Напоминание

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»


Автор: Ольга Михайловна Климова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Чернухинский детский сад №16
Населённый пункт: Нижегородская область,Арзамасский район, с. Чернуха
Наименование материала: Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Чернухинский детский сад № 16»

Конспект

Организованной образовательной деятельности по

образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие»

на тему: «К бабушке Варварушке в гости на

оладушки»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела:

Климова О.М.

воспитатель I кв. категории

С. Чернуха, 2020г.

Цель: знакомство с предметами старинного русского быта.

Задачи:

1.

Познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом

преобразования предметов человеком.

2.

Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами

(изба, лавка, печь, ухват, чугун, прялка, и т.д.).

3.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

4.

Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

воспитывать бережное отношение к ним.

Словарная работа: кочерга, чугунок,лавка, ухват, лавка,печка, миска,

свечка, лампа.

Планируемые результаты:

Дети проявляют активность и инициативность для расширения своих

представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного

мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относиться к

предметам рукотворного мира.

Материалы и оборудование: атрибуты мини-музея с предметами быта

(сундук, лавка, кочерга, свечка, ухват, стол, старинная посуда, утюг,

керосиновая лампа, самовар и т.д.); экран, проектор, ноутбук, презентация

«Внутреннее убранство избы»; русские народные костюмы (для воспитателя

и воспитанников); музыкальное сопровождение.

Предшествующая работа воспитателя при подготовке к ООД:

написание конспекта по ООД,

рассматривание макета «Русская изба» и

оснащение ее предметами русского быта (сундук, стол, старинная посуда,

утюг,

керосиновая

лампа,

самовар

и

т.д.);

оформление

презентации

«Внутреннее

убранство

избы»,

запись

русских

народных

мелодий,

подготовка русских народных костюмов (стирка, глажка и т.д.), тематические

беседы «Как жили люди на Руси», подборка загадок, потешек, песенок,

иллюстраций по теме.

Предварительная

работа

с

детьми:

чтение

и

рассматривание

иллюстраций русских народных сказок «Теремок», «Лисичка со скалочкой»

и сказок А. С. Пушкина, заучивание песенок и потешек, прогулки по

близлежащим улицам с. Чернуха, рассматривание альбомов с изображением

различных деревянных домов: «Жилища», «Внутреннее убранство избы».

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки,

вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);

Практические (самостоятельная творческая деятельность по лепке «Чугунок,

ухват, кринка, кочерга…)

Содержание организационной образовательной деятельности:

Бабушка Арина (воспитатель) встречает детей.

Бабушка Арина: Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям,

милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьём и бытьём и

здоровьецем. Проходите, детки милые да рассаживайтесь поудобнее.

- На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду

загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о

котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

Бабушка Арина: - Правильно, печка. Молодцы.

Бабушка Арина: -Для чего нужна была печь в избе?

(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)

Бабушка Арина: -Скажите как называли человека, который умел класть

печь?

(печник)

Бабушка Арина: -Из чего складывали печь?

(из кирпичей)

Бабушка Арина: -Значит она какая?

(кирпичная)

Бабушка Арина: -Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку,

растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

Бабушка Арина: -Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот

вопрос слушайте мою следующую загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

Бабушка Арина: -Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите как

называется?

(чугунок).

Бабушка Арина: -Попробуйте, подержите какой он?

(тяжелый)

Бабушка Арина: -А может быть кто-нибудь знает почему его называют

чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это такое железо.

Бабушка Арина: -Чугун сделан из чугуна – значит он какой?

(чугунный).

Бабушка Арина: -Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Бабушка Арина: -здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него

загадку:

Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

Бабушка Арина: -Хорошо, молодцы.

Бабушка Арина: -А вы знаете что представляет собой ухват?

(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

Бабушка Арина: -А для чего нужен был в доме ухват?

(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

Бабушка Арина: -Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Бабушка Арина: - Что ты достал из печи?

(чугунок)

Бабушка Арина: - Чем ты достал чугунок?

(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для

чего он нужен и покажет как выглядит ухват. Ухват, или рогач, —

приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с

металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и

ставили в русскую

печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Хорошо, молодцы.

Бабушка Арина: - Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

Бабушка Арина: - Правильно, молодцы. Какое интересное название –

самовар- значит сам варю.

Бабушка Арина: - А что же он варит?

(чай).

Бабушка Арина: -Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды,

кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили

горячий чай с медом, пирогами, блинами.

Бабушка Арина: - А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром

пользуются?

(да)

Бабушка Арина: -Сейчас они стали электрические.

Бабушка Арина: -Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем

хранили молоко?

(крынке, кувшине).

Бабушка Арина: - Крынка, кувшин – что это?

(это посуда).

Бабушка Арина: -Из чего она сделана?

(из глины).Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась,

поэтому молоко не портилось.

Бабушка Арина: - А вот у крынки родной братишка может быть кто –

нибудь знает как его называют?

(горшок).

Бабушка Арина: -Раз он родной братишка, из чего он сделан?

(из глины).Значит он какой?

(глиняный).

Бабушка Арина: - А чем он отличается от крынки?

(формой, высотой).

Бабушка Арина: - А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты.

Береста- это кора с какого дерева?

(березы).

Бабушка Арина: - Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она

обладает особыми свойствами: в жару жидкость налитая в такую посуду

долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.

Бабушка Арина: - Слушаем мою загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло.

Бабушка Арина: - Из чего делали коромысло?

(из дерева).

Бабушка Арина: - По краям, что делали?

(крючки)

Бабушка Арина: -Для чего?

(для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

Бабушка Арина: - Кто хочет попробовать пронести ведерки?

Хорошо. Молодцы.

Бабушка Арина: - Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?

(ковриками, половиками).

Бабушка Арина: -Половики какой формы?

(прямоугольные).

Бабушка Арина: -А еще какие?

(длинные).

Для чего пол покрывали?

(для тепла).

Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного

быта. Вам понравилось?

А хотите мы с вами поиграем. Игра называется : «Что было, что стало».

- Где готовили еду в старину?

(в печке).

-А мы сейчас где готовим?

(на газовой плите).

-В чем раньше кашу варили?

(в чугунке).

-А мы сейчас где готовим?

(в кастрюле).

-В чем раньше готовили чай?

(в самоваре).

-А мы сейчас?

(в чайнике).

- Зачем нужно было коромысло?

(воду носить).

- А у нас сейчас?

(водопровод).

- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной

поиграли. А теперь, ребята, хотите слепить из глины предметы народного

быта?

Да.

(дети садятся ха столы лепить из глины предметы народного быта:

чугунок, кочергу, крынку и т.д.;Звучат русские народные песни.)

По окончании работы дети организовывают выставку предметов, слепленных

из глины.



В раздел образования