1862 году, у горы появилось ещё одно
название – Никольская, и в настоящее время это название и используется, как основно
Общая площадь природного заказника — 50 тыс. га, располагается он в юго-восточной части Приволжской
возвышенности. Неповторимые природные ландшафты формируются здесь за счет сочетания разнообразных
форм рельефа правобережья, покрытых лесной растительностью, с обширным пространством акватории
Куйбышевского водохранилища.
Основу заказника составляют Сенгилеевские горы, вытянутые вдоль Волги с севера на юг от с. Криуши и до
долины реки Сенгилейки на 22 км. Ширина гор с запада на восток составляет около 12 км.
Максимальная высота — 334 м над уровнем моря.
Горы имеют трехъярусное строение. Верхний ярус сложен песками, песчаниками, диатомитами и опоками,
средний — писчим и мергелистым мелом и глинами. Уступы ярусов хорошо видны в рельефе, расчленены
оврагами и балками, вскрывающими коренные породы.
От основного массива гор отделены останцы — Гранное ухо, Шиловская шишка, холм Шиловского мелзавода.
В горах берут начало реки: Арбуга, Атца, Сенгилейка, Тушенка.
Ресурсы заказника представляют собой историческую, рекреационную и экологическую ценность. На
территории Сенгилеевских гор проходят историко-краеведческие, археологические, ботанические и другие
исследования.
IV. Закрепление
Вопросы «Почемучки»;
-
Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы
бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)
V. Подведение итогов урока
Какие горы вам больше всего понравились? Где бы вы хотели побывать? На следующем
уроке мы будем изучать вулканы, кто желает, можете подготовить сообщения.
Домашнее задание
.
Прочитать текст, ответить на вопросы с. 33-35
Выполнить задание в № 26 в рабочей тетради.