Автор: Шелковникова Оксана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №61"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Первые шаги в математику"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
сад №61 «Тополек»
:
Проект
«
Первые шаги в
».
математику
Автор проекта:
Шелковникова Оксана Александровна
воспитатель,
первая квалификационная категория.
1
Прокопьевский городской округ,2019
Содержание
№
п\п
Название раздела
№ стр.
1.
Паспорт проекта
Стр.3
2.
Актуальность проекта
Стр.4
3.
Основная часть:
1. Цели и задачи проекта
2. Этапы реализации проекта
Стр.6
4.
Содержание проекта
Стр.9
5.
Список используемой литературы
Стр.11
6.
Приложения
Стр.12
2
1.Паспорт проекта
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель
Тип проекта:
Познавательно-игровой.
Сроки реализации
: Долгосрочный. (сентябрь 2019 г.- май 2020 г.)
По числу участников проекта:
индивидуальные, подгрупповые
По характеру контактов:
ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные: Беседы; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
загадывание и отгадывание загадок; указание, пояснение, объяснение,
разъяснение; педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные:
Демонстрация наглядных пособий; показ способа действий; показ образца;
рассматривание
иллюстраций;
Практические:
Игровые действия; внезапное появление объектов; музыкальные занятия;
художественное
творчество;
конструирование;
введение
элементов
соревнования;
создание
игровой
ситуации,
упражнение,
тренировка,
моделирование.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие,
Физическое развитие,
Социально-коммуникативное развитие,
3
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
2.Актуальность проекта.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что
окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт
обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей
средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами
позволяет
познать
их
отличительные
особенности.
Для
познания
окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с
помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых
будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы
сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все
моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание
– это развитие восприятия ребенка и формирование
его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст
раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Дети младшей возраста занимаются самыми важными для их возраста
видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Большое
внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т.к. в ходе
организуемой деятельности
малыши, играя в дидактические игры,
незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов,
как цвет, форма и величина.
Отбор задач осуществлён исходя из современных требований ФГОС
к
обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и
воспитывающего характера, интегрированный подход к содержанию и
организации педагогического процесса.
4
Проект направлен на развитие математических способностей, что
способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.
Проблема, решаемая при реализации проекта.
Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка
источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому
необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит
активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в
группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и
активность.
Важно
помнить,
что
ребенок
многое
видит
впервые
и
воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым он
будет сравнивать все увиденное позже. Знакомство с величиной предметов,
например, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой
- является необходимым условием развития математических представлений.
Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к
познанию
количественных отношений «больше—меньше»,
«равенство-
неравенство»,
что
является
важнейшим
моментом
в
математическом
развитии дошкольника.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной,
цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых
последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:
приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами,
слушать, как эти действия характеризуются;
привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем
действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать
действия
соответствующими
словами,
поощрять
их
речевую
активность;
побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за
воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).
5
3.Основная часть проекта
Цели проекта:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего
дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых
упражнений.
Задачи проекта:
Задачи для воспитателя
:
Создавать
условия
для
обогащения
представления
детей
о
многообразии
свойств
предметов
окружающего
их
мира,
стимулирование
развития
разных
видов
детского
восприятия:
зрительного, слухового, осязательного.
Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со
взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать
их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету,
форме, размеру.
4.Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста
Задачи для воспитанников:
1.Познакомиться и научиться определять 4 основные цвета (жёлтый,
синий, зелёный, красный); 5 геометрических форм (куб, кирпич, круг,
квадрат, треугольник).
2. Уметь различать понятия: большой – маленький, широкий –узкий,
длинный –короткий
6
3. Научиться простейшим обследованиям предметов (погладить,
надавить, пощупать, попробовать и т.д.)
Задачи для родителей:
1.Учитывать и закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду;
2. Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития
детей
Предполагаемый результат проекта:
расширение математических знаний, умений и представлений при
помощи игр и упражнений.
Ребенок проявляет познавательную активность;
Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Ребенок умеет дифференцировать понятия «один – много», «больше –
меньше», «столько же», находя примеры в окружающей обстановке;
понимать
разницу
в
словах «длинный
–
короткий», «низкий
–
высокий» и пр. ;
группировать предметы (мячи, кубики) по размеру, цвету и форме;
сравнивать два предмета по форме и величине (большой или
маленький, широкий или узкий, высокий или низкий, круглый или
квадратный);
знать основные геометрические фигуры не только визуально, но и по
их свойствам (к примеру, имеет эта фигура углы или же круглую
форму);
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
Формирование речевых навыков у детей раннего возраста
Формирование интегративных качеств;
Пополнение предметно развевающей среды;
Обогащение
3.2. Этапы реализации проекта
7
1. Подготовительный этап (август-сентябрь 2019г.)
На
данном
этапе
были
осуществлены
следующие
мероприятия:
1. Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на
выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;
2. Составление плана работы по реализации проекта «Формирование
сенсорно-математических
представлений
детей
младшего
возраста»;
3. Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
4. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов,
аудио и видеозаписей по данной теме;
5. Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для
родителей;
6.Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику»,
«Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др.;
• Создание родителями карт - схем к настольно- печатным играм
«Головоломка», «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает» и т.д.
• Помощь в создании и оформлении выставки
8. Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
2. Практический этап (октябрь 2019г. - апрель 2020г.)
На данном этапе провелась вся практическая работа, с целью получения
качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, подвижных, беговых и
пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность, в т.ч. совместно с детьми;
Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».
Инсценировка «Как фигуры подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в
раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно-
математических эталонов.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование (совместная работа
детей с родителями), самостоятельная деятельность детей;
Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические
фигуры. Квадрат. Треугольник».
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Проведение родительского собрания, разработка рекомендаций и пособий
для родителей.
8
3. Обобщающе-результативный этап: (май 2020г.)
На этом этапе представлено портфолио проекта, оценена результативность
проделанной работы, представлен продукт проекта
1. Обобщение результатов работы.
2. Анализ деятельности.
3. Презентация проекта на педагогическом совете.
4. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек
проводимых игр, дидактических пособий.
Содержание проекта
по образовательным областям ФГОС ДО
Познавательное развитие:
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
2.Чтение математических сказок - рассказов.
3. Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что
внутри?», «Укрась бабочку», «Один - много», «Подбери по размеру»,
«Радуга», «Подбери листок к дереву» .
4. Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Геометрия для
самых маленьких»,
К. Крот «Большой не маленький».
5. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические
фигуры. Квадрат. Треугольник».
6. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Занятие по изодеятельности «Воздушные шары», «Листья желтые летят»,
«Ёлочка – зеленая иголочка», «Полосатые варежки», «Бабочки».
2. Лепка «Нанижи бусы на ниточку», «Ягодка для Анечки», « Грибок для
ёжика», «Разноцветные мячи».
3. Экспериментирования деятельность: «Оттиски»
4. Театрализованные представления «Теремок», «Колобок».
5. Прослушивание и заучивание «Часики», «Мышки», «Тучка».
6. Настольный театр «Три медведя»
Речевое развитие:
1. Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на
цвета».
2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С.Я.
9
Маршак «Сборник произведений», Г.Скребицкий «Белка», «Заяц»; К. Эрик
«Резиновые утята», И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?»,
М. Пляцковский «Стрекоза»и др., Г. Сташевская «Цвет, величина, форма».,
Громова О., Павлова Л. "Еще про зайку" и др.
3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя».
4. Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на
данную тему.
5. Разгадывание загадок, развить чувство рифмы в стишках о формах, цветах,
и величинах.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Дидактическая игры «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери
пару», «Чего не стало?», «Цветочная полянка», «Спаси мышку».
2. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Отвезем ребят в театр»,
«Полечим куклу Аню», «Дочки - матери».
3. Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко».
4. «Создай картину». Игра на воображение.
Игра – экспериментирование с водой «Веселое путешествие».
5. Конструирование с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюзикера,
разного вида конструкторов.
6. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1-3 лет».
Физическое развитие:
1. Физкультурное занятие «Веселый мяч».
2. Психогимнастические этюды на выражение эмоций: «Солнышко
проснулось», «Вкусно или нет?» «Белочки на веточке».
3. Подвижные и беговые игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке),
«Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору»,
«Мой веселый звонкий мяч», «Бездомный заяц», « Сердитый пёс», «
Воронята».
4. Построение в круг, в колонну, парами.
5. Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и
скакать».
6. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?»,
«Пальчики - мальчики» и др.
10
Список литературы:
ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель», 2014..
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до
6
лет»
-
М.
:
Просвещение
2005;
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника.
–
М.:
ТЦ
Сфера,
2008.
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -
Ярославль: Академия развития, 2007;
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая
младшая
группа.
–
М.:
«Цветной
мир»,
2012.
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-
методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.
–
М.:
«Сфера»,
2012.
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие
восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. :
просвещение.
АО
«Учеб.мет»
1996;
Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.:
Издательство
«Алтей»,2012.
11
Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для
логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”,
2000
Игра «Спаси мышку»
Цели: Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить
различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять
знания о животных.
Материал: Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15),
посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин
домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая
картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8,
белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Детям домики раздаются с мышки изображением, у педагога «двери»
разных цветов Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и
предлагает подобрать «такого» же цвета дверь, чтобы ее спасти.
12
«Радуга»
Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между
собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Ход игры:
Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу
целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать
лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Укрась бабочку»
Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о
геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой -
маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги, квадраты
и треугольники разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они
прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой
кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки.
Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого
ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом
предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки
понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт
им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек
и они стали ещё красивее.
13
«Рассели по домикам»
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения
однородных и разных по цвету предметов, формировать практические
действия по цветовому различению.
Материал:
- Цветные домики 4 основных цветов,
- «Животные или человечки» разного цвета.
Ход игры: Расселить «веселых человечков» по своим домикам.
Дидактическое пособие “Цветочная поляна”
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной
координации
на
основе
действия
с
предметами
было
изготовлено
дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание
яркостью, интересным содержанием.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из
самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое
приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены
пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная
поляна”.
14
СТИХИ
Треугольник
Самолет летит по небу,
Треугольное крыло,
На моем велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет – угольник,
И все это – треугольник.
***
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
Круг
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
***
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Квадрат
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Загадки
***
Три угла, три стороны
15
Могут разной быть длины (треугольник)
*** ***
Нет углов у меня Я фигура – хоть куда,
И похож на блюдце я. Очень ровная всегда,
На тарелку и на крышку Все углы во мне равны
На кольцо, на колесо И четыре стороны.
Кто же я такой, друзья? (круг) Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)
Конспект занятия «Паровозик из ромашково»
Цель: 1.
Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и
форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания
воспитателя.
2.
Развивать
память,
внимание,
мышление,
речь.
Активизировать словарный запас (паровоз, вагон, колёса, зелёный, жёлтый,
большой, маленький). 3. Вызывать интерес и желание заниматься.
Материалы
и
оборудование: Паровоз
(игрушка),
иллюстрация
с
изображением паровоза с вагонами, кассета с музыкой из м/ф «Паровозик из
Ромашкова», фланелеграф; изображения для фланелеграфа: большой вагон
жёлтого цвета без колёс, маленький вагон зелёного цвета без колёс; колёса
кружки жёлтого и зелёного цвета, большого и маленького размера (по 4
штуки). Раздаточный материал: вагончики и колёса жёлтого и зелёного цвета,
большого и маленького размера.
Ход:
- Детки, посмотрите кто к нам в гости приехал? (показываем). Как называется
эта машина? (паровоз) А давайте покатаемся на паровозике?
«Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс».
Дети под музыку имитируют движение паровоза, двигаясь по кругу за
воспитателем.
- Ну, вот мы и приехали (дети садятся на стульчики). А что паровоз возит?
(вагончики). Воспитатель показывает иллюстрации.
- А у нашего паровозика случилась беда. Его вагончики потеряли колёса.
Давайте поможем отыскать колёса для вагончиков? (давайте). Ответы детей.
Воспитатель показывает на фланелеграфе.
- Посмотрите, какие у нашего паровоза вагончики. Что в них не хватает?
(колёс). Ответы детей.
- Посмотрите, этот вагончик жёлтого цвета. Какого цвета вагончик?
(жёлтого).
- А этот вагончик зелёного цвета. Какого цвета вагончик? (зелёного).
- Скажите, а вагончики по размеру одинаковые? (нет).
- Жёлтый вагончик по размеру большой или маленький? (большой).
- Иди, покажи жёлтый вагончик. Какого он размера? (большого).
16
- А зелёный вагончик большой или маленький? (маленький). Иди, покажи
маленький вагончик. Какого он цвета? (зелёный).
- Скажите, у большого вагончика колёса должны быть большие или
маленькие? (большие). Иди, покажи, где большие колёса. Какого они цвета?
(жёлтые).
- Найди большой вагончик. Какого он цвета? (жёлтый). Положи под него
большие колеса. (2 человека).
- А у зелёного вагончика колёса большие или маленькие? (маленькие). Иди,
найди маленькие колёса и положи их к зелёному вагончику. Какого цвета
колёса ты положил? (зелёного, 2 человека).
- Молодцы ребята, помогли паровозу.
Динамическая пауза музыка из м/ф «Паровозик из Ромашкова».
- А теперь посмотрите, что у вас на столе. Подберите к своему вагончику
нужные колёса. Индивидуальная работа. Оценка индивидуальная.
Едем, едем, долго едем
(круговые движения, руки согнуты в локтях).
Очень длинен этот путь
(притопы).
Когда к лету мы приедем,
Там мы сможем отдохнуть
(руки вперёд и присесть).
Динамическая пауза.
Кошечка проснулась
(дети сидят на корточках, спят),
Сладко потянулась
(встают на ножки, руки в стороны),
На носочках встала
(встают на носочки),
Лапки вверх подняла
(поднимают руки вверх).
Мышку увидала,
За мышкой побежала – 2 раза
(дети бегут по кругу),
Прыг, прыг, прыг
(прыгают)
Да не поймала!
(разводят руки в стороны).
17
Конспект занятия «Мишка в гости к нам пришел»
Цель: формирование
представлений
о
геометрических
фигурах
(круг,
квадрат, треугольник).
Задачи:
Образовательная: учить различать геометрические фигуры, используя
зрительный и тактильные анализаторы.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг другу, желание
помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике.
Развивающая: развивать
память,
логическое
мышление,
сообразительность пространственное воображение, общую и мелкую
моторику.
Принципы
обучения
и
воспитания: доступности,
активности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Методы
обучения
и
воспитания: игровой,
словесный,
наглядный,
практический.
Средства обучения: игрушка мишка, набор геометрических фигур на
каждого ребенка, тележка с разными колесами, счетные палочки.
Ход НОД:
(Дети усаживаются на ковер вместе с воспитателем. Перед детьми сидит
мишка, а рядом с ним стоит тележка с разными колесами).
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости, вы его узнали? Он просит
помочь ему, мишка сделал тележку, только вот тележка почему-то не едет и
он не может понять почему. Поможем, ребята, разобраться, почему же не
едет тележка? Тогда давайте её рассмотрим.
(Воспитатель показывает тележку, у которой одно колесо круглое, а другое
квадратное.)
18
- Посмотрите внимательно на колеса. Какой они формы? Одинаковой или
разной?
- Колеса разной формы, круглой и квадратной. А чтобы тележка поехала,
какой формы должны быть колеса? (Круглой.)
- Давайте вместо квадратного колеса поставим круглое, чтобы наша тележка
поехала. (Дети совместно с воспитателем меняют колесо.)
- Мишка, а что это у тебя в тележке, можно посмотреть?
(Воспитатель
достает
конверт
с
геометрическими
фигурами
и
выкладывает их перед детьми. Затем берет круг и показывает детям.)
- Ребята, какая это геометрическая фигура? Правильно, это круг. Обведите по
краям пальчиком. Скажите, у круга есть углы? Стороны? Посмотрите, есть
ли в нашей группе предметы круглой формы? (Мяч, обруч, тарелка.)
-А теперь отложите в сторону круг и возьмите треугольник. Обведите
треугольник по сторонам пальчиком. Что у треугольника есть? (Углы.)
- Сколько углов у треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в нашей
группе предметы, похожие на треугольник? (Нарисованная крыша у дома,
пирамидка) Всё верно.
(Воспитатель достает квадрат и показывает его детям.)
- А теперь отложите в сторону треугольник и возьмите такую же фигуру, как
и у меня. Как она называется? Обведите фигуру пальчиком и давайте вместе
посчитаем сколько углов у квадрата? Есть ли в нашей группе предметы
квадратной формы? (Стол, ковер.) Правильно.
- Сколько всего геометрических фигур мы с вами посмотрели? Давайте
сосчитаем фигуры.
- Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к уху). Он
хочет с вами поиграть, вставайте все на ковер, в круг.
Мишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Меду видно не нашел.
Чтобы мед нам тот достать,
Нужно на носочки встать.
19
- Ой, ребята, наши геометрические фигуры заскучали. Давайте вернемся к
ним. Положите перед собой треугольник и квадрат. Сравним их. Чем похожи
треугольник и квадрат? (У них есть углы.) Чем они отличаются? (Если дети
затрудняются, то воспитатель говорит, что у треугольника три угла и
три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны.)
- Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем они
отличаются? (У квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а круга нет
углов и сторон.)
- Молодцы, еще у мишки есть волшебные палочки. Из них можно выложить
различные
фигуры. (Воспитатель
выкладывает
треугольник
из
трех
палочек.) Что это за геометрическая фигура? Попробуйте выложить точно
такой же треугольник, как и у меня. Это, ребята, треугольник.
- А теперь давайте выложим квадрат. (Выкладывают квадрат)
- Ребята, вы все молодцы! Давайте еще раз скажем мишке, какой формы
должны быть колеса у тележки? Благодаря вашей помощи мишка знает,
почему тележка не ехала. Теперь он сможет перевозить на этой тележке
различные грузы. Он говорит всем еще раз «спасибо» и прощается до
следующей встречи.
Конспект занятия «В гости к Нюше»
Принципы и методы обучения и воспитания: в ходе занятия используются
следующие методы и приёмы: игровая мотивация, создание проблемной
ситуации, физкультминутка, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.
На занятии обобщаются знания детей об основных цветах (красный, синий,
жёлтый, зелёный, о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник) при
помощи обследования; развивается мелкая моторика рук, внимание, умение
ориентироваться
в
пространстве;
также
используется
дыхательная
гимнастика
для
профилактики
простудных
заболеваний;
соблюдается
чередование и смена видов деятельности; объём учебного материала
доступен и оптимален для детей данного возраста.
Задачи:
Образовательные: обобщать знания детей об основных цветах спектра
(красный, синий, жёлтый, зелёный, о геометрических фигурах (квадрат, круг,
треугольник)
при
помощи
обследования;
знакомить
с
элементами
ниткографии.
Развивающие:
развивать
мелкую
моторику
рук,
внимание,
умение
ориентироваться в пространстве.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания и готовность помочь
друзьям, замечать настроение друга по мимике.
20
Речевые: развивать диалогическую речь детей, объяснить значение слова
«новоселье».
Материал:
Демонстрационный: презентация, квадраты и треугольники, вырезанные из
цветного картона, мячик, «облака и солнце» из цветной бумаги.
Раздаточный: квадраты и треугольники, вырезанные из цветного картона,
нитки разных цветов (длина – 15-20 см).
Ход занятия.
1. Игровая мотивация – Здравствуйте, ребята. Я хочу позвать вас в гости к
Нюше, она прислала нам письмо: «Дорогие дети, приглашаю вас на
новоселье».
Нюша построила себе новый дом и стала в нём жить, а нас приглашает в
гости. Все готовы пойти к Нюше?
-Нюша нас на новоселье (ходьба по кругу)
Приглашает на веселье.
В гости мы пойдём сейчас
Нюша ждёт сегодня нас.
2. Встреча с Ёжиком.
-Ёжик грустит. Он строил домики из геометрических фигур, тут подул
сильный ветер, и все фигурки разлетелись. Вот они к нам прилетели
(геометрические фигуры лежат на полу, на столах и т. д.)
-Какие фигурки были у Ёжика? (квадраты и треугольники) Какого они цвета?
(красные, синие, жёлтые, зелёные)
-Давайте соберём фигуры, сядем за стол и посмотрим на эти фигуры.
Покажите мне квадрат, пожалуйста. Углы квадрата. Покажите треугольник,
углы. Молодцы. (Дети называют геометрические фигуры и цвет.)
А теперь давайте поможем Ёжику построить домики, квадрат – это стены, а
треугольник – это крыша дома.
- Молодцы, получились домики. Посмотрите, как радуется Ёжик.
- Пошли дальше к Нюше:
В гости мы пойдём сейчас
Нюша ждёт сегодня нас.
3. Встреча с Крошем.
21
-Крош какой-то расстроенный. Он потерял свой мячик. Давайте поможем
Крошу найти мячик, вместе его поищем. Посмотрите, на столе есть? Под
столом? У окна есть? Наверху? Внизу? Справа посмотрите.
Слева
посмотрите. А вот же он! Где он был? На полке! Нашли! Молодцы, ребята,
мы помогли Крошу. Он нам говорит спасибо.
-Посмотрите, а на какую фигуру похож
мячик (на круг), какой он?
(круглый). Давайте мы с вами попробуем сделать мячики из нитки (садимся
за стол, соединим концы нитки и получится мячик. Какого цвета у вас
получились мячики? (красные, синие, зелёные, жёлтые). Какие мячики – по
форме? (круглые) Молодцы.
- Идём дальше к Нюше. Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп.
4. Встреча с Барашем.
- У Бараша что-то случилось. Что-то он грустный. Оказывается, у него нет
вдохновения. Тучи налетели и закрыли солнце, а без солнышка у него не
получаются стихи. Давайте разгоним тучи, сильно-сильно на них подуем.
Игра «Разгоним тучи» (дыхательная гимнастика: вдыхаем через нос и
выдыхаем через рот.). А вот и солнышко! Бараш сразу повеселел.
- А мы пошли дальше: ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп. Вот и пришли.
5. Встреча с Нюшей.
- Нюша нас заждалась! Давайте расскажем Нюше, кого мы встречали, кому
помогали. (Ёжику помогали строить домики из геометрических фигур,
Крошу помогли найти мячик,он был на полке, Барашу вернули солнце.)
- Нюша очень рада, что мы помогли её друзьям! Она хочет нас угостить.
(Угощение яблоками)
-А теперь вернёмся в садик. Покружились вокруг себя и оказались в садике.
22
23