Автор: Коршунова Ольга Витальевна
Должность: Учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ "Учхозская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Краснослободский район, п.Преображенский
Наименование материала: конспект урока
Тема: Химические свойства карбоновых кислот
Раздел: полное образование
Тема урока «Химические свойства карбоновых кислот»
Цели урока:
Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:
Личностных: готовность к сознательному выбору и построению
индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных
интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить
формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием,
связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению
и сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной и иных видах деятельности.
Метапредметных: умения планировать, оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения
результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решении, умения определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умения использовать в учебных целях
информацию из текстов, умения организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.
Предметных: изучить и закрепить химические свойства карбоновых кислот,
выполнить химический эксперимент.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран,
карточки с заданиями, демонстрационное оборудование (штатив с
порбирками, пробиркодержатель, растворы уксусной кислоты, гидроксида
натрия, карбонат натрия, индикатор).
Раздаточный материал: инструктивные карточки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Я хотела бы начать урок с эпиграфа «Ум заключается не только в знаниях, но
и в умении
применить знания в деле…»
II. Актуализация опорных знаний
Ребята, я прошу вас обратить внимание на предметы, расположенные на
подносе.
На подносе: лимон, яблоко, аскорбиновая кислота, аспирин, уксусная
кислота.
О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? (Ответ: о карбоновых
кислотах)
А что вам известно о карбоновых кислотах? (Ответы учащихся)
III. Мотивация знаний
Учитель: Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)
– Какая функциональная группа называется карбоксильной?
– Укажите в списке формулы карбоновых кислот.
– Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре
.
–
С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных
одноосновных
карбоновых кислот.
Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию,
изомерию, номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны
заняться на этом уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Ответ:
химическими свойствами)
– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами
сталкивались. Разве для вас это новое понятие? (Ответ: нет)
– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)
IV. Сообщение нового материала.
Я хотела бы привести высказывание русского химика Ивана
Владимировича Тананаева «Слово „кислота“ — это функция вещества,
а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества,
а на его „способности“».
– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические
кислоты? (Ответ учащихся без записи уравнений реакций на доске:
изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами
металлов, основаниями и солями.)
Видеофрагмент. Уравнения реакций неорганических кислот.
Учитель: А эти реакции характерны для карбоновых кислот? Давайте
перенесем эту модель на карбоновые кислоты и проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте
инструктивную карточку, а потом мы с вами обсудим результаты.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним
правила техники безопасности.
При работе с веществами
Не берите их руками,
И не пробуйте на вкус:
Реактивы - не арбуз.
Много говорить не буду,
Но хочу предостеречь:
При работе с кислотою
Нужно глазоньки беречь.
Если попадет на кожу,
Ты быстрей смывай водой!
Эти правила простые
Должен знать из вас любой.
Приступаем к исследованию.
Учащиеся в парах выполняют эксперимент по карточкам и заполняют
их.
Содержание инструктивной карточки
1.
Выполните опыты, указанные в таблице.
2.
Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
3.
В третьем столбце запишите уравнение реакции.
Соблюдайте правила проведения опытов.
№
Опыт
Что
наблюдали
Уравнение
реакции
1.
В пробирку налейте СН
3
СООН и по каплям добавьте
лакмус.
2.
В пробирку с Мg прилейте СН
3
СООН.
3.
В пробирку с СаО прилейте СН
3
СООН.
4.
Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю
фенолфталеина и прилейте СН
3
СООН.
5.
Прилейте в пробирку с NаНСО
3
(сода) СН
3
СООН.
6.
Прилейте уксусную кислоту в пробирку с
гидроксидом меди (II).
- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот.
Обсуждение
–
Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (В растворе
уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже
диссоциируют, но обратимо, т.к. являются слабыми электролитами.
Запишите уравнение электролитической диссоциации.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? (Видели, что при
взаимодействии кислоты с магнием выделялся газ. Значит уксусная кислота
взаимодействует с металлами)
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? (При проведении
третьего опыта наблюдали исчезновение порошка оксида кальция. Это
говорит о том, что кислота взаимодействует с оксидами металлов)
– Каковы результаты четвертого опыта? ( Наблюдали исчезновение
малиновой окраски, вызванной добавлением фенолфталеина)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? (При взаимодействии
уксусной кислоты с солью наблюдали бурное течение реакции с выделением
газа. Это говорит о том, что карбоновые кислоты взаимодействуют с
солями)
- Что наблюдали в шестом опыте? (Произошло исчезновение осадка
гидроксида меди. Уксусная кислота реагирует с нерастворимыми
основаниями)
Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете
сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для
неорганических кислот. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в
такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это
реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с
образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный
химический эксперимент – получение сложного эфира.
Видеофрагмент «Специфические свойства уксусной и муравьиной кислот»
−
С какой особенностью строения молекулы карбоновой кислоты связаны
химические свойства? ( Все свойства связаны с присутствием в их молекуле
гидроксильной группы.
V. Закрепление пройденного материала
Учитель: А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования
нужно 300 г 3,5%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора
уксусной кислоты мне необходимо взять? (Решение задачи на доске).
Учитель: У нас без внимания остались чашечки с белым порошком. Ребята,
вы помните технику безопасности? Вещества можно пробовать на вкус? А
сегодня я разрешаю вам нарушить технику безопасности и попробовать это
вещество. Это тоже карбоновая кислота – называется аскорбиновая кислота
или витамин С. Кушайте на здоровье!
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Изучение нового материала подходит к концу. Давайте вспомним цель,
которую мы ставили перед собой в начале занятия. (Изучить химические
свойства карбоновых кислот).
Достигли мы этой цели?
Что вы узнали для себя нового в ходе урока, что особенно запомнилось?
Где пригодятся вам полученные знания?
(Знания расширят наше представление об окружающем мире веществ,
пригодятся нам в быту и возможно в будущей профессии).
Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно
уметь прилагать на практике.
Представьте: вы берете дольку лимона в рот, что вы при этом ощущаете?
*В чём сходство лимона, незрелого яблока?
И в соке лимона, и в соке незрелого яблока имеются органические карбоновые кислоты. Что это
за вещества и каковы их свойства – об этом вы узнаете сегодня на уроке.
Домашнее задание и оценки с комментариями
Инструктивная карточка
«Химические свойства карбоновых кислот»
Правила техники безопасности в лаборатории при работе с кислотами и щелочами.
1.
Кислоты и щелочи в большинстве относятся к веществам повышенного класса опасности
и способны вызвать химические ожоги и отравления. Поэтому необходимо внимательно
следить за тем, чтобы реактивы не попадали на лицо, руки и одежду.
2.
Не ходить по лаборатории с кислотами и щелочами, а наливать их только в отведенном
для этого месте или над партой.
3.
Запрещается пробовать вещества на вкус.
4.
Для приготовления растворов кислот необходимо их приливать к воде тонкой струей при
непрерывном перемешивании, а не наоборот. Приливать воду в кислоту запрещается!
5.
При смешивании веществ, которое сопровождается выделением тепла, необходимо
пользоваться термостойким толстостенной стеклянной или фарфоровой посудой.
6.
Разлитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать,
и только после этого проводить уборку.
7.
При попадании на кожу или одежду кислоты, надо смыть ее большим количеством воды,
а затем 3-5% раствором питьевой соды или разбавленным раствором аммиака.
8.
При попадании на кожу или одежду щелочи, после смывания ее большим количеством
воды, нужно провести обработку 2-3% раствором борной, лимонной или уксусной
кислотами.
9.
Вещества, фильтры, бумагу, использованные при работе, следует выбрасывать в
специальное ведро, концентрированные растворы кислот и щелочей также сливать в
специальную посуду.