Автор: Ольга Михайловна Климова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Чернухинский детский сад №16
Населённый пункт: Нижегородская область,Арзамасский район, с. Чернуха
Наименование материала: Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чернухинский детский сад № 16»
Конспект
Организованной образовательной деятельности по
образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие»
на тему: «К бабушке Варварушке в гости на
оладушки»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела:
Климова О.М.
воспитатель I кв. категории
С. Чернуха, 2020г.
Цель: знакомство с предметами старинного русского быта.
Задачи:
1.
Познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом
преобразования предметов человеком.
2.
Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами
(изба, лавка, печь, ухват, чугун, прялка, и т.д.).
3.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;
уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
4.
Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
воспитывать бережное отношение к ним.
Словарная работа: кочерга, чугунок,лавка, ухват, лавка,печка, миска,
свечка, лампа.
Планируемые результаты:
Дети проявляют активность и инициативность для расширения своих
представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного
мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относиться к
предметам рукотворного мира.
Материалы и оборудование: атрибуты мини-музея с предметами быта
(сундук, лавка, кочерга, свечка, ухват, стол, старинная посуда, утюг,
керосиновая лампа, самовар и т.д.); экран, проектор, ноутбук, презентация
«Внутреннее убранство избы»; русские народные костюмы (для воспитателя
и воспитанников); музыкальное сопровождение.
Предшествующая работа воспитателя при подготовке к ООД:
написание конспекта по ООД,
рассматривание макета «Русская изба» и
оснащение ее предметами русского быта (сундук, стол, старинная посуда,
утюг,
керосиновая
лампа,
самовар
и
т.д.);
оформление
презентации
«Внутреннее
убранство
избы»,
запись
русских
народных
мелодий,
подготовка русских народных костюмов (стирка, глажка и т.д.), тематические
беседы «Как жили люди на Руси», подборка загадок, потешек, песенок,
иллюстраций по теме.
Предварительная
работа
с
детьми:
чтение
и
рассматривание
иллюстраций русских народных сказок «Теремок», «Лисичка со скалочкой»
и сказок А. С. Пушкина, заучивание песенок и потешек, прогулки по
близлежащим улицам с. Чернуха, рассматривание альбомов с изображением
различных деревянных домов: «Жилища», «Внутреннее убранство избы».
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки,
вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);
Практические (самостоятельная творческая деятельность по лепке «Чугунок,
ухват, кринка, кочерга…)
Содержание организационной образовательной деятельности:
Бабушка Арина (воспитатель) встречает детей.
Бабушка Арина: Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям,
милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьём и бытьём и
здоровьецем. Проходите, детки милые да рассаживайтесь поудобнее.
- На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду
загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о
котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
Бабушка Арина: - Правильно, печка. Молодцы.
Бабушка Арина: -Для чего нужна была печь в избе?
(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)
Бабушка Арина: -Скажите как называли человека, который умел класть
печь?
(печник)
Бабушка Арина: -Из чего складывали печь?
(из кирпичей)
Бабушка Арина: -Значит она какая?
(кирпичная)
Бабушка Арина: -Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку,
растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
Бабушка Арина: -Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот
вопрос слушайте мою следующую загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу …. чугунок.
Бабушка Арина: -Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите как
называется?
(чугунок).
Бабушка Арина: -Попробуйте, подержите какой он?
(тяжелый)
Бабушка Арина: -А может быть кто-нибудь знает почему его называют
чугунок?
(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это такое железо.
Бабушка Арина: -Чугун сделан из чугуна – значит он какой?
(чугунный).
Бабушка Арина: -Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
Бабушка Арина: -здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него
загадку:
Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
Бабушка Арина: -Хорошо, молодцы.
Бабушка Арина: -А вы знаете что представляет собой ухват?
(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
Бабушка Арина: -А для чего нужен был в доме ухват?
(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
Бабушка Арина: -Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Бабушка Арина: - Что ты достал из печи?
(чугунок)
Бабушка Арина: - Чем ты достал чугунок?
(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для
чего он нужен и покажет как выглядит ухват. Ухват, или рогач, —
приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с
металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и
ставили в русскую
печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Хорошо, молодцы.
Бабушка Арина: - Слушайте мою другую загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник…. самовар.
Бабушка Арина: - Правильно, молодцы. Какое интересное название –
самовар- значит сам варю.
Бабушка Арина: - А что же он варит?
(чай).
Бабушка Арина: -Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды,
кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили
горячий чай с медом, пирогами, блинами.
Бабушка Арина: - А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром
пользуются?
(да)
Бабушка Арина: -Сейчас они стали электрические.
Бабушка Арина: -Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем
хранили молоко?
(крынке, кувшине).
Бабушка Арина: - Крынка, кувшин – что это?
(это посуда).
Бабушка Арина: -Из чего она сделана?
(из глины).Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась,
поэтому молоко не портилось.
Бабушка Арина: - А вот у крынки родной братишка может быть кто –
нибудь знает как его называют?
(горшок).
Бабушка Арина: -Раз он родной братишка, из чего он сделан?
(из глины).Значит он какой?
(глиняный).
Бабушка Арина: - А чем он отличается от крынки?
(формой, высотой).
Бабушка Арина: - А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты.
Береста- это кора с какого дерева?
(березы).
Бабушка Арина: - Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она
обладает особыми свойствами: в жару жидкость налитая в такую посуду
долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.
Бабушка Арина: - Слушаем мою загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.
Бабушка Арина: - Из чего делали коромысло?
(из дерева).
Бабушка Арина: - По краям, что делали?
(крючки)
Бабушка Арина: -Для чего?
(для ведер).
Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).
Бабушка Арина: - Кто хочет попробовать пронести ведерки?
Хорошо. Молодцы.
Бабушка Арина: - Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?
(ковриками, половиками).
Бабушка Арина: -Половики какой формы?
(прямоугольные).
Бабушка Арина: -А еще какие?
(длинные).
Для чего пол покрывали?
(для тепла).
Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного
быта. Вам понравилось?
А хотите мы с вами поиграем. Игра называется : «Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину?
(в печке).
-А мы сейчас где готовим?
(на газовой плите).
-В чем раньше кашу варили?
(в чугунке).
-А мы сейчас где готовим?
(в кастрюле).
-В чем раньше готовили чай?
(в самоваре).
-А мы сейчас?
(в чайнике).
- Зачем нужно было коромысло?
(воду носить).
- А у нас сейчас?
(водопровод).
- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной
поиграли. А теперь, ребята, хотите слепить из глины предметы народного
быта?
Да.
(дети садятся ха столы лепить из глины предметы народного быта:
чугунок, кочергу, крынку и т.д.;Звучат русские народные песни.)
По окончании работы дети организовывают выставку предметов, слепленных
из глины.