Напоминание

Окружающий мир 4 класс "Горы России"


Автор: Успаская Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ №45" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Окружающий мир 4 класс "Горы России"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: «Окружающий мир»

4 класс

Тема урока

: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ

Программа «Планета знаний»

И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

«Окружающий мир» 4 класс. М.: Астрель, 2013.

Цели урока

:

Сформировать у учащихся представление о горах.

Познакомить с горами на территории России.

Развивать

познавательную

активность

детей,

умение

работать

по

карте,

умение

проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе родной страны и родному краю.

Оборудование:

Физическая

карта

России,

атласы,

мультимедийная

презентация

с

изображением

изучаемых

объектов;

аудиозапись

песни

«Марш

юннатов»

(муз.

Дунаевского,

сл.

Матусовского), «солнышко».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

- Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

-

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по

стране, изучая ее, с востока на запад . увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки,

что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она

вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

II. Работа над новой темой

Запись на доске : « Горы России».

- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце.)

- Конечно, это солнышко!

Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)

-

С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим

условные

обозначения

физической

карты.

Проведём

тест

на

соответствие.

Задание:

Соедини стрелками. (Взаимопроверка)

Мы успешно справились с заданием и готовы к путешествию. Работаем с атласами в

парах.

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

(Показ слайдов № 2,3 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)

-

Найдите

полуостров

Камчатка

на

ваших

картах.

Солнышко

закрепляется

над

полуостровом Камчатка.

- Что вы интересного знаете о полуострове? (С севера на юг по всему полуострову проходят

горы.)

-

Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота

4750м.)

(Показ слайда № 4 «Вулкан Ключевская Сопка»)

Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская

Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15

октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на

полуострове 28 вулканов.

-

Продолжим

наше

путешествие.

Где

остановилось

наше

«солнышко»? (Над

Средне-

Сибирским плоскогорьем.)

-

Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый,

коричневый.)

- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)

-

Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье

- место с

равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

(Показ слайда № 5 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)

-

В

целом

Средне-Сибирское

плоскогорье

похоже

на

горную

страну,

здесь

много

возвышенного пространства, и выглядит так:

(Показ слайда № 6 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется

над горами Алтая и Саян.

- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым

цветом.)

- А какие горы? (Алтай и Саяны.)

(Показ слайда № 7, 8 с изображением Алтая)

- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они

изображены темно-коричневым цветом.

На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.

(Показ слайда №9 с изображением горы Белуха.)

А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

(Показ слайдов №10,11 с видом Саян)

- Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над

Уральскими горами.

- Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие

горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)

-

Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские

горы.

(Показ слайда № 14)

Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора -

Народная, ее высота 1895 м..)

(Показ слайда№ 15 с изображением горы Народная.)

- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

(Показ слайда№ 16)

(Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)

-

Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-

невысокие.)

(Просмотр слайда №17 «Уральские горы».

Уральские

горы,

Уральский

хребет,

а

когда-то,

тысячу

лет

назад,

его

называли

Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в

Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

-

Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.

Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)

-

Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны

пологие.)

- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

III. Физкультминутка

Мы сейчас вес дружно встанем,

Отдохнем мы на привале...

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

IV. Продолжение новой темы

Звучит запись песни «Марш юннатов» (на 17 слайде кликнуть значок звука)

- И опять нас дорога зовет.

Мы движемся на запад,

Так солнышко ведет.

- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

- Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым

цветом. Их называют Кавказскими горами.)

(Просмотр слайдов № 22,23,24 с фотографиями Кавказских гор)

- Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты

снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и

самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м.

Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)

(Просмотр слайда № 25)

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

(Слайд № 26)

(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди

равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

-

V-

Исследовательская работа –работа в группах (Давайте сделаем

привал, повернемся лицом друг к другу и исследуем предмет,

который могли найти в горах)

Задание:

1.Рассмотрите предмет.

2.Определите природный материал

3.Почему он мог оказаться в горах

4.Раскажите о значении предмета в жизни человека.

Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли

огромный путь от восточных границ до западных и

оказались у себя дома

Начинаем путешествие по родному краю

Никольская гора (Белая гора) – меловой холм с плоской вершиной у северо-восточной

окраины р.п. Сурское на левом берегу реки Суры. Абсолютная высота 176 м, высота от уреза

реки Суры 76 м. У подножья, с восточной стороны находится родник.

1. Происхождение названия.

Прежнее название – Белая гора – связано с цветом холма, сложенного верхнемеловыми

светлыми отложениями. Нынешнее название связывают с легендой явления Николая

Чудотворца на вершине горы во время набега ногайцев. Считается, что стояла их орда перед

острогом Промзино-Городище (так в те времена назывался р.п. Сурское), готовая ринуться в

бой. Но «появился на горе старец огромного роста, и убоялись ногайцы и отступили». Так ли

это было на самом деле, или не так, неизвестно – нет на то документального подтверждения,

но со времени постройки на вершине горы часовни в 1862 году, у горы появилось ещё одно

название – Никольская, и в настоящее время это название и используется, как основно

Общая площадь природного заказника — 50 тыс. га, располагается он в юго-восточной части Приволжской

возвышенности. Неповторимые природные ландшафты формируются здесь за счет сочетания разнообразных

форм рельефа правобережья, покрытых лесной растительностью, с обширным пространством акватории

Куйбышевского водохранилища.

Основу заказника составляют Сенгилеевские горы, вытянутые вдоль Волги с севера на юг от с. Криуши и до

долины реки Сенгилейки на 22 км. Ширина гор с запада на восток составляет около 12 км.

Максимальная высота — 334 м над уровнем моря.

Горы имеют трехъярусное строение. Верхний ярус сложен песками, песчаниками, диатомитами и опоками,

средний — писчим и мергелистым мелом и глинами. Уступы ярусов хорошо видны в рельефе, расчленены

оврагами и балками, вскрывающими коренные породы.

От основного массива гор отделены останцы — Гранное ухо, Шиловская шишка, холм Шиловского мелзавода.

В горах берут начало реки: Арбуга, Атца, Сенгилейка, Тушенка.

Ресурсы заказника представляют собой историческую, рекреационную и экологическую ценность. На

территории Сенгилеевских гор проходят историко-краеведческие, археологические, ботанические и другие

исследования.

IV. Закрепление

Вопросы «Почемучки»;

-

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы

бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)

V. Подведение итогов урока

Какие горы вам больше всего понравились? Где бы вы хотели побывать? На следующем

уроке мы будем изучать вулканы, кто желает, можете подготовить сообщения.

Домашнее задание

.

Прочитать текст, ответить на вопросы с. 33-35

Выполнить задание в № 26 в рабочей тетради.



В раздел образования