Автор: Кузнецова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чердаклинская СШ№1 имеи доктора Леонида Михайловича Рошаля
Населённый пункт: р.п.Чердаклы. Ульяновская область
Наименование материала: конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе
Тема: Предложение
Раздел: начальное образование
Название работы: Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение)
ФИО: Кузнецова Марина Николаевна
Образовательное учреждение: МБОУ Чердаклинская СШ №1 имени Леонида
Михайловича Рошаля
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 20 лет
Квалификационная категория: первая
Учебно-методический комплект: «Планета знаний»
Тема:
Предложение.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Класс
1
Цель
Создание условий для развития у обучающихся умения
составлять предложения и записывать их с помощью
схемы
Задачи:
Образовательные: умение составлять предложения из
двух и более слов и записывать графически
Развивающие: формировать умения выполнять
вербальные (словесные) инструкции;
развивать речь учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания;
Развивать коммуникативные навыки обучающихся
Планируемые
результаты:
Предметные:
обучающиеся
научатся:
составлять
предложения;
определять
признак
предложения-
законченность
мысли;
обозначать
начало
и
конец
предложения;
составлять
их
схемы;
определять
количество слов в предложении.
Личностные: воспринимают важность (ценность) учёбы,
как
интеллектуального
труда
и
познания
нового;
осознание важности сохранения и улучшения своего
здоровья.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: планирование деятельности;
корректируют деятельность (вносят изменения в процессе
с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают
способы их устранения); умение оценивать результат
своих действий.
Познавательные: общеучебные: применяют схемы для
2
решения учебной задачи;
логические – определяют признаки предложения; умение
под руководством учителя осуществлять обобщение,
выводы.
Коммуникативные: желание помочь товарищу и оценить
его действия; умение работать в парах; понимание
задаваемых вопросов.
Методы и формы
обучения:
- фронтальный опрос
-словесный;
- наглядный;
- практический;
- метод контроля;
- проблемный.
Образовательные
ресурсы:
Учебник «Букварь» Т.М.Андрианова
Оборудование:
Конверт №1: картинки, схемы (на каждого ученика);
конверт № 2: схемы слов для составления
предложений(на каждого ученика); 2 коробочки с
надписями «Я знаю», «Я не знаю»; рисунки ежа, глаз,
гриба; картинки для составления предложений; яблоки
зелёные, яблоки красные, грибочки, сигнальные
карточки- светофорчики, клей-карандаш.
3
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
1.Организационный
момент.
-Здравствуйте,
ребята!
Садитесь.
Посмотрите пожалуйста
друг на друга, подарите
друг
другу
улыбки
и
приготовьтесь
работать
дружно,
активно,
с
настроением.
2. Актуализация знаний.
Давайте
откроем
учебник,
посмотрим
маршрутный лист.
- Скажите, какой раздел
мы начали изучать?
-Какую
речь
мы
называем
устной,
а
какую письменной?
-Приведите
примеры
устной
и
письменной
речи.
- Как в древности люди
передавали друг другу
информацию?
Дети садятся за парты,
дарят друг другу улыбки,
проверяют готовность к
уроку.
Учащиеся
открывают
учебники,
находят
маршрутный лист.
Речь устная и письменная
Учащиеся
приводят
примеры
устной
и
письменной речи.
С помощью рисунков.
Пиктограмма.
Личностные
Регулятивные
Регулятивные
4
-Как называлось такое
письмо?
3. Постановка учебной
проблемы
и
открытие
новых знаний.
1)Ребята, на столах у
каждого из вас лежат
конверты.
В
конверте
№1
имеются
рисунки,
схемы.
Также
у
вас
имеются две коробочки.
Я
попрошу
вас
содержимое
конверта
№1 разделить по данным
коробочкам.
Если
вы
знаете, о чем говорит
вам рисунок или схема,
положите
его
в
коробочку с надписью:
«Я
знаю».
Если
не
знаете, то положите в
коробочку с пометкой:
«Я не знаю».
-Давайте обоснуем ваш
выбор.
Ответы детей.
У
многих
учащихся
карточка
со
схемой
предложения
осталась
лежать на столе или в
коробочке
с
надписью
«Не знаю».
-Я знаю. что это схема
предложения.
-Я
догадываюсь,
что
обозначает эта схема, но
не
уверен,
что
ответ
правильный.
- Я затрудняюсь ответить.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
5
-Давайте
попробуем
выяснить,
что
это
за
схема и для чего она
нужна.
2) Отгадайте загадку и
вы узнаете героя нашего
урока.
Под
соснами,
под
ёлками,
Лежит
мешок
с
иголками. (Ёжик).
Мы вчера в лесок зашли
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой
ножке
В
крепкой
шляпке
у
дорожки. (Гриб.)
(на доску вывешивается
картинка ежика, гриба)
-Как могут быть связаны
два этих предмета?
-Какой
вопрос
мы
зададим к слову ёжик?
-А к слову гриб?
-Почему?
Дети отгадывают загадку.
Ответы учащихся.
Кто?
Что?
Ёжик-
предмет
живой
природы,
а
гриб-
предмет
неживой
6
Откройте
учебник
на
стр.12
Рассмотрите рисунок.
-Что
изображено
на
рисунке слева?
-Что
изображено
на
рисунке справа?
-Что хотел сообщить нам
художник?
Ответьте на вопрос к
рисунку одной фразой.
-Что вы составили?
-Молодцы!
Это
предложения.
-Кто
назовет
тему
сегодняшнего урока?
-Можно
ли
записать
предложение?
-Как
мне
записать
предложение?
(Учитель
записывает
природы.
Варианты ответов:
Ежик бежит к грибу.
Ежик смотрит на гриб.
Ежик увидел гриб.
В
ответах
учащихся
окажется правильный
ответ: предложение.
Предложение.
Да, можно.
Ответы детей: буквами
Ёжик увидел гриб.
7
предложение)
Но в данный момент нам
это трудно, так как не
все
знают
и
умеют
писать.
Предложение
можно
нарисовать.
Каждый
предмет-
это
слово.
(учитель вывешивает на
доске рисунки).
Давайте
прочитаем
рисуночное
предложение.
- Удобно ли записывать
предложения с помощью
пиктограммы?
-
Как
мы
умеем
записывать
отдельные
слова?
-Можно ли с помощью
схемы
слова
записать
предложение?
-Чему же ещё мы будем
учиться на уроке?
-Предложение
можно
записать схематично:
Каждая линия в схеме-
слово.
Пишется
с
большой буквы. В схеме
Учащиеся
предлагают
нарисовать предложение
с помощью рисунков.
.
Дети читают с доски.
Нет, не очень удобно.
Схемой.
Можно попробовать.
Ученик работает у доски.
______ _____ ______ .
Записывать предложения
с помощью схемы.
8
начало
предложения
обозначают
вертикальной чертой.
-Что можно ещё увидеть
на схеме?
-Сколько слов в данном
предложении?
В конце предложения
ставят
точку.
Она
показывает на то, что
предложение
закончилось.
Прочитав предложение,
стало нам понятно его
смысл?
Предложение
выражает
законченную мысль.
4.Физкульминутка.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Смотри скорей, который
час:
Тик-так,
тик-так,
тик-
так.
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
Сколько
слов
в
предложении.
3 слова
Ответы учащихся.
Наклоны
головы
то
к
одному, то к
другому
плечу.
Раскачиваются
в
такт
маятника.
Личностные
9
5.Первичное
закрепление
новых
знаний.
Давайте
рассмотрим
рисунки и
схемы
в
учебнике.
-Кого
вы
видите
на
рисунке?
-Что он делает?
-Составьте предложение.
-Составим
схему
предложений.
(учащиеся
считают
количество
слов
в
предложении,
вспоминают,
как
означается
начало
и
конец предложения).
Рассмотрим
схемы
предложений
в
учебнике.
-Какая схема совпадает с
составленной
нами,
первая или вторая?
Посмотрите на вторую
схему.
Чем
она
отличается от первой?
Попробуем
составить
предложение к данной
схеме.
Мальчика.
Несет арбуз.
Мальчик несёт арбуз.
Учащиеся
с
помощью
раздаточного
материала
из
конверта
№2
составляют предложение.
Один ученик работает у
доски.
Далее
идёт
проверка
выполненного задания.
Количеством
слов
в
предложении.
Мальчик несет большой
арбуз.
На столах у учащихся
Личностные
Регулятивные
Предметные
Коммуникативные:
10
6.Включение в систему
знаний и повторение.
-Работаем
в
парах.
Возьмите конверт №2 и
файл
с
картинками.
Сначала один ученик по
картинке
составляет
предложение, а его сосед
выкладывает
схему
данного
предложения.
Затем ученик, который
выкладывал
схему
составляет предложение
по другой картинке, а
его сосед выкладывает
схему
данного
предложения.
Помните, как правильно
составлять
схему
предложения.
(После
выполнения
задания идёт проверка
правильности
выполнения.
Если
имеются
ошибки
и
недочёты,
то
обязательно поправляет
учащихся).
-А
теперь
давайте
вернёмся к той карточке,
лежат 2 картинки. Дети
должны
составить
предложение
по
картинкам,
с
помощью
схем слов, находящихся в
конвертах №2.
Дети
сигналят
о
правильности
выполнения задания.
Коммуникативные
Регулятивные
11
которую
ребята
не
смогли положить ни в
одну из коробочек.
-Как
вы
поступите
теперь?
7. Итог урока.
-Ребята,
так
быстро
пролетело
за
работой
время. А работы у нас
было очень много.
-Что
же
делали
мы
сегодня на уроке?
-Что нового узнали на
уроке?
8.Рефлексия
деятельности.
-Скажите
мне
пожалуйста, что очень
хорошо у вас получалось
при
выполнении
заданий?
-Что
нужно
ещё
раз
повторить
на
Учащиеся
кладут
карточку в коробочку с
надписью «Я знаю»
Составляли предложения.
Записывали предложение
с помощью схем.
Как обозначать начало и
конец
предложения
в
схеме;
узнавать
количество
слов
в
предложении;
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
12
следующем уроке?
У вас на столах лежат
лакомства,
которые
очень любит наш ёжик.
Я попрошу, чтобы вы
угостили его. Возьмите
конверт № 3.
(учитель объясняет, как
угостить ёжика)
(Учитель отмечает для
себя тех учащихся, кто
угостил
ежика
грибочком
и
красным
яблоком
для
дальнейшего устранения
пробелов в знаниях по
заданной теме)
- Спасибо большое за
урок.
Учащиеся, кто считает,
что него всё получилось
и уверен в своих знаниях
–угощает
ежа
зелёным
яблочком; учащиеся, кто
допускал
ошибки
и
считает, что нужно ещё
повторить
материал
–
угощает
ежа
красным
яблочком;
Учащиеся, у кого были
трудности в работе на
протяжении всего урока –
угощает ежа грибочком.
13